Теоретические подходы к использованию проектировочных методов
Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа
Краткое описание
Цель – Исследовать психолого-педагогические подходы использования проектировочных методов диагностики по работе с подростками по профилактике тревожности. Задачи исследования: 1) Рассмотреть теоретические подходы к использованию проектировочных методов в особенности рисуночный метод. 2) Рассмотреть понятие тревожности в психологии. 3) Определить психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков. 4) Определить психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности. 5) Раскрыть эффективные проектировочные рисуночные методы.
Оглавление
Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к использованию проектировочных методов 5 1.1. История возникновения проектировочного метода 5 1.2. Психологическая характеристика проективных методик 9 1.3. Положительные стороны проектировочных методик.........................................12 1.4. Классификация проективных методик.................................................................13 1.5. Рисуночные проективные методики....................................................................16 Глава 2. Тревожность в психологии 38 2.1. Понятие тревожности 38 2.2. Характеристика подросткового периода 41 2.3. Основные причины возникновения подростковой тревожности........................46 2.4.Психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.....................................................................................................................52 2.5. Психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности...................................................................................................................57 Глава 3. Эффективные проектировочные рисуночные методы тестирования профилактики тревожности..........................................................................................61 3.1 Проведение рисуночных тестов 64 3.2. Примеры рисуночных тестов 66 Заключение 75 Список литературы 78
2. Чувство безопасности и уверенности
в себе. Фигуры на рисунках касаются пола,
почвы, они как бы "заземлены". Они
располагаются в центральной части листа
и не наползают на край бумаги. Линии рисунка
чёткие и ясные. Фигуры очень часто находятся
в движении, в реальном или потенциальном.
Их ноги и руки свободны и могут легко
перемещаться в пространстве.
3. Позитивные взаимоотношения.
Фигуры на рисунке располагаются достаточно
близко друг к другу, как бы демонстрируют
определенный тип взаимоотношений или
динамическую интеракцию. У фигур имеется
в наличии все средства для позитивной
коммуникации (открытые руки, кисти рук,
рот, уши).
4. Открытость. Фигуры находятся
в открытых позах или открыты для контактов
с окружением, дома имеют окна и двери,
доступны для окружающих.
5. Стабильность и организованность.
Нарисованная картина закончена, все части
рисунка интегрированы и взаимно дополняют
друг друга. Все фигуры имеют необходимые
элементы, соотносятся с другими фигурами
так, что создаётся впечатление упорядоченности.
6. Адекватная половая идентификация.
Все фигуры на рисунках имеют половые
различия. Первая фигура, которую рисует
человек, того же самого пола, что и он
сам. Женские и мужские фигуры имеют все
необходимые детали. Все изображения нормальной
величины и хорошо соотносятся с целостной
картинкой.
5. Общее руководство
к интерпретации рисунков
Существует ряд общих положений,
которые необходимо учитывать в процессе
интерпретации рисунков.
Безотносительно к содержанию
рисунка, чрезвычайно важными и информативными
являются такие показатели, как манера,
характер изображений, качество линий.
Все это имеет такое же значение, как и
содержание рисунков. При анализе рисунков
очень важно взглянуть на всю картинку
в целом и сделать выводы относительно
следующих характеристик.
Качество
линий (нажим). Ровный, умеренный по силе нажим
указывает на гибкую и адаптивную личность,
уравновешенность, самообладание, склонность
обдумывать свои действия. Необычайно
сильный нажим, оставляющий следы на обратной
стороне листа, является знаком большого
напряжения и высокого энергетического
уровня, проявления напористости, воли,
тенденции к преодолению сопротивления. (Дубляж
линий, небрежность, неаккуратность соединений,
отрывки из находящих друг на друга линий,
зачернение частей рисунка, "запачкивание",
отклонение от вертикальной оси, стереотипность
линий и т.д.). Оценка осуществляется так
же, как при анализе пиктограммы. То же
— фрагментарность линий и форм, незаконченность,
оборванность рисунка. Очень лёгкие, слабые,
поверхностные, отрывистые линии часто
характерны для человека нерешительного,
робкого, беззащитного. Это, скорее всего,
указывает на то, что человек испытывает
дефицит доверия к самому себе и самоуважения.
