Духовно- нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5

1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5
1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21

2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная 2003 вариант.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

    Труд является практическим условием  воспитания  нравственных  качеств,

надежным рукотворным средством создания тончащей материи – духовного  облика ребенка.

    В процессе поэтического формирования готовности  к  труду,  в  духовном

мире    ребенка    происходит     формирование     социально-экономического,

нравственного, эстетического мотивов труда.

    Я пришла к выводу, что в обществе формируется слой несовершеннолетних, выбивающихся из нормальной  для  ребенка  колеи  социализации.  Они  бросают учебу, испытывают  физические  и  нервные  перегрузки,  легко  попадают  под влияние  криминальной  сферы,  деформируется  их  духовное   развитие.   Так создаётся  взрывоопасная  и  криминальная  ситуация.  Школьники   не   видят нравственной красоты труда, у них возникает негативное отношение к труду,  и его необходимо устранить.

    Особое внимание всех заинтересованных сторон должно быть сосредоточенно на  содержании  труда  подростков,  создании  условий   для   разнообразной, посильной и нравственно мотивированной работе.

    Современная ситуация в обществе своеобразно  отражается  на  ценностных ориентациях подростков: меняются установки на  материальное  благосостояние, хотя у старшеклассников в последние годы мотив "хорошо оплачиваемая  работа" уступает место "интересной и нравственной работе".

    Растёт число подростков нуждающихся во временной работе. Однако пока не сложилась система их трудоустройства. Её поиск  сейчас  возможен  на  уровне семейно-родственных отношений, дружеских связей.

    Современное общество в период  рыночных  отношений  предъявляет  особые требования к человеку как труженику, поэтому в школе проблема  нравственного воспитания детей в труде должна занимать одно из ведущих  мест.  Сегодняшний школьник завтра займёт своё место в  общественном  производстве  и  значение его будет зависеть от того насколько он окажется подготовленным  к  трудовой деятельности.

    Воспитать творческий подход к  труду  –  высоко - особенная  нравственная задача воспитания. Решить эту задачу возможно только  в  том  случае,  если  школа  сумеет привить  своим  воспитанникам  любовь  к   труду,   понимание   общественной необходимости труда, разовьёт всесторонне их способности.

    Участие в  коллективном  труде  даёт  возможность  человеку  выработать

правильное нравственное отношение к людям труда.

    Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся  дух коллективизма,  желание  жить  и  трудиться  в  коллективе,  учить   творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека  в условиях рыночной экономики.

  Нравственное воспитание, таким образом, осуществляется во всех сферах трудовой подготовки школьников, и от учителя требуется знание программы нравственного развития личности, осуществляемой в школе в целом с учетом возраста детей, условий их семейной жизни, накопленного ими опыта отношений с людьми. Отсутствие нравственного воспитания на уроке технологии  нельзя квалифицировать как нейтральное явление. Если не воспитана нравственность, то на ее месте развивается безнравственность. Учитель, пренебрегающий нравственным воспитанием, тем самым содействует развитию безнравственности учащихся.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.      Абрамов Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для вузов. / /- М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга. - 2000. - 823с.

2.      Бочкарёв В. В школу должен вернуться полноценный труд. / /Народное образование.-2005.- № 6-  С.19 - 26.

3.                           Воробьев Н.Е., Шагина А.Ю. Система нравственного воспитания И. Канта. // Педагогика. -2005. – С.18-25.

4.      Галагузовой М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. // - М.: Владос.- 2000. - 416с.

5.      Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. // Уч. пособие для вузов. - М.: Сфера. -  2001. - 464с.

6.      Ключникова Е.А,. Черняковская Е.А. Методика, диагностики сформированности нравственно - волевых качеств детей. // Методист. -2004. - № 5. -С. 57 - 61.

7.      Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука - мозг», или о забытых аспектах трудового воспитания. Воспитание школьников. -2002.- № 2. - С.14 -18.

8.      Козлов Э.И. Азбука нравственности. / /Воспитание школьников.- 2004.- № 8.- С.43 – 57.

9.      Обухова Л.Ф. Возрастная психология. // Уч. пособие для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России. - 2001. - 444с.

10. Пармёнов А.А. Некоторый аспекты нравственного воспитания школьников. / /Образование на пороге нового столетия: традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. - 2000.-  С. 54 - 62.

11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М. - 2004.- С.23-56.

12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.-2001.- С.67-78.

13. Струминский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского.  - М. -1979.- С.13-23.

14. Скаткин М.Н. Трудовое воспитание и профориентация школьников./-М. - 2000.- С.45-89.

15. Токарев И.В.  Педагогика Макаренко возвращается. / / Народное образование. - 2005.- № 6. -С. 136 - 138.

16. Ушинский К.Д. Полное собрание сочинений. / // - М. - 1978.

17. Фарахутдинова Л. А. Основы нравственности в современной школе. // Просвещение. -2002.- № 4.- С. 99 - 101.

18. Хотунцев Ю. Л.Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003.- № 1.- С. 62 - 64.

