Теоретические подходы к использованию проектировочных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель – Исследовать психолого-педагогические подходы использования проектировочных методов диагностики по работе с подростками по профилактике тревожности.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть теоретические подходы к использованию проектировочных методов в особенности рисуночный метод.
2) Рассмотреть понятие тревожности в психологии.
3) Определить психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.
4) Определить психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности.
5) Раскрыть эффективные проектировочные рисуночные методы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к использованию проектировочных методов 5
1.1. История возникновения проектировочного метода 5
1.2. Психологическая характеристика проективных методик 9
1.3. Положительные стороны проектировочных методик.........................................12
1.4. Классификация проективных методик.................................................................13
1.5. Рисуночные проективные методики....................................................................16
Глава 2. Тревожность в психологии 38
2.1. Понятие тревожности 38
2.2. Характеристика подросткового периода 41
2.3. Основные причины возникновения подростковой тревожности........................46
2.4.Психолого-педагогические особенности и формы проявления тревожности у подростков.....................................................................................................................52
2.5. Психолого-педагогические особенности подростков в процессе профилактики тревожности...................................................................................................................57
Глава 3. Эффективные проектировочные рисуночные методы тестирования профилактики тревожности..........................................................................................61
3.1 Проведение рисуночных тестов 64
3.2. Примеры рисуночных тестов 66
Заключение 75
Список литературы 78

Файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике.docx

— 157.86 Кб (Скачать)

Специалисты по маркетингу отлично знают, как влияют цвета на клиентов. Например, в тех кафе, хозяева которых хотят, чтобы клиенты поменьше задерживались за едой и побыстрее освобождали стол, дабы пошло побольше посетителей, всегда много таких ярких красок, как жёлтая и красная. В то же время мягкие цветовые тона и приглушенный свет можно встретить в ресторанах, где хозяева заинтересованы подольше удерживать клиентов и поэтому создают уютную обстановку, в которой можно спокойно насладиться едой.  
А если вы хотите умерить свой аппетит — надевайте, садясь за стол, фиолетовые очки. Блюда в фиолетовом цвете выглядят весьма неаппетитно. Бирюзовый цвет — это нечто такое, что соединяет внешние и внутренние стороны нашей жизни. Терапевтический эффект при применении этого цвета нередко проявляется в том, что возникает ощущение расслабления и "благоденствия". Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета. Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть сквозь каждую из них по несколько минут. Вскоре вы поймёте, какой именно цвет вам особенно приятен, а какой неприятен в эту минуту. Обычно только один цвет оказывается безусловно радующим и целебным. 

Цвет в рисунках. Иногда рисуночные тесты выполняются простым карандашом, при этом не используются ни цветные мелки, ни цветные карандаши, ни фломастеры. Тем не менее, многие исследователи предпочитают использование цвета. Интерпретация цветовых решений особенно важна при расшифровке спонтанных рисунков. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет в наличии всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определённое соглашение по поводу определённых цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. Однако, одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.

Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, – и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый.

Красный — цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Не случайно возле определённых заведений вывешивают красный фонарь, флегматичные дети при красном цвете лучше учатся. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. "Горение", чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации — всё это присуще красному цвету. Некоторые психологи рекомендуют при первом романтическом свидании никогда не выбирать за ужином бифштекс с кровью, иначе зарождающееся чувство может угаснуть. Этот ужин должен начинаться кушаньями мягких, пастельных тонов, как, например, зелёный салат. И уже потом можно перейти к блюдам более ярких цветов и закончить десертом — вазочкой клубники со взбитыми сливками. Красный цвет — наиболее бросающийся в глаза.  Считается, что он стимулирует кровообращение. Ещё недавно, если ребёнок заболевал рожистым воспалением, то для стимулирования кровотока было принято закутывать детей в красную ткань. Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным реагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с "борьбой жизни и смерти", наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму. У людей, которые просыпаются уже усталыми и недовольными и слова не вымолвят, пока не выпьют чашку кофе, совершенно меняется настроение, стоит им хотя бы несколько минут после пробуждения посмотреть на мир сквозь оранжевое стекло.  
 Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, "интеллектуальной" половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Жёлтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зелёный цвет – самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он действует успокаивающе, и поэтому прогулка среди зелени часто бывает необычайно целебна. Зелёный – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворённости, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать.

