Духовно- нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5

1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5
1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21

2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная 2003 вариант.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

     Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 15-16 годам превращением подростка в юношу или девушку [5;460].

     Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно, если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушение со стороны взрослых и в школе и дома более чем достаточно.

     В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера, формируются нравственные качества личности. Нравственное воспитание - это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.).  

     Нравственное воспитание подростков осуществляется всей системой общественного воспитания в цивилизованном обществе - это урок и туристический сбор, хорошая книга и театральный спектакль. В этой целостной системе воспитательных влияний исключительно велико влияние семьи. Поведение подростка и его отношение к окружающему во многом зависят от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношений между членами семьи.

     Усвоение подростком нравственных норм должно претворяться в определенном, нравственном стиле поведения. Нравственные черты личности проявляются в поступках, которые побуждаются желаниями, стремлениями, потребностями, т.е. различными мотивами. Мотив - побудительная причина, основание выбора поступка. Решение поступить так, а не иначе нередко представляет собой результат сложной борьбы мотивов, побуждений, стремлений, переживаний. Подчас это столкновение в сознании подростка разных, противоречивых мотивов, одни из которых связаны, например, с его стремлением к удовольствию, к любимому и приятному занятию, а другие мотивы - это осознание долга, обязанностей, выполнение которых требует напряжения сил, отказа от личного удовольствия.

     В школе, в семье подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В подобных ситуациях нужна моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор. Такие ситуации могут быть обычными, житейскими и, казалось бы, малозначащими. Но они значимы в нравственном формировании, ибо требуют усилия, а не бездумного подчинения обстоятельствам: закончена подготовка домашних заданий и можно позаниматься с компьютером, но нужно помочь матери в хозяйственных делах; хочется послушать музыку с любимыми композициями на плеере, но надо навестить больную родственницу.

     К сожалению, нередко в семье подросток не принимает сам то или другое решение, не делает выбора, а вынужден действовать по приказу и принуждению. Так, мать просто приказывает сыну немедленно отложить в сторону плеер и идти к родственнице. Мальчик подчиняется, но делает это с нежеланием и раздражением. Здесь нет выбора по собственной инициативе, а поступок, совершенный по принуждению, не способствует утверждению нужных мотивов. Иной воспитательный результат приносит выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, утверждение мотива - принести людям радость.

     Правильный собственный выбор способствует моральному росту подростка, вызывает положительные чувства, вырабатывает привычку правильно действовать в аналогичных случаях. Помочь сделать правильный выбор - это значит отказаться от давления, принуждения, приказа, заменив их, если можно, просьбой, советом, разъяснением.

     Здесь мы подошли к существенной проблеме в нравственном воспитании личности - к проблеме воздействия словом. Как часто родители жалуются на то, что их повзрослевшие дети перестают понимать обращенные к ним слова: слово-у6еждение, слово-прось6у, слово-укор или порицание. Да, бывает и так. Но - происходит это в тех случаях (разумеется, если вообще не нарушен контакт подростка с родителями), если словом действуют неумело. Об этом, кстати, говорят и сами подростки: "твердят одно и то же тысячу раз", "надоели со своими поучениями", "учат, учат без конца - даже дома быть противно".

     Между тем слово взрослого обладает большой воспитательной силой. Но " ...беда в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу".

     В.А. Сухомлинский считал, что для подростка характерна такая особенность: чем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше чувствительность к убеждающему слову. Использование безграничного богатства жизненных ситуаций для того, чтобы вызвать нужное чувство, использование в определенные моменты самого нужного слова - одно из условий становления моральной культуры подростка.

     Процесс нравственного становления зависит от возраста, подчиняется общим закономерностям возрастного развития. Вместе с тем это процесс индивидуального развития, в котором проявляется своеобразие и неповторимость личности.

      Индивидуальное своеобразие заключается также в большей или меньшей податливости воспитательному воздействию, в скрытности или открытости мотивов поступков, в богатстве и яркости чувств, в характерных способах поведения. Но это не противоречит тому, что у каждого подростка следует воспитывать единство убеждений и поведения.

 

 



 

 

1.2.           Формы и методы формирования нравственных качеств

у подростков  в процессе трудовой деятельности

 

     Нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках  школы Российской  Федерации,   является   вооружение   у   учащихся   совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических  знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде,  а  также воспитания трудолюбия как нравственной черты.

     Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения  и строится   с   учетом   психического   развития   и   социального    статуса старшеклассников.    Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное  отношение  к труду, проявляющееся в трудовой активности  стараний  и  усердия  работника. Одно из средств самоутверждения личности.

     Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент воспитания личности [19;99].

