Теоретические подходы к использованию проектировочных методов
Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа
Краткое описание
Цель – Исследовать психолого-педагогические подходы использования проектировочных методов диагностики по работе с подростками по профилактике тревожности. Задачи исследования: 1) Рассмотреть теоретические подходы к использованию проектировочных методов в особенности рисуночный метод. 2) Рассмотреть понятие тревожности в психологии. 3) Определить психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков. 4) Определить психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности. 5) Раскрыть эффективные проектировочные рисуночные методы.
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к использованию проектировочных методов 5 1.1. История возникновения проектировочного метода 5 1.2. Психологическая характеристика проективных методик 9 1.3. Положительные стороны проектировочных методик.........................................12 1.4. Классификация проективных методик.................................................................13 1.5. Рисуночные проективные методики....................................................................16 Глава 2. Тревожность в психологии 38 2.1. Понятие тревожности 38 2.2. Характеристика подросткового периода 41 2.3. Основные причины возникновения подростковой тревожности........................46 2.4.Психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.....................................................................................................................52 2.5. Психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности...................................................................................................................57 Глава 3. Эффективные проектировочные рисуночные методы тестирования профилактики тревожности..........................................................................................61 3.1 Проведение рисуночных тестов 64 3.2. Примеры рисуночных тестов 66 Заключение 75 Список литературы 78
По мнению А.М. Прихожан, как профилактика, так и психокоррекционная
работа должна включать включает 3 взаимосвязанных
направления:
1) психологическое
просвещение окружающих подростка
взрослых - родителей и педагогов, объяснение
им причин и последствий тревожности;
обучение - взрослых средствам преодоления
тревожности у детей (что особенно важно
для родителей, учителей), способам помощи
детям в овладении средствами преодоления
тревожности;
2) непосредственная
работа с подростками.
Профилактическая работа должна
быть направлена, прежде всего, на оптимизацию
тех областей, с которыми связаны «возрастные
пики» тревожности, при психокоррекции,
помимо «возрастных пиков» - на «зоны уязвимости»,
характерные для конкретного ребенка,
подростка;
3) работа по
обеспечению соответствующей психологической
атмосферы, способствующей развитию у
ребенка, подростка чувства защищенности,
межличностной надежности.
Значимым элементом в профилактике
и преодолении тревожности является выработка
индивидуальных эффективных моделей поведения
в наиболее трудных для человека ситуациях.
Не менее важна в психопрофилактике
и преодолении тревожности подготовка
детей к новым ситуациям, т.е. снижение
неопределенности ситуации через детальный
рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей,
обучение результативным, конструктивным
способам поведения в ней. Целесообразно
проводить предварительное «проигрывание»
наиболее значимых ситуаций (например,
репетицию экзамена).
Существенное значение при
осуществлении всех программ играет позиция
психолога по отношению к ребенку и подростку.
Как указывает А.И. Захаров, опыт работы
подтверждает значимость смены позиции
психолога в процессе осуществления программ
- от активной, даже авторитарной роли
до роли равного партнера и пассивного
наблюдателя. Наиболее эффективным считается,
если смена позиции осуществляется при
максимальной открытости, объяснении
для подростка смысла поведения психолога
в той или иной ситуации.
Важным моментом в профилактике
и преодолении тревожности является снятие
внутренних зажимов, обретение ребенком
и подростком «двигательной свободы»,
пластики движений. Эту часть работы целесообразно
проводить с помощью преподавателей соответствующих
дисциплин (ритмики, физкультуры и пр.).
Для повышения эффективности
психопрофилактики и коррекции во многих,
случаях необходима «терапия среды», как
семейной, так и школы. Это положение, особенно
важное для подросткового возраста, остается
значимым и для последующих периодов развития
Глава 3. Эффективные
проектировочные рисуночные методы тестирования
профилактики тревожности.
Стремление рисовать присуще большинству
детей старшего дошкольного возраста.
При наличии тревожности дети часто не
реализуют ее из-за односторонней ориентации
родителей на более интеллектуально насыщенные
занятия. Рисование, как и игра, считается
несерьезным занятием, работой "для
себя", и подобная установка обедняет
духовный мир детей, не дает возможности
реализоваться их творческим началам.
Изучение рисунков детей с неврозами полезно
и в плане диагностики интересов и увлечений,
особенностей темперамента и переживаний.
С известной долей осторожности можно
считать, что преобладание серых тонов
и черного цвета в рисунках подчеркивает
отсутствие жизнерадостности, пониженный
фон настроения, большое количество страхов,
с которыми не может справиться ребенок.
Доминирование ярких, светлых и насыщенных
красок указывает на высокий жизненный
тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность
изображения, отсутствие предварительных
набросков и последующих, изменяющих первоначальный
сюжет дорисовок, говорит об уверенности
и решительности. Повышенная возбудимость,
гиперактивность находят выражение в
неустойчивости изображения, смазанности
или в большом числе отчетливых, но пересекающихся
линий.
Тематическое рисование по
заданию школьного психолога может осуществляться
как во время ожидания приема, так и дома.