19. Целищева Н. В. Воля и труд человека дивные дела творят. / /Народное образование. - 2005. № 6.- С.99 - 110.

20. Шевчук А. Труд - полезен смолоду. // Народное образование. - 2005. - № 6. - С. 45 - 46.

21. Яновская М.Воспитание эмоционально - нравственной культуры школьников. // Народное образование. -2005. - № 7. - С. 166 - 169.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Приложение 1»

 

 

Диагностика нравственной воспитанности подростков

 

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)

  Цель: выявление мотивов поступков учащихся в процессе их жизнедеятельности.

  Ход проведения. Учащимся  предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3- привлекает очень сильно,

2- привлекает в значительной степени,

1 – привлекает слабо,

0 – совсем не привлекает.

Что привлекает в деятельности?

1)     интересное дело;

2)     общение с разными людьми;

3)     помощь товарищам;

4)     возможность передать свои знания;

5)     творчество;

6)     приобретение новых знаний, умений;

7)     возможность руководить другими;

8)     участие в делах своего коллектива;

9)     стремление заслужить уважение своих товарищей;

10)возможность сделать доброе дело для других;

11)желание выделиться среди других;

12)выработка у себя определенных качеств.

Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов необходимо выделить следующие блоки:

А) коллективистские мотивы (п.3, 4, 8, 10);

Б) личностные мотивы (п.1,2, 5, 6, 12);

В) престижные мотивы (п.7, 9, 11).

  Сравнение средних оценок  по каждому блоку позволяют определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

 

 

Методика «Сферограмма»

 

  Методика позволяет выявить круг интересов и духовных потребностей подростка. Вопрос «чего хочу?» здесь коренным образом меняется и предъявляется детям в виде «кому отдам?». Такая постановка вопроса позволяет  очертить границы духовной сопричастности человека: заботят ли его люди (близкие и далекие), волнует ли благополучие той социальной жизни, что лежит за пределами его житейской персональной сферы.

  Предлагаются два вопроса. Первый: «Чего бы ты хотел иметь больше всего на свете?» Второй: «Что бы ты стал с этим делать. Если бы этого было у тебя слишком много?» можно приложить ко второму вопросу варианты ответов: «продам», «отдам», «спрячу – пригодится» и т.д.

  Обработка результатов с представлением их в графическом виде дает четкую картину: секторы вычерченных концентрических кругов будут указывать на узость или широту сфер сопричастности детей миру таковому.

  Этот период при всей его простоте увлекает детей. Сферографическим  способом педагоги часто пользуются неосознанно, например когда в повседневной беседе спрашивают ребенка: «И что же ты стал бы с этим делать?»

  Если педагогу известны пристрастия подростков, то, используя сферографический метод, он может более конкретно сформулировать вопрос: «Если бы у тебя было очень – очень много мороженного, то что бы ты стал с ним делать?» или «Если бы ты получил целый вагон футбольных мячей, то как бы ты ими распорядился?»

Результаты проведенной сферограммы целесообразно сообщить детям, но не допуская сопутствующих оценок типа «молодцы» или «очень жаль». Такого рода оценки исключат в дальнейшем возможность использования данной методики.

  Вот как например выглядят обработанные результаты (рисунок 1).

Рисунок 1.

  Каждая из этих цифр свидетельствует о значимости выбора близких или далеких сфер личностной заботы.

К концу летнего отдыха педагог может повторить методику и выявить, насколько расширились нравственные интересы детей.

Методика «Недописанный тезис»

  Дописать тезис – это значит высказать вполне определенное  суждение и обозначить свое отношение к предмету речи.

Наилучший вариант: фраза напечатана на карточке для каждого участника и он эту фразу дописывает:

«Если ты видишь недостатки человека…»

«Быть человеком – это…»

«Сочувствовать  - это…» и т.д.

 

Методика «Я – позиция»

 

  Здесь выявляются взаимоотношения подростка с коллективом. Ребенок  определяет свое место в коллективе и показывает его, выбрав один из трех вариантов рисунка:

        Я                         

 

 

При проведении этих методик следует позаботиться о сохранении тайны личности и в ходе тестирования предусмотреть все. Чтобы чужой глаз не заглянул в картинку – схему,  которую рисует подросток.

 

Тест «Поставь себе оценку»

 

  Инструкция: Ребята! Вам следует ответить на пять вопросов. Отвечайте «да» или «нет», затем подсчитайте ответы «да».

(Таблица№1)

Ф.И.О._________________________________________ класс_________

Вопрос

Ответ

1

Всегда ли ты уступаешь в автобусе (или другом общественном транспорте) место взрослым пассажирам?

 

2

Всегда ли ты стоишь в очереди?

 

3

Говоришь ли ты маме «спасибо», когда встаешь из –за стола или надеваешь выглаженную рубашку?

 

4

Всегда ли ты тактично ведешь себя с одноклассниками. Проявляешь внимание и чуткость к ним?

 

5

Называешь ли ты по имени и отчеству людей. Когда здороваешься с ними?

 

Оценка за вежливость-

Информация о работе Духовно- нравственное воспитание