В рисунках детей лёгкий нажим может отражать
сдержанность, ограничения в личностных
проявлениях или низкий уровень энергетики.
Размер. Размер рисунка должен рассматриваться
в соответствии с размером листа бумаги.
Необычно большие рисунки, занимающие
практически весь лист, отражают либо
агрессивность, либо экспансивность, стремление
к самораспространению и грандиозные
тенденции, выплёскивающийся вовне потенциал.
Люди с чувством приниженности или неадекватности
могут также выполнять рисунки большого
размера в результате действия компенсаторного
механизма. Когда это имеет место, в рисунке
обычно можно обнаружить и другие признаки
наличия конфликта и беззащитности.
Маленькие рисунки отражают
чувство приниженности, робости, беззащитности
и неэффективности. Люди, которые рисуют
маленькие фигурки, обычно стесняются
в проявлении своих чувств и имеют тенденцию
к сдержанности при взаимодействии с людьми.
Маленькие фигурки могут также указывать
на депрессивное и зажатое поведение в
результате стресса.
Расположение
рисунка на листе. Если рисунок занимает центральное
положение вертикально расположенного
листа, это указывает на нормальную, чувствующую
себя безопасно и вполне благополучную
личность, особенно, если при этом на листе
изображено ещё несколько фигур и они
хорошо сбалансированы и пропорциональны
друг другу. Правая сторона (соответствующая
доминантной правой руке) – пространство
спереди и вверху связаны с будущим периодом
и действенностью, с тенденцией к интеллектуализированию,
иногда к сильному сдерживанию чувств,
а также с тенденцией на то, что человек
в своём поведении в основном руководствуется
принципом реальности, что он искренне
исповедует принцип "здесь и сейчас",
что у рисующего высокая самооценка с
положительно окрашенными эмоциями, энергией,
активностью, конкретностью действия
(чем ближе к верхнему правому углу — тем
выше). Пространство, расположенное сзади
и слева от субъекта, связано с прошлым
периодом и бездеятельностью (отсутствием
активной связи между мыслью — представлением,
планированием и его осуществлением).
Если рисунок расположен в левой части
листа, то это указывает на возможное импульсивное
поведение или стремление к немедленному,
эмоциональному удовлетворению потребности.
Это также может указывать на фиксированность
на прошлом или переживание окончания
определённого жизненного этапа. Левая
сторона и низ связаны с отрицательно
окрашенными и депрессивными эмоциями,
с неуверенностью. Расположение в верхней
части листа указывает на высокий уровень
стремлений и активную фантазийную жизнь,
на чрезвычайный оптимизм, который часто
не оправдан. В этих рисунках расположение
в верхней части листа отражает высокий
уровень достижений и высокий уровень
энергии.
Расположение рисунка в нижней части листа
указывает на чувство незащищённости,
низкий уровень самооценки, неуверенность
в себе, нерешительность, незаинтересованность
в своём положении в социуме и в признании,
возможны депрессивные тенденции, отсутствие
стремления к самоутверждению. Использование
нижнего угла может указывать на потребность
в поддержке, связанную с чувством беззащитности
и дефицитом самоуважения.
Упорядоченность
рисунков. Люди с хорошей психологической
организацией обычно рисуют целостные
картины, в которых отдельные части пропорциональны
и взаимосвязаны. Люди, находящиеся в депрессивном
состоянии, или люди с низким интеллектуальным
уровнем часто изображают несвязанные
фигуры или фигуры, связи между которыми
минимальны. Люди, страдающие серьёзными
психическими расстройствами, (например,
шизофренией), могут изображать на своих
рисунках объекты в беспорядочной "базарной"
манере, при которой фигуры расположены
непривычно, нестандартно, необычно. В
некоторых случаях, упорядочивая рисунки,
люди чертят клеточки и нумеруют элементы,
особенно если их просят нарисовать несколько
рисунков на одном листе, например в тестах
"Пиктограмма" и "Нарисуй семью".
Подобные способы упорядоченности материала
демонстрируют люди, которые испытывают
затруднения в отношении контроля и управления
собственной жизнью, они склонны излишне
ориентироваться на авторитеты и полагаться
на внешнее руководство. Без внешней регламентации,
внешних ограничений они чувствуют беспокойство
и невозможность реализации своего потенциала.
