Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:16, реферат
Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят, так или иначе, все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и так далее). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества, как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие метода обучения…………..…………………………………..……...4
Классификации методов обучения в высшей школе………………..……….4
общая классификация………………………………………………………..4
классификация по роли ученика……………………………………………..5
классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых…………………………………………....7
Подходы к реализации методов обучения в высшей школе………………...9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиография…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Радикальные
социально-экономические
Качество решения, поставленных перед системой образования стратегических и тактических задач, во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. К педагогу предъявляется требование создавать новый образ жизни, что, по сути, означает быть носителем культуры будущего и на этой основе готовить будущее поколение. Поэтому профессиональное становление педагога, его включенность в процесс непрерывного самосовершенствования является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Только преобразуя содержание образования, формы и способы организации, комбинируя методы, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления педагога можно ответить на вызов времени и найти ресурс для развития системы образования в обозначенном выше направлении. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой, особенно перед педагогикой высшей школы.
Проблема методов обучения в высшей школе — остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.
В
педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия «метод обучения». Так, И. Ф.
Харламов дает следующее определение
сущности этого понятия: «Под методами
обучения следует понимать способы
обучающей работы учителя и организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
по решению различных
Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».2
Т.
А. Ильина понимает под методом обучения
«способ организации
Таким образом, можно определить метод обучения как процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
В педагогике высшей школы сложились различные классификации методов обучения:
Существует также классификация методов обучения в зависимости от содержания деятельности обучаемого, в которой выделяют:
Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.8 Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в высшей школе в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:
В высшей школе студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
Данный метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого — эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
После
анализа материала, постановки проблем
и задач и краткого устного
или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают
литературу, источники, ведут наблюдения
и измерения и выполняют другие
действия поискового характера. Инициатива,
самостоятельность, творческий поиск
проявляются в
Итак, в педагогической литературе представлен широкий спектр методов обучения. Для определения методов подлежащих использованию и выделения основных методов обучения, а также методов, содержащих оптимальные обучающие возможности, используются различные научные подходы.
Информация о работе Подходы к реализации методов обучения в высшей школе