Теоретические подходы к использованию проектировочных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель – Исследовать психолого-педагогические подходы использования проектировочных методов диагностики по работе с подростками по профилактике тревожности.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к использованию проектировочных методов в особенности рисуночный метод.
2) Рассмотреть понятие тревожности в психологии.
3) Определить психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.
4) Определить психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности.
5) Раскрыть эффективные проектировочные рисуночные методы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к использованию проектировочных методов 5
1.1. История возникновения проектировочного метода 5
1.2. Психологическая характеристика проективных методик 9
1.3. Положительные стороны проектировочных методик.........................................12
1.4. Классификация проективных методик.................................................................13
1.5. Рисуночные проективные методики....................................................................16
Глава 2. Тревожность в психологии 38
2.1. Понятие тревожности 38
2.2. Характеристика подросткового периода 41
2.3. Основные причины возникновения подростковой тревожности........................46
2.4.Психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.....................................................................................................................52
2.5. Психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности...................................................................................................................57
Глава 3. Эффективные проектировочные рисуночные методы тестирования профилактики тревожности..........................................................................................61
3.1 Проведение рисуночных тестов 64
3.2. Примеры рисуночных тестов 66
Заключение 75
Список литературы 78

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 157.86 Кб (Скачать)

Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.

Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств. 

Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.  
Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.  
 К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

 

1. Научно-методическая  основа интерпретации проективных  рисуночных методик

Историческая справка. Психологическое тестирование как область науки имеет не очень долгую историю. Её начало относится к концу ХIХ столетия. Первоначально наибольшее развитие получили тесты, направленные на изменение уровня интеллекта для успешности обучения.  
Тесты для измерения личностных особенностей стали появляться лишь в середине тридцатых годов прошлого столетия в США. Сначала рисуночные тесты не считались инструментом для измерения характеристик личности, а использовались в качестве дополнительных техник определения уровня интеллектуального развития испытуемых. Так, например, методика "Нарисуй человека" имела жёсткие стандарты и шкалы для оценки уровня интеллекта.  
Накопление материалов по использованию рисуночных тестов и развитие учений о личности сделало очевидным тот факт, что содержание и манера исполнения рисунков могут быть не связаны с уровнем интеллекта, а определяются другими характеристиками. Было установлено, что качественные характеристики рисунков соотносятся с личностными особенностями человека, тогда как количественные — с умственными способностями. Тест "Нарисуй человека" был разработан Флоренс Гуденаф в 1926 году. Это был первый опубликованный рисуночный тест для определения уровня интеллектуального развития детей. Ребенка просили нарисовать человека, давали ему лист белой бумаги и карандаш. Определение умственного возраста ребёнка основывалось на количественных и качественных характеристиках деталей рисунка. Заключение основывалось на предположении, что изображение различных деталей фигуры человека и точность их прорисовки являются прямым результатом уровня интеллектуального развития ребёнка.  
В 1963 году, основываясь на тех же предположениях о природе рисунка, Харрис была предложена новая версия теста. В этой новой версии теста "Нарисуй человека" предлагалось выполнить три рисунка: изобразить мужчину, женщину и себя. Были разработаны шкалы специально для оценки мужской и женской фигуры и составлены нормы для мальчиков и девочек. Гуденаф и Харрис утверждали, что рисунки могут быть использованы для оценки интеллектуальных способностей детей, но не могут использоваться в качестве проективных техник для определения личностных характеристик и скрытых конфликтов.  
 В 1949 году Карен Маховер, неудовлетворённая тем, что тест "Нарисуй человека" использовался только для измерения уровня интеллекта, и базируясь на своём богатом клиническом опыте, пересмотрела "жёсткий" оценочный метод Гуденаф. Она стала использовать данный метод для оценки личностных особенностей человека. В тесте Маховер испытуемому предлагалось нарисовать человека. Когда рисунок был готов, ему давали чистый лист бумаги и предлагали новое задание нарисовать человека противоположного пола. После завершения рисунков испытуемого просили рассказать историю по рисункам или ответить на ряд вопросов относительно изображённых фигур: о возрасте, образовании, личностных особенностях, целях, взглядах на семью и жизнь.  
В 1968 году было предложено дальнейшее развитие этого направления. Была разработана система оценок и перечень индикаторов для выявления эмоциональных затруднений. В 1948 году был опубликован тест "Дом-Дерево-Человек", который представлял собой один из первых графических методов, созданных специально для исследования личности. Разработка этого теста связана с именами Маховер, Бак, Холлес и захватывает период с 50-х по 70-е годы. Популярна вариация теста, в которой рисуют дом, дерево и человека на одном листе. 

Интерпретация теста "Дом-Дерево-Человек" основывается на ряде показателей: учитывается манера исполнения рисунков, пропорции фигур, представленных на рисунке. Кроме того, испытуемого просят рассказать о тех чувствах и переживаниях, которые возникают у него по отношению к рисунку в целом и его деталям.