     Составной частью морали является сознательная дисциплина, предполагающая безупречное выполнение своих обязанностей и соблюдение принятых в обществе норм поведения в жизни, в отношении к людям, труду и общественной собственности. Дисциплинированность - качество не только нравственное, но и политическое, поскольку связано с определёнными взглядами и убеждениями. Воспитание этого качества у школьников осуществляется одновременно с формированием их убеждений, развитием общей культуры, приучением к регулярному, добросовестному труду и исполнению своих обязанностей. Для рациональной организации нравственного воспитания учащихся в процессе трудового обучения важно помнить, что сам процесс трудовой деятельности имеет нравственную основу, потому что через труд человек опосредованно выражает свое отношение к другому человеку. В этом особая нравственная сила уроков труда. И в этом их сложность: плохо организованные уроки труда - это и плохо организованное нравственное воспитание, своего рода упражнение в безнравственном поведении.

      Вот почему очень важно, чтобы урок трудового обучения, любое внеклассное трудовое дело отвечало двум основным, решающим требованиям:

1.  Создавало образец взаимоотношений детей как нравственных взаимоотношений людей, лучших представителей нашего общества;

2. Создавало опыт нравственного отношения детей к труду.

        Дать  школьникам  трудовые  навыки  и  умения  –  это  еще  не   значит

подготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается благодаря включению  школьников  в  разнообразные виды коллективного общественно  полезного,  в  том  числе  производительного труда, который при  педагогически  правильной  подготовке  является  главным средством трудового воспитания.

      Широко  распространенная  форма  вовлечения  учащихся   в   общественно полезный, производительный труд – трудовые объединения школьников. Трудовые объединения школьников  играют  исключительно  важную  роль  в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в  подготовке их к сознательному и творческому  участию  в  общественном  производстве.  В трудовых объединениях учащиеся проходят  школу  трудовой  жизни,  воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности  в его исполнении. Эти нравственные качества воспитывают гражданское  сознание у старшеклассников.

     Система трудового воспитания должна использовать все  формы  и  методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное  выполнение  общественно полезного труда, дисциплину и организованность,  ответственность  за  личный вклад коллектива в развитии  общественного  богатства,  выработку  отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

     Формами трудового воспитания являются:

    1) средства морального и материального поощрения;

    2) представление широких возможностей для повышения

        своих способностей;

    3) подготовка молодого поколения к труду методами

        семейного воспитания и в учебных заведениях;

    4) использование средств массовой информации в целях

        трудового воспитания.

     Харламов И.Ф. дает новые обновляющие  формы  трудовой  деятельности.  В воспитание  потребности  в  труде  и  бережном  отношении   к   материальным ценностям большую  роль  играют  формы  организации  трудовой  деятельности.

     Важнейшими являются следующие:

       а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу  за  плодовыми  деревьями  в  школьном саду. Временные звенья организуются  для  выполнения  эпизодической  работы, например, для оформления школьного  здания  к  наступающему  празднику;

       б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,

традиционная  подготовка   и  проведение  в  школе  "Праздник  труда"  или

праздник "В подарок школе", когда  ученики  изготавливают  учебные  пособия, мастерят  модели,  закладывают  памятные   аллеи.   Стимулирующей   трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

       г) эффективной  формой  трудовой  активности  являются  индивидуальные трудовые  поручения,  которые  даются  учащимся  учителями  и   ученическими организациями [2;24].

     Весьма важным в трудовой деятельности  учащихся  является  практический показ и обучение  их способам и приемам работы,  соблюдение  правил  техники безопасности. Большое значение имеет руководство  самим  процессом  труда  и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения. Для формирования добросовестного отношения  к  труду  большое  значение имеет стимулирование учащихся.

      Значительную роль в формировании положительного  отношения  учащихся  к труду играет общественное  признание.  Это  поднимает  настроение  учащихся, выявляет у них сознательное  отношение к необходимости  трудиться  на  общую пользу.

     Одобрение взрослых  особенно  важно   тогда,  когда  ученик  испытывает

внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился  успеха  в  выполнении трудового задания. Столь же важно  - в случае необходимости –  и  порицания. В процессе педагогически  организованного  труда  вырабатывается  правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности.

 

 

Нравственное воспитание в труде во внешкольной, внеклассной деятельности.

  

      Важное  место  в  системе  трудового   воспитания   учащихся   занимает

организация  внешкольной   работы   –  работа кружков, мероприятия   по

профориентации - встречи с тружениками промышленности и сельского  хозяйства, изготовление учащимися учебных пособий, ремонт школьного оборудования, помещений, разбивка цветников вокруг школьных зданий, сооружение спортивных площадок, создание подсобного хозяйства и многие другие виды работ помогают воспитанию бережного отношения и любви к школе, ответственного отношения к делу, к людям, дисциплинированности. Занятия школьников техническим творчеством, овладение умением водить трактор, автомашину в определенной степени влияет на военно-техническую подготовку юношей, их готовность к службе в армии. Расчистка леса, родников, бережный сбор лекарственных трав и т.д.- работа, которой занимаются учащиеся в школьных лесничествах, в походах по родному краю, при правильном их проведении, сопровождается выработкой у школьников бережного отношения к природе родного края [20;46].

Информация о работе Духовно- нравственное воспитание