Духовно- нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Современный уровень нравственного воспитания подрастающего поколения оставляет желать лучшего. Без этой важнейшей составляющей воспитания не может быть Человека с большой буквы. Уже все мировые практики показали плачевность результатов низкого нравственного воспитания. В наше время школы особенно нуждаются в конкретных данных, характеризующих уровень нравственного поведения учащихся в том или ином возрасте, их возможности для достижения высокого уровня нравственного развития. Овладение своим поведением в соответствии со знаниями о нравственности означает проявление общего мировоззрения учащихся, умение руководствоваться им в конкретных делах, поступках.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого – педагогические аспекты формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. …………………..5

1.1. Сущность и особенности формирования нравственных качеств у подростков……………………………………………………………………....5
1.2. Формы и методы формирования нравственных качеств у подростков в процессе трудовой деятельности. ……………………………………………12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..21

2.1. Обобщение опыта…………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..30

Список используемой литературы…………………………………………...34

Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная 2003 вариант.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

     Особое значение также занимает летняя работа, направленная на сочетание

труда и отдыха. Она может включать труд на учебно-производственном  участке, работу  по  строительству  и  ремонту  различных   хозяйственных   объектов, чередование с экскурсиями, походами, занятиями спортом.

     Воспитательное значение учебной и  внеклассной  работы  в  формировании трудолюбия старшеклассников,  их  взглядов  и  убеждений     зависит  от  ее содержательности, эмоциональности и умелого учета особенностей школьников.

     В структуре трудолюбия  как нравственно личностного качества,  пожалуй,

чуть ли не главным является трудовые умения   и  навыки,  умелость  личности в различных видах производительной деятельности.

     Производительный труд во внеклассной работе организуется  руководителем школы, органами самоуправления и общественными организациями. В него  входит трудовая   производственная   практика.   По   окончанию   учебного    года старшеклассники  включаются  в  кратковременный  производительный  труд   на фабриках и заводах, предприятиях  сферы  обслуживания,  в  кооперативах,  на пришкольных  участках,  лагерях  труда  и  отдыха.  В  течение  всего   года школьники могут работать во вне учебное время…

     Всякий  производительный  труд  школьников  должен  быть  оплачиваемым. Самостоятельно заработанные деньги учат детей  бережливости,  хозяйственному подходу  к  организации  собственной  жизни,  самостоятельности,   изживанию иждивенческой психологии, умению соизмерять  удовлетворение  потребностей  с реальными возможностями. Эффективный,  производительный,  полезный  обществу труд школьников  закрепляет  их  умения  и  навыки,  развивает  общественную активность,   создает   основу   для   делового   общения   в    коллективе, совершенствует волю  и  такие  важные  нравственные  черты  характера,  как: дисциплинированность,    ответственность,     инициатива,     точность     и исполнительность.

     Общественно значимый, результативный труд включает в  себя  такие  виды общественно  полезной  деятельности,  как  сбор лекарственных растений,  даров  леса;  у  школьников  развивается  понимание необходимости  органического  сочетания   общественного   интереса   личным, воспитываются такие нравственные черты, как: чувство долга  перед  людьми  и обществом, патриотизм и интернационализм,  самосознание,  чувство  красоты человеческой личности.

     Бытовой  само обслуживающий  труд  имеет  целью  удовлетворение  бытовых потребностей семьи или коллектива. Эта работа эффективна, когда  посильна  и содержит в себе  коллективистскую  направленность:  обеспечивает  не  только личные нужды, но и потребности других членов семьи, школьных коллективов.

      Общественно полезный труд одновременно и средство и  фактор  морального воспитания.

     Спецификой взаимосвязи трудовой деятельности  нравственного  воспитания школьников является то, что уровень нравственных  качеств учащихся  в  этом процессе нестабилен, он может или повышаться или понижаться.

     Благодаря общению в труде дети развиваются более гармонично,  проявляют свой нравственный потенциал. Однако не любая работа может  быть  общественно значимой.  Нередко  в  коллективе  двое  –  трое  ребят  неохотно  выполняют порученное  дело,  не  испытывают  потребности  трудиться.  Другие   ученики проявляют высоконравственные  качества,  труд  в  коллективе  доставляет  им радость. Они вкладывают  в  выполнение  трудового  задания  и  физические  и умственные способности.

     Необходимо подчеркнуть, что хорошо организованный общественно  полезный труд – благодатное поле для воспитания нравственного сознания и поступков.   В сфере трудовой деятельности все  учащиеся  имеют  определенный  опыт, навыки, в меру своих возможностей могут качественно выполнять порученную  им работу. В чем же причины проявления  нерадивого отношения к труду?