Рисунки на темы: "В детском саду, школе",
"На улице, во дворе", "Мы дома",
"Семья", "Что мне снится страшное"
или "Мои страхи", "Что было со мной
самое плохое или хорошее", "Кем я
хочу стать" - дают много ценной информации,
дополняющей клиническое обследование.
Дошкольники изображают себя в детском
саду, как правило, рядом с одним из сверстников,
с которым поддерживают дружеские отношения.
Если сверстников на рисунке несколько,
то автор помещает себя обычно на периферии
группы, отображая этим отсутствие лидирующей
позиции. О феномене социально-психологической
изоляции можно судить по рисункам школьников.
Они достоверно чаще изображают себя в
одиночестве, чем в окружении сверстников
или взрослых.
Таким образом, степень принятия
в группе (коллективе) уменьшается по мере
перехода из детского сада в школу, сопровождаясь
все более выраженными переживаниями
своей обособленности, непонятости и одиночества
с ведущим переживанием "я не такой,
как все". Чувство одиночества - одно
из центральных переживаний при неврозах
- особенно заметно в сюжете "улица,
двор". Здесь также достоверно доминирует
изображение только себя, а не себя и сверстников,
подчеркивая трудности в установлении
дружеских, неформальных отношений.
Рисование ситуации "Мы дома"
дает возможность воспроизвести взаимодействие
в семье, какую-либо сценку из ее жизни.
Здесь же предлагается нарисовать всех
членов семьи по усмотрению автора рисунка
в отдельных комнатах, отразив таким образом
наиболее близких для него лиц. Один мальчик
нарисовал в этом случае мать похожей
на робота, что указывало на ее занятость,
строгость и принципиальность, отсутствие
душевной теплоты в отношениях с сыном.
Изображение на рисунке одного
из наиболее беспокоящих страхов оказывает
десенсибилизирующее действие на остальные
страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное
волевое усилие в процессе рисования,
справляется с заданием и заслуживает
одобрение близких и похвалу врача. В подростковом
возрасте возрастает рисование социально
опосредованных страхов плохой отметки,
контрольных, не успеть все сделать вовремя.
В этом случае речь идет уже не столько
о страхах, сколько об опасениях, нередко
приобретающих навязчивый характер. Соответственно,
эффект от отображения в рисунке ведущего
страха будет более высоким в дошкольном
и отчасти в младшем школьном возрасте.
Во всех случаях важен сам принцип выполнения
задания врача, что является отправным
пунктом для повышения уверенности в себе,
в творческих силах и возможностях.
Тема "Самое плохое (неприятное)
событие в жизни" дополняется "самым
хорошим событием", чтобы уравновесить
психотравмирующий аспект первого рисунка.
У мальчиков и девочек на первом месте
среди отрицательных воспоминаний находятся
события, связанные с пребыванием в больницах,
несчастными случаями и медицинскими
манипуляциями. На втором месте у мальчиков
воспроизводятся конфликты со сверстниками;
у девочек - конфликты с родителями, что
отражает большую эмоциональную значимость
для них таких конфликтов.
"Кем я хочу стать"
- заключительный раздел тематического
рисования, вносящий в него оптимистическую
ноту и способствующий повышению
уверенности.
При рисовании на тему "Семья"
дается задание изобразить всех, с кем
живет ребенок. При анализе рисунка следует
учитывать не только объективное отражение
семейной ситуации, но и возможность ее
изменения в благоприятную для ребенка
сторону. Имеют значение порядок и близость
расположения фигур, особенно место, где
нарисовал себя ребенок: между родителями
или рядом с одним из них. Заслуживают
внимания и размеры фигур, соотносимые
с ролью взрослых в семье и их авторитетом
для ребенка. Общая цветовая гамма с одним
из взрослых на рисунке, в частности одна
и та же окраска туловища, указывает на
большую вероятность отождествления с
ним по признаку пола. Как мальчики, так
и девочки на первом месте в норме (546 рисунков)
чаще ставят отца, на втором (слева направо)
- мать, на третьем - себя. При неврозах
(81 рисунок) аналогичное расположение
фигур отмечается у мальчиков. Девочки
на первое место ставят мать, затем отца
и себя, отражая этим доминирующую позицию
матери в семье. При конфликтных отношениях
в семье рисунки детей при неврозах и в
норме менее композиционно едины; чаще
проявляется раздробленность пространства
или нарушается целостность в изображении
членов семьи; фигуры родителей разъединяются
большим промежутком или еще одной фигурой.
Из-за разобщенности в пространстве рисунка
членов семьи они менее ориентированы
на совместные действия. К тому же фигуры
членов семьи, включая ребенка, более статичны
и напряжены.
Если ребенок нежеланный со
стороны одного из родителей, то он рисует
себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая
между собой и этим родителем еще одну
фигуру.
Каждый третий мальчик и девочка,
несмотря на инструкцию нарисовать всех
членов семьи, включая себя, забывает нарисовать
одного из них. Подобная тенденция более
характерна для детей с неврозами, косвенно
указывая на конфликтную диспозицию в
семье. Например, мальчики не рисуют себя
при конфликте с матерью; саму мать при
ее нежелании иметь сына и выделении дочери;
бабушку, препятствующую активности и
самостоятельности. Одна девочка "забыла"
нарисовать мать, и вместо нее изобразила
дом, очень похожий на избушку Бабы Яги.
