Теоретические подходы к использованию проектировочных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель – Исследовать психолого-педагогические подходы использования проектировочных методов диагностики по работе с подростками по профилактике тревожности.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к использованию проектировочных методов в особенности рисуночный метод.
2) Рассмотреть понятие тревожности в психологии.
3) Определить психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.
4) Определить психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности.
5) Раскрыть эффективные проектировочные рисуночные методы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к использованию проектировочных методов 5
1.1. История возникновения проектировочного метода 5
1.2. Психологическая характеристика проективных методик 9
1.3. Положительные стороны проектировочных методик.........................................12
1.4. Классификация проективных методик.................................................................13
1.5. Рисуночные проективные методики....................................................................16
Глава 2. Тревожность в психологии 38
2.1. Понятие тревожности 38
2.2. Характеристика подросткового периода 41
2.3. Основные причины возникновения подростковой тревожности........................46
2.4.Психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.....................................................................................................................52
2.5. Психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности...................................................................................................................57
Глава 3. Эффективные проектировочные рисуночные методы тестирования профилактики тревожности..........................................................................................61
3.1 Проведение рисуночных тестов 64
3.2. Примеры рисуночных тестов 66
Заключение 75
Список литературы 78

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 157.86 Кб (Скачать)

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом мы можем утверждать что проективные методики направлены на экспериментальное исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. И проанализированы такие качества как интересы и установки личности, мотивация, ценностные ориентации, страхи и тревоги, неосознаваемые потребности и побуждения и пр. Основное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Хотя часто эти причины неосознанные, и понять их достаточно трудно. И для таких ситуации исследователям необходим проективный метод и составляющие его проективные методики, которые раскрывают мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, на котором участникам не дается контролировать свои мысли, чувства и эмоции.

Проективные методики основываются на едином психологическом механизме «проекции», который анализировали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не признается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны диагностике в особенностях их рисунков.

Так же сама суть явление тревожности является первым сигналом к дальнейшим психологическим проблемам. Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. 
 Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Подростковый возраст - остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции социального развития. Происходит не только активное физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти тесно взаимосвязаны: широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество.

Отсюда и двоякое значение этого периода для становления личности человека. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

И из-за этого для человека, это очень уязвимый и опасный период жизни. Поэтому так важно родителям и педагогам внимательно отнестись к этому времени. Для этого и нужна профилактика тревожности, чтобы помочь подростку пройти этот процесс без осложнений.

Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При наличии тревожности дети часто не реализуют ее из-за односторонней ориентации родителей на более интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается несерьезным занятием, работой "для себя", и подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам. Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. Это и делает рисуночный метод одним из самых успешных способов диагностики и профилактики тревожности у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. К.Г.Юнг Психогеометрическое тестирование. Теоретический и практический аспекты. Самара, 2002, 84с.
  2. Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, НауковаДулека, 1989.
  3. http://glebland.narod.ru/Sokol.htm
  4. И.Н. Носс, Психодиагностика. - Москва: Изд-во «КСП+», 1999.
  5. Психологический словарь, 1990
  6. А. М. Прихожан,«Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика» Москва — Воронеж 2000
  7. А.П.Петровский, М.Г. Ярошевский, "Педагогика", Москва, 1990,
  8. А.В. Гронский, Т.Ю. Ласовская, "Когнитивная психология", М.,2003
  9. Н.Н.,Талызина, "Педагогическая психология", М., 2012
  10. http://www.psylist.net/promet/risnev.htm
  11. А. Л. Венгера «Психологические рисуночные тесты»  М.: Владос-пресс, 2003.

 

 

 


Информация о работе Теоретические подходы к использованию проектировочных методов