     Это зависит от уровня  морально-нравственной  подготовки  ученика  (его

потребности в труде,  понимания  роли  исполнительской  дисциплины,  чувства ответственности, воли и т.д.).

     Нередко в процессе общей работы вредные поступки заражают  коллектив  в большей степени, нежели  положительные.  Поэтому  для  успешного  выполнения любой  работы,  требующей  волевых  усилий  и  умений,  надо   акцентировать внимание на нравственных аспектах. Выделять из среды учащихся тех,  морально (психологически)  устойчив  и  менее  устойчив.  Это   решающий   фактор   в организации любого вида труда.

     Сознательное отношение к труду, духовная потребность,  исполнительность прочные  деловые  навыки  и  умения  –  воспитательной  работы  школы.  Ведь общественно полезный труд организуется в основном в коллективе, и каждый  его член обязан предостеречь другого от  повторения  ошибок,  чувствовать  общую ответственность. Качество коллективной ответственности формируется в  труде, и на уроке.

     Общественно  полезный  труд  оказывает  воздействие на нравственное

воспитание  личности,  если  осуществляется  в  деловой   обстановке,   если

организаторы   поощряют   трудовое    усердие,    патриотические    чувства,

дисциплинированность учащихся.

     Некоторые педагоги задают вопрос:  можно  ли  наказывать  трудом?  Если

принуждать ученика к выполнению работ, то какая  это  связь  с  нравственным воспитанием?

     Разве может оказывать отрицательное влияние на  нравственность  ученика

работа, выполняемая в интересах коллектива, для пользы общества?

     Можно ли говорить об  отрицательном  влиянии  труда  на  нравственность

учащегося, если он привлекается к  труду,  который  приносит  пользу  только определённым личностям?

     К.Д. Ушинский указывал на то, что принудительный труд в  пользу  другого отрицательно сказывается на развитии человеческой личности.

     "Общественно   полезный    труд    и    нравственное    воспитание    –

взаимодополняющие  факторы,   связь   между   ними   не   односторонняя,   а

всесторонняя, вытекающая из их природы и характера" (Гуламов Г.  Взаимосвязь общественно  полезного  труда  и  нравственного   воспитания   учащегося   /Советская педагогика, 1991, №4, с21-22.)

     Именно эвристический, нравственный, эстетический  замысел  труда  может удерживать  ученика  в  поле  трудового  напряжения:  подпитывать  терпение, высвечивать смысл повседневных кропотливых, тонких,  а  часто  и  неприятных забот, связывать приобретаемые знания и умения с эмоциональными  и  волевыми усилиями.

     В   период   взросления   необходимо   заботится   о    нравственности,

гуманистическом смысле труда. В опыт  старшеклассников  входят  такие  дела, которые сопряжены с заботой о людях, о природе,  об  условиях  жизни.  Нужны дела как  кратковременные,  так  и  длительные,  рассчитанные  на  несколько поколений школьников, способные стать традициями воспитательной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Практическая часть

 

2.1. Обобщение опыта

 

Нравственное воспитание подрастающего поколения.

Фильчагина Н.Н.

Методист Муниципального образовательного учреждения Центра детского творчества «Светлячок» г. Ртищево Саратовской области.

 

  Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения младшему. А накопленный опыт – это известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, правовые нормы. Вот почему  воспитание относится к числу категорий общечеловеческих. Оно появилось с возникновением человеческого общества, вместе с ним развивается, взгляды на содержание воспитания меняются с изменением общества. Воспитание – процесс длительный, непрерывный, комплексный, многофакторный, двусторонний.

  Современное общество отличается катастрофическим состоянием духовно – нравственного воспитания. у подрастающего поколения искажаются общечеловеческие ценности: представление о добре, справедливости, великодушии, милосердии. У людей все чаще возникает непонимание друг друга, все больше разногласий, раздора. Вот почему  проблема нравственного воспитания подрастающего поколения остается все еще актуальной.

  В стенах нашего учреждения непрерывно идет работа по воспитанию нравственных качеств у молодого подрастающего поколения. Мне хотелось бы остановиться на работе педагогов отдела декоративно – прикладного творчества.