Мать конфликтует как с дочерью, так и
с отцом, которого любит девочка. У другой
девочки вместо родителей нарисованы
бабушка и дедушка, которые хотели иметь
внучку в отличие от занятых родителей.
Девочки также забывают изобразить себя
при физических наказаниях и чрезмерном
давлении со стороны родителей. Таким
образом, выключение в рисунке ребенком
себя и одного из членов семьи создает
повод для более глубокого анализа психотравмирующей
ситуации в семье.[3]
3.1 Проведение рисуночных тестов
Как уже указывалось, существует
много разнообразных рекомендаций по
проведению рисуночных тестов. Подчас
они противоречат друг другу. Обычно можно
найти как свои достоинства, так и недостатки
в каждом из предлагаемых вариантов. Например,
при использовании цветных карандашей
в тесте «Рисунок человека», рекомендуемом
некоторыми авторами, повышается возможность
оценить отношение субъекта к изображаемому
персонажу, но понижается надежность оценки
психомоторного тонуса и некоторых других
психологических особенностей.
Интерпретации на основе предлагаемых
критериев подлежат только рисунки, сделанные
в ситуации психологического обследования
с соблюдением стандартной процедуры.
Рисунки, сделанные в других ситуациях,
не должны оцениваться как тестовые. Их
изучение может быть очень полезным и
информативным, но оно проводится другими
методами, на основе других критериев.
Даже при соблюдении стандартной
процедуры тестирования результаты могут
оказаться сильно искажены, если между
обследуемым и проверяющим существуют
тесные личные отношения. Это проявляется,
например, при попытке проверить собственного
ребенка.
Каждый тест выполняют на отдельном
листе нелинованной бумаги. Желательно
использовать лист формата А4 (21 х 30 см),
но допустим и меньший формат. Для теста
«Рисунок человека» лист располагают
перед обследуемым вертикально, для остальных
тестов – горизонтально. Если в дальнейшем
обследуемый его поворачивает, то ему
в этом не препятствуют.
Все тесты, кроме теста «Красивый
рисунок», выполняют простым карандашом.
Карандаш должен быть не слишком твердым:
желательно М или 2М. Более твердый карандаш
не позволяет достаточно точно оценить
силу нажима, так как даже при сильном
нажиме он оставляет тонкую линию. Более
мягкий карандаш быстро затупляется и
сильно размазывается, оставляя на рисунке
грязные пятна.
Удобно использовать карандаш
с резинкой. Если карандаш без резинки,
то ее дают отдельно, но специально привлекать
к ней внимание обследуемого не следует.
Некоторые авторы не рекомендуют давать
обследуемому резинку, чтобы были видны
все пробные действия во время рисования.
Однако наш опыт показывает, что у многих
обследуемых, особенно при повышенном
уровне тревожности, отсутствие резинки
вызывает серьезные затруднения, а иногда
они и отказываются от рисования. Удобным
выходом служит использование твердой
резинки; при этом стертые линии остаются
заметными, что обычно не слишком смущает
обследуемого.
Тест «Красивый рисунок» выполняют
цветными карандашами. Для него требуется
набор, содержащий все основные цвета
спектра и черный. Желательно, чтобы каждый
цвет был представлен двумя-тремя оттенками.
Наиболее удобен набор из восемнадцати
цветных карандашей. Кроме того, обследуемому
дают и простой карандаш (такой же, как
для остальных тестов). Использование
фломастеров вместо карандашей снижает
информативность теста, так как в рисунке,
сделанном фломастером, не отражается
сила нажима при рисовании.
Инструкцию к каждому тесту
перед началом рисования нужно воспроизводить
дословно, без видоизменений и дополнений.
По окончании рисования выражают одобрение,
независимо от достигнутого результата.
Затем полезно обсудить с обследуемым
получившийся рисунок. Некоторые вопросы,
которые рекомендуются при обсуждении,
приведены при описании методик. В отличие
от первоначальной инструкции, последующая
беседа не должна быть формализованной,
ее проводят в свободной форме. Возможно
видоизменение предлагаемых вопросов
и введение дополнительных.
Процесс рисования отражают
в протоколе. На каждом листе с рисунками
и на каждом листе протокола пишут имя
и фамилию обследуемого (или его шифр)
и дату обследования. На первом листе указывают
возраст, состав семьи, причины обращения,
анамнестические данные.
В протоколе отмечают:
темп выполнения заданий, паузы и перерывы
в работе;
последовательность, в которой делались
разные части изображения;
вопросы и высказывания обследуемого;
краткое содержание последующей беседы.
Существует огромное количество
различных тестов по профилактике тревожностей
для детей и подростков. Подобные тесты
необходимо проходить регулярно согласно
«возрастным пикам» для профилактики
тревожности и анализе развития психики
ребенка. Чтобы не упустить момент, для
применения соответственных мер психологической
помощи подростку.