Обсуждение теста "Рисунок семьи" появилось в литературе в 1958 году. В этом тесте испытуемого просят нарисовать его семью. Интерпретация теста основывается на том, как оформлен этот рисунок, какие члены семьи изображены на нём, как они располагаются на листе бумаги. Новизна работ Халса состоит в том, что обращается внимание не только на сам рисунок, но и на процесс рисования; использование карандашей, стирание, вычёркивание, поведенческие реакции испытуемого, его эмоциональные комментарии. Вариантом этого теста можно считать "Кинетический рисунок семьи", который впервые описали Бурис и Кауфман (1970, 1980). Основное отличие этого метода состоит в том, что в задании предлагается нарисовать членов семьи, которые чем-то заняты, что-то делают. Изображение действия, которое разворачивается между членами семьи, позволяет более полно узнать о взаимоотношениях между членами семьи, о чувствах, которые испытывают члены семьи друг к другу. Кауфман также была предложена вариация данного метода, когда испытуемому предлагалась инструкция: "Изобрази семью так, как ты себе её представляешь". Эта инструкция была менее структурирована. Параллельно с рисованием задавалась серия вопросов, подталкивающих испытуемого на открытое обсуждение чувств (например, кто в семье самый хороший?).

Одной из наиболее интересных техник является спонтанное рисование. Хотя спонтанные рисунки не являются в полном смысле этого слова проективными тестами, их ценность известна практическим психологам уже давно. Кроме того, манера исполнения и содержание рисунков даёт очень ценную информацию о природе и функционировании личности, важным моментом является терапевтическая роль таких рисунков, дающих возможность эмоционального высвобождения. 

В последнее время было сделано много попыток понять динамику бессознательного тех лиц, которые привычно используют спонтанные, невербальные методы для самовыражения — это дети, художники, артисты. Психологический анализ и оценка творческих произведений даёт нам ценную информацию о том, как человек воспринимает окружающий мир и что он чувствует по отношению к нему.

2. Преимущества  и ограничения проективных рисуночных  тестов

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают «убрать барьеры» во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.

Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

3. Подход к интерпретации  проективных графических методик

Так как рисунки — продукт уникального творческого самовыражения личности, было бы весьма неправильным интерпретировать их, придерживаясь жёстких догматических критериев. Когда это делается, то всё богатство уникальной информации теряется и утрачивается глубина проникновения в личность.  
 Однако для психологов-практиков всё-таки необходимо определённое руководство по интерпретации рисунков, необходима и специальная подготовка и обмен опытом с теми, кто имеет практику работы с рисунками. Необходимо хорошо ознакомиться с руководством по интерпретации проективных графических методик, чтобы использовать стандартные интерпретации как трамплин, от которого можно оттолкнуться для понимания конкретных рисунков. Первым и основным правилом для практиков является умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке и понимание значения, заложенного в рисунке "послания", зашифрованного в символах. 

Никакое руководство, никакой набор правил не может содержать полного описания той уникальной комбинации характеристик, которую может обнаружить экспериментатор в рисунке, поэтому он должен полагаться на своё личное искусство при определении скрытого значения рисунка. Ответственность остаётся за тестирующим. Поэтому он должен постоянно развивать своё искусство прочтения рисунков, для этого ему необходимо всё время расширять поле диагностируемого материала. Овладение различными способами понимания человека через искусство, литературу, изучение психологических теорий, самопознание в значительной мере способствуют формированию этого нужного умения "читать" рисунки людей. Ключ к пониманию рисунков для психолога состоит в том, чтобы оставаться открытым к любым возможностям интерпретации, при этом широта взаимодействия с различными человеческими мирами позволит легче отыскать правильные пути интерпретации.  
Когда используются все возможности интерпретации, то неуловимая информация в рисунке открывается, и истинная его природа может быть понята. Когда используются жёсткие формализованные процедуры, то, как правило, наиболее значимая информация, полный замысел и уникальное значение рисунка утрачивается. Для овладения искусством интерпретации необходимо:  
 1) изучать стандартное руководство по интерпретации проективных рисунков; 
 2) использовать все возможности для понимания того, что скрыто внутри рисунка; 
 3) быть открытым, смотреть в лицо всем противоречиям в процессе оценки рисунка; 
 4) объединить всю информацию, известную о человеке, чтобы её кристаллизовать в понимании конкретного рисунка.

В дополнение к вышесказанному при интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.