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете. 

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значениями фиолетового являются также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Если надеть фиолетовые очки и отправиться в какое-нибудь многолюдное место, можете не сомневаться — никто даже не приблизится к вам. Сочетание жёлтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Белый цвет — цвет пассивности, пустоты, деперсонализации или потери контакта с реальностью. 

Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность. 

Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность. Если черный используется для проверки тени, то это может являться проекцией тёмных мыслей или страхов.  
 Работая психологом Витебского государственного детского социального приюта, С.И.Голосова ежедневно обращается к цвету и его восприятию ребёнком. Это цветовой тест Люшера, тест "Необычное животное", рисование на свободные темы. В летний период С.И.Голосова работает в детских оздоровительных лагерях в должности руководителя кружка изобразительной деятельности и имеет возможность сравнивать восприятие цвета детьми в разных жизненных ситуациях и в разные времена года. В процессе работы она заметила, что не только нарочитые эмоции благотворно влияют на весь организм, но и преднамеренное ограничение мрачного цвета также благотворно для человека. При поступлении ребенка в приют она предлагает рисовать необычное "Существо" (т.к. дети не всегда умеют рисовать животных и понятие животное ограничивает ребёнка узкими рамками). В выборе средств (карандаши, краски, пастель) и цвета ребенка не ограничивает. Иногда дети из неблагополучных семей испытывают страх перед карандашами вообще, так как никогда не держали их в руках. Должно пройти некоторое время, пока ребенок захочет пользоваться карандашами. При поступлении в приют дети, в основном пользуются простым карандашом, часто чёрным. Самый дефицитный карандаш в приюте — черный. Он исписывается очень быстро.

В 2004г. В приют поступили две сестры: Алла и Антонина. У них умер отец, а мать по причине злоупотребления алкоголем парализовало. Девочки рождены от повторного брака и были 6 и 7 ребёнком в семье. Старшие дети от первого брака матери проживали отдельно от неё, имели свои семьи и также страдали алкогольной зависимостью, были лишены родительских прав в отношении своих детей, Алла обучалась в общеобразовательной школе, имела неплохие оценки, Тоня обучалась во вспомогательной школе и также была прилежной ученицей. Смерть отца и определение в приют явилось сильным стрессом для девочек. В течение первого месяца пребывания в приюте девочки общались только между собой, иногда в случае необходимости — со взрослыми, но были немногословны. При разговоре отворачивались, закрывали рот рукой, в глаза не смотрели, разговаривали еле слышно. 

После месячного пребывания в приюте сёстры согласились нарисовать "Необычное существо". Алла нарисовала рыдающее и бегущее в "прошлое" бесформенное существо в короне, назвала его принцессой, которая живёт "дома с семьёй, любит помогать по хозяйству, любит мать, сестру, братьев и мечтает о благополучии". Антонина рисовала "Смерть в маске и перевернутый вверх тормашками дом". Других комментариев она не давала. Основной цвет в работах девочек — серый. Через три месяца, в результате комплексной психолого-медико-педагогической помощи и простого человеческого участия всего коллектива приюта, на очередном занятии Тоня нарисовала своё настроение. Ни простым, ни чёрным карандашом она не пользовалась. Завершающим рисунком Антонины было очередное "Необычное существо", имя которому не давалось и никакой истории о нём не сочинялось, но всем своим видом "Существо" как бы говорит о разительных переменах, происшедших с девочкой. Это приобретение чувства стабильности, уверенности в себе, повышение самооценки.  
 Спустя некоторое время, уходя из приюта в училище, Алла нарисовала русалку, взывающую о помощи. Русалка повёрнута спиной к зрителю. Она нема и не может произнести ни слова, и только поднятые руки как бы говорят, что она просит помощи у людей на проплывающем мимо корабле. Алла назвала её "Плывущая по волнам". Психолог предложила подплыть к русалке спереди и заглянуть ей в лицо, перевернув лист на изнаночную сторону. Предложила ответить на вопросы: Как она выглядит? О чем думает? О чем мечтает? Этой простой манипуляции оказалось достаточно, чтобы русалка заговорила о себе. Живёт она на поверхности моря, среди друзей и мечтает об исполнении желаний. Она любит мечтать, думать, вспоминать, всплывая на поверхность и греясь на солнышке. Она любит всех. Живется ей то грустно, то весело — в зависимости от происходящего вокруг. Цель жизни — оставаться всегда на поверхности, достичь того, чего она достойна, прожить жизнь, чтобы быть примером другим и помогать людям, конечно, если это им нужно. Страх — остаться одной и не достичь цели. Желает счастья другим людям и хочет, чтобы в этом мире была справедливость, мир и покой. Говоря всё от имени русалки, девочка улыбалась, глаза её искрились, она была открыта для общения. 