Если один из элементов рисунка "закапсулирован",
это выражает желание испытуемого как
бы удалить конфликтную часть из своей
жизни путём установления "стены"
вокруг проблемы таким образом, чтобы
предотвратить дальнейшее столкновение
с ней.
Симметрия
в рисунке. Излишняя симметрия
в рисунках создаёт ощущение застоя, ригидности
и очень часто указывает на подавление
спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее
интеллектуализирование, а иногда на наличие
навязчивостей (обсессивно-компульсивную
симптоматику). Люди, которые рисуют подобные
картинки, часто характеризуются как эмоционально
холодные, дистанцированные, испытывающие
большое внутреннее напряжение и стремящиеся
выглядеть образцовыми. Выраженная асимметрия
указывает на то, что человек испытывает
чувство незащищённости, чувство дисбаланса,
обладает слабым контролем и его поведение
может характеризоваться гиперактивностью
и чрезмерной спонтанностью.
Стирание
нарисованного. Стирание в рисунках
связано с неуверенностью, нерешительностью
и беспокойством. Как правило, эти люди
не удовлетворены собой и испытывают огромное
беспокойство. В случае, если стираний
в рисунке слишком много, можно предположить
также наличие обсессивно-компульсивных
черт личности. Затертые места в рисунке
указывают на то, что привлекает внимание
испытуемого, за этим может скрываться
область, которая является значимой или
конфликтной. Стирание в рисунках не такое
уж редкое явление и может встречаться
в рисунках хорошо адаптированных людей,
но им может быть свойственно некоторое
беспокойство. В тех случаях, когда люди
стирают некоторые линии с целью улучшить
рисунок, это может указывать на гибкость
человека, его стремление к порядку, а
также на его потребность в достижении.
Как правило, в рисунках детей, у больных
шизофренией и больных с органическими
поражениями мозга стирания встречаются
довольно редко.
Детали
рисунка. Недостаток деталей
в рисунке может указывать как на психосоматические
проблемы, так и на депрессивное состояние,
тенденции ухода от действительности.
Чрезмерная детализация может быть связана
с ригидностью, чувством беспокойства
и обсессивно-компульсивными тенденциями
(навязчивостью). Очень эмоциональные
и творческие люди также прорисовывают
большое количество деталей. Люди, испытывающие
психотическое состояние, склонны создавать
хаос, беспорядочность при изображении
деталей в рисунке.
Прозрачность
в рисунке. Когда человеческое
тело изображается прозрачным с просвечивающимися
внутренними органами, за этим обычно
скрывается соматическое расстройство,
шизофрения или маниакальное состояние.
Если прозрачной рисуется одежда человека,
возможно, имеют место вуайеристические
или эксгибиционистские тенденции у взрослых
людей, а также проблемы сексуальной идентичности,
что можно конкретизировать по деталям
рисунка. В отличие от рисунков взрослых
людей, в детских рисунках объекты часто
изображаются прозрачными.
Изображение
и пропуск деталей в рисунке. Когда в рисунке много
искажений или он определяет собой хаос,
нагромождение деталей, то это отражает
нарушение представления человека о реальности,
что может быть связано с психотическими
расстройствами. Отсутствие существенных
деталей изображений может встречаться
как в хаотичных, так и в хорошо интегрированных
рисунках. В последнем случае отсутствующие
существенные детали могут указывать
на область конфликта и быть следствием
вытеснения как защитного механизма психики.
Экспозиция
рисунка. Рисунок, представленный
как бы в проекции "взгляд снизу",
отражает чувство отвержения, несчастливости,
приниженности. Тенденции к уходу от реальности,
желание оградить свои контакты с людьми,
устанавливать лишь один интерперсональный
контакт (контакт с одним человеком) характерны
для такого типа людей. Рисунки, представленные
как "взгляд сверху", отражают чувства
превосходства, возможно, возникающие
при компенсации скрытых чувств неадекватности
или внутренних конфликтов. Очень удалённые
дистанцированные рисунки отражают чувства
недоступности и устремление к "уходу"
из ситуации. Это может иметь место, когда
какая-то определённая ситуация не может
быть эффективно разрешена или когда человек
отрицает определённую область своей
жизни. Рисунки, представленные в близкой
проекции, отражают чувства теплоты в
контактах и психологической доступности.