  Двенадцать лет Светлана Ивановна Быкова руководит коллективом по художественному вязанию крючком и спицами. Свою работу в коллективе «Кружевица» педагог старается организовать так, чтобы воспитать у ребят трудолюбие, бережливость, честность, деликатность в словах и делах, вежливость. Светлана Ивановна свою работу направляет в первую очередь на воспитание нравственных качеств, так как причина всех кризисных явлений в нашем обществе, по мнению педагога, является кризис нравственный. Решение проблемы нравственного воспитания она видит в организации занятости ребят полезной деятельностью: вязанием спицами и крючком. Педагог убеждена в том, что если ребенок умеет что – то делать, любит свое дело, то оно, с одной стороны, уберегает его от многих дурных наклонностей, а с другой стороны – облагораживает нравственно, так как, с точки зрения Светланы Ивановны, безделье – корень всех пороков. Дети, пришедшие в коллектив к педагогу, хотят освоить приемы вязания крючком и спицами, открыть для себя много нового и интересного. Свою задачу Светлана Викторовна видит в том, чтобы всеми способами закрепить это желание, помочь его развить. В процессе изготовления поделки у ребят формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, они приобщаются к творчеству, переживают радость созидания.

  У педагога есть большой опыт проведения интегрированных занятий «Волшебные нити колдовства», «Народные промыслы России»,  посиделок «Добрых рук мастерство», «Рождественские колядки», где ребята знакомятся с традициями и обрядами русского народа. В своем коллективе Светлана Ивановна проводит литературные вечера, Дни духовности и культуры, приглашая на них мастеров декоративно – прикладного творчества. Традиционно в коллективе проводит посиделки с родителями и детьми на тему «Папа, мама, я- дружная семья», игру «Мир человеческих отношений». Педагог решает вопросы нравственного воспитания не только в коллективе своих воспитанников, но и изучает влияние семьи на их нравственное развитие и воспитание, проводит родительские по этой проблеме, рекомендует литературу для домашнего чтения совместно с детьми.

  Татьяна Сергеевна Волкова, руководитель коллектива «Белошвейка», считает, что если в человеке на пробуждаются совесть и стыд, то нравственное воспитание малоэффективно. И вот уже более десяти лет свою работу по обучению швейному делу педагог выстраивает так, чтобы занятия способствовали нравственному воспитанию подрастающего поколения. Татьяна Сергеевна стремится превратить процесс трудового обучения в интересное, познавательное, творческое занятие, духовно обогащающее внутренний мир ребенка.

  В ходе проведения занятий и внеклассных мероприятий, в течение всего курса обучения швейному делу, педагог способствует формированию высоких нравственных качеств у своих воспитанников. Ребята вместе со своими наставниками в настоящее время возрождают интерес к православным праздникам, готовят к ним подарки. Поучения о нравственных категориях не всегда проносят желаемый эффект, здесь в помощь педагог берет литературу, как правило сказки, так как они мало кого оставляют равнодушными: ребята высказывают собственные суждения, делятся опытом разрешения житейских ситуаций. Эти удивительные сказки о добре и зле учат жизни, человеческим взаимоотношениям, умению понимать свою и чужую душу. В ходе рассуждения выявляется поучительная направленность сказки. В подготовке занятий педагогу оказывает помощь программа «Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок» Коротковой Л.Д.

  Руководитель коллектива «Сказочная страна» (изготовление мягкой игрушки) Ирина Ивановна Кочкина ставит одной из основных задач своей деятельности – нравственное воспитание ребенка. Постепенно дети не только совершенствуют шитье, но и начинают глубже ощущать красоту окружающего мира, стремясь придумать что – то новое.  Педагог отмечает, что у всех ребят игрушки получаются разного качества и настроения, похожие на автора – добрые, смешные, испуганные. Но главное то, что в процессе творческой работы ребята преодолевают свои личные проблемы, реализовывают свои личные проблемы, реализовывают свой небольшой жизненный опыт, смотрят на мир своим взглядом, в котором отражаются любовь, добро.

  К великим православным праздникам программой предусмотрено изготовление ребятами серии сувениров, поделок, композиций:

Рождество Христово – Вифлеемская звезда, ангел – хранитель, Рождественская открытка; светлое Христово воскресенье – Вербное воскресенье, пасхальные открытки. Кроме теоретических занятий, проводятся и выставки работ с приглашением родителей, где ребята рассказывают о православных праздниках, знакомят со своими работами.  Такие мероприятия, по мнению педагога, духовно сближает родителей и ребят. Неотъемлемой честью нравственного  воспитания в коллективе является воспитание культуры труда: умение работать сообща, творчески подходить к работе.

Информация о работе Духовно- нравственное воспитание