Постепенно Алла преобразилась в лучшую сторону. Она с охотой записалась на видеокамеру в качестве гида, рассказывала о себе, о приюте. Придя в приют на юбилей (пятилетие), охотно давала интервью для "Новостей". Страх общения с новыми людьми уменьшился до минимума.

Используемые приёмы в процессе коррекционно-стимулирующей работы педагога-психолога Голосовой С.И. с детьми приюта после первичной диагностики с использованием цвета: 

- манипуляции цветом (от  негатива к позитиву), изменение  предъявляемого действия в сторону  позитива (ласковое слово, внимание, искусственное создание уникальности);  
- вовремя заметить в работе искорку позитива, объявить ребёнку об этом как о свершившемся важном событии, информировать окружающих в утвердительной гипертрофированной форме;

- предлагать ребенку, у  которого в рисунке преобладают  тёмные тона, темы, связанные с  положительно эмоционально окрашенными  воспоминаниями, например: "Зима", "Новый год", "Праздник", "Летний  отдых на море", "Полёт белой  чайки" и т.д.

Каждый цвет соответствует сразу нескольким категориям (уровням). При этом для тонизации используется цвет той же категории. Например, красный — для тонизации тепла, на эмоциональном уровне — радости. Для "торможения" используют цвет подчиняющей категории: для торможения ветра (гнева) берут белый цвет, для торможения тепла и жара (радости и счастья) — чёрный; влажности (тревоги) — зелёный; сухости (печали) — красный и страха (холода) — жёлтый. В лечении используются цветные иглы, цветные фломастеры, семена, окрашенные в соответствующие цвета, пружинные кольца и т.п.

  1. Решение задач этой методики

Применение проективных методик в детской и подростковой психологии и психиатрии охватывает широкий круг вопросов, выясняющихих роль в решении следующих проблем: особенности протекания детских психозов (аутизм, нарциссизм и др.); мир фантазии; символизация детских страхов и желаний; диагностические и прогностические показатели психического развития детей в норме и патологии; семейное и школьное окружение и др. В исследовании детей и подростков с помощью проективной техники решаются разнообразнейшие задачи: от проблем сексуального насилия, до трудностей в учебе. А так же выявление процессов происходящих в семье и профилактики внутренней тревожности.

Изучение с помощью проективных методик проблем пожилого и старческого возраста: специфика психологической защиты в процессе старения; влияние возраста на креативность; показатели личностных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тревожность в психологии. Типы, виды, формы, причины

2.1. Понятие тревожности

"...Тревожность — переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое  свойство, черту личности или  темперамента." 

Классификация видов тревожности.

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. 
 Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обучения – учебная  тревожность;

-с представлениями о себе  – самооценочная тревожность;

-с общением – межличностная тревожность.

Зигмунд Фрейд говорил о наличии двух видов тревоги первичной и сигнальной. Каждый из этих видов есть ответ Эго на возрастание инстинктивного или эмоционального напряжения.

При этом сигнальная тревога есть сторожевой механизм, предупреждающий ЭГО о надвигающейся угрозе его равновесию. Первичная тревога – предупреждает эмоцию, сопровождающую распад Эго. Функция сигнальной тревоги - не допустить первичную тревогу, давая возможность Эго принять меры предосторожности (защиты), поэтому её можно рассматривать как направленную вовнутрь форму бдительности.

Информация о работе Теоретические подходы к использованию проектировочных методов