Тени в
рисунках. Заштриховки, тени
в рисунках обозначают беспокойство. Часто
именно заштрихованная область рисунка
указывает на определенный аспект в жизни
человека, который несёт с собой конфликт
и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок,
беспокойство может быть "свободно
плавающим", то есть не связанным с какой-либо
конкретной областью. В определённой степени
затенения встречаются в рисунках адаптированных
людей. Некоторые авторы указывают на
то, что полное отсутствие затенения может
также указывать на расстройство характера.
Линия основания
в рисунках. Прорисовки линии основания
в рисунках типичны для людей, которые
испытывают чувства нестабильности и
пытаются достичь чувства безопасности
посредством создания твёрдого фундамента.
Толщина и интенсивность прорисовки линии
основания соответствуют нарастающей
тяжести расстройства. Чаще всего линия
основания рисуется под деревьями и значительно
реже встречается в тесте "Дом-Дерево-Человек".
Наблюдение
за ходом рисования. Поведение испытуемого,
его манера взаимодействовать с экспериментатором
даёт очень ценную информацию. После того,
как дана инструкция, люди часто могут
испытывать неуверенность по поводу того,
как выполнять задание, и пытаются справиться
со своим беспокойством различными способами.
Иногда следуют вопросы: "А что ещё должно
быть на рисунке?" или "Нужно нарисовать
дом, дерево и человека какого-то определённого
типа?"
Иногда люди говорят, что они
вообще не умеют рисовать. Такой тип реакции
встречается у тех, кто сомневается в своих
художественных способностях. В некоторых
случаях следует подбодрить человека,
однако при этом не следует выходить за
рамки инструкции к заданию. Очень важно
фиксировать все поведенческие реакции
испытуемого. Люди, которые испытывают
потребность в одобрении или трудности
в выполнении неструктурированных заданий,
часто задают много вопросов. Люди, которые
чувствуют незащищённость и не уверены
в своей компетентности, как правило, склонны
извиняться за то, что их рисунок получился
недостаточно хорошим. Обычно большинство
людей выполняют рисунок в течение 5минут,
но встречаются и такие случаи, когда рисунок
выполняют за одну минуту или, напротив,
требуется более десяти минут. Объяснения
этому могут быть найдены при рассмотрении
личностных особенностей испытуемых.
Так, например, если рисунок выполняется
менее, чем за одну минуту, это может быть
связано с сопротивлением, со стремлением
к защитным реакциям, слабым контролем
внутренних импульсов. В случаях, когда
рисунок выполняется очень долго, за этим
скрывается ригидность, навязчивость,
стремление к излишней детализации или
выраженная сильная потребность в поддержке.
Очень важно наблюдать и фиксировать
последовательность изображений объектов
на рисунке, особенно в тестах "Нарисуй
семью". В зависимости от действия защитных
психологических механизмов, ключевые
фигуры, которые вызывают у испытуемого
наибольшее беспокойство, могут изображаться
либо первыми, либо последними. При изображении
часто наибольшее внимание уделяется
проблемной фигуре. Кроме того, имеют место
и дополнительные знаки беспокойства,
которые связаны с этой фигурой и проявляются
в различных частях рисунка.
Акцентирование
деталей в рисунках. Определёнными знаками,
которые указывают на повышенное внимание
к определённому образу или его части,
могут быть: подчёркивание, стирание, более
сильный или слабый нажим, использование
цвета или небрежная или необычная подача.
Такого рода акцентирование внутри одного
рисунка отражает наличие психологического
конфликта или беспокойства, возможно,
соматические проблемы или болезни, локализованные
в определенной части тела.
Значения
цветов. Сознаём мы это или
нет, цвета оказывают определённое воздействие
на всю нашу жизнь. Цвет одежды, которую
мы выбираем утром, не случаен — он нравится
нам, и мы чувствуем его наиболее подходящим
для себя в данный момент. Обычно мы интуитивно
ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если
утром мы чувствуем усталость, то она заставляет
выбирать одежду тёплых и живых цветов:
оранжевого, жёлтого, красного. Тонко чувствующие
люди выбирают цвета наиболее точно. Обычно
это женщины – мужчины теснее связаны
с социальными рамками и подавляют в себе
желание носить одежду того цвета, которого
им хочется.