1. Когда рисунок готов, очень важно взглянуть на него  целиком, прежде чем фокусировать  внимание на специфических деталях. Наиболее ценным является взгляд в целом на ту информацию, которую передаёт этот рисунок. Это интуитивный процесс. Необходимо "войти" в рисунок и обнаружить, какое впечатление он производит. Первое впечатление от рисунка очень часто помогает нам понять, как человек чувствует себя в своём мире, насколько он чувствителен к внешним воздействиям, как он справляется с эмоциями и что он чувствует в отношения самого себя. Очень важно на этом этапе отследить глобальное впечатление от рисунка, понять, какие реакции он вызывает, не делая при этом ни малейшей попытки анализа, интеграции или логического понимания увиденного.  
 2. После этой интуитивной импрессивной стадии, собирающей впечатления, следует по-новому взглянуть на рисунок и проанализировать все специфические детали рационально, с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации. Некоторые специалисты превращают этот процесс в рутинный, систематический с использованием регистрационного бланка, в который они механически заносят все детали. Другие начинают с того, что фиксируют все детали, которые привлекают их внимание и, отталкиваясь от них, строят свой дальнейший анализ. Детали, которые привлекли внимание, как правило, являются очень значимыми. Они могут быть совершенно различными. Например, необычное изображение какой-то фигуры, противоречивое изображение, большое количество стираний или перечеркиваний, необычное расположение фигуры на рисунке и пр. Очень часто то, что привлекает внимание специалиста, содержит скрытое послание. И тот, и другой подходы к оценке рисунка правомерны, и их выбор определяется личным предпочтением специалиста.  
 3. Заключительный шаг в интерпретации рисунка связан с интеграцией информации, полученной на первом и втором этапах. На этом этапе анализируется весь полученный материал, и он соотносится с результатами стандартных тестов и с информацией о человеке. То, что верно, правдиво, истинно, обычно повторяется при различных формах обследований, и поэтому для специалиста очень важно получение любой дополнительной информация о пациенте. Иными словами, рисунки могут быть полностью поняты лишь в контексте информации о жизни человека, в контексте всех тестовых данных. Всё это должно учитываться в процессе составления финального заключения о значении рисунка. 

В зависимости от теоретических воззрений психолога интерпретация конкретного рисунка может быть весьма разнообразной. Например, психоаналитик может увидеть в рисунке отражение конфликтов из раннего детства; специалист по семейной психотерапии увидит в этом же рисунке актуальные чувства в отношении членов семьи. При этом обе интерпретации могут быть совершенно справедливыми, но отражать различные аспекты жизни человека, и обе могут быть весьма полезными для понимания бессознательной динамики, действующей в жизни этого человека. Некоторые рисуночные тесты (задания) в большей степени отвечают теоретическим воззрениям, чем другие, и поэтому выбор задания всегда остаётся за специалистом. 

Кинетический рисунок семьи или тест "Дом-Дерево-Человек" могут быть идеальными для определения чувств по отношению к членам семьи, тогда как тест "Нарисуй человека" больше подходит для определения скрытых сексуальных тенденций и чувств в отношении самого себя.

4. Особенности  рисунков здоровых людей

В психологии существует тенденция при анализе рисунков чаще обращать внимание на патологические характеристики, чем на различные аспекты здоровья. Определить эмоциональное здоровье во всей его полноте и индивидуальных проявлениях — задача не простая. Поэтому психологи чаще уделяют внимание тому, что нездорово, или суммируют различные характеристики (чувства, поведенческие затруднения), рассматривая их в широком спектре нормы. В области психологического тестирования такой подход доминирует. Психологические интерпретации очень часто базируются на том, что не так, на неправильном в ущерб нормальному, здоровому, правильному. И поэтому неудивительно, что в большинстве руководств по интерпретации рисунков содержится очень мало информации о признаках здоровья в рисунках. И напротив, проводится достаточно детальное описание рисунков, отражающих патологическую динамику. Однако специалист должен иметь чёткое определение как психического здоровья, так и патологии, чтобы хорошо ориентироваться в материале и иметь ясную картину для интерпретации рисунков. Хотя теоретическая база в системе ценностных ориентаций у психологов различных школ может быть чрезвычайно различной, тем не менее, существует ряд характеристик, присущих "здоровым рисункам", которые могут с лёгкостью учитываться специалистами, "исповедующими" различные подходы.  
Люди, отличающиеся психическим здоровьем, – это люди, у которых жизнь хорошо организована. Они: 

1) способны идентифицировать, воспринимать точно и адекватно  свои психологические потребности; 

2) имеют позитивное отношение  к самому себе; 

3) не боятся выразить  себя, свои мысли и эмоции;

4) точны и адекватны в своих восприятиях; 

5) сами управляют своей жизнью и могут внести необходимые изменения в её ход; 

6) владеют психологическим "инструментарием" для успешного  решения конфликтов и жизненных  проблем.

 

  Все эти психологические особенности находят своё отражение в рисунках и представлены следующими интегральными характеристиками. 

1. Самоуважение. Если в рисунках изображены фигуры людей, то они имеют все необходимые детали (черты лица, тело, руки, ноги, стопы, кисти рук и пр.). Все изображения фигуры имеют правильные пропорции по отношению к листу и другим объектам. Такие рисунки не являются не слишком большими, ни слишком маленькими. Линии на рисунках чёткие и твёрдые. Фигуры основательные, прочные, пропорциональные и изображены в открытой позе. 

Информация о работе Теоретические подходы к использованию проектировочных методов