Подходы к реализации методов обучения в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят, так или иначе, все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и так далее). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества, как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие метода обучения…………..…………………………………..……...4
Классификации методов обучения в высшей школе………………..……….4
общая классификация………………………………………………………..4
классификация по роли ученика……………………………………………..5
классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых…………………………………………....7
Подходы к реализации методов обучения в высшей школе………………...9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиография…………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогика - методы обучения в высшей школе.docx

— 38.71 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

 

     

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие метода обучения…………..…………………………………..……...4
  2. Классификации методов обучения в высшей школе………………..……….4
    1. общая классификация………………………………………………………..4
    2. классификация по роли ученика……………………………………………..5
    3. классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых…………………………………………....7
  3. Подходы к реализации методов обучения в высшей школе………………...9

Заключение……………………………………………………………………….12

Библиография…………………………………………………………………….14

Приложения……………………………………………………………………...16

 

     

     Введение

     Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость  пересмотра отношения к системе  образования со стороны государства  и общества. Образование является той системой, через которую проходят, так или иначе, все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и так далее). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества, как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны. Вследствие этого актуальными становятся вопросы изменения содержания образовательного процесса, внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях.

     Качество  решения, поставленных перед системой образования стратегических и тактических  задач, во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. К педагогу предъявляется требование создавать  новый образ жизни, что, по сути, означает быть носителем культуры будущего и  на этой основе готовить будущее поколение. Поэтому профессиональное становление  педагога, его включенность в процесс  непрерывного самосовершенствования  является на сегодняшний день актуальной проблемой.

     Только  преобразуя содержание образования, формы  и способы организации, комбинируя методы, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления педагога можно ответить на вызов времени и найти ресурс для развития системы образования в обозначенном выше направлении. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой, особенно перед педагогикой высшей школы.

  1. Понятие метода обучения.

     Проблема  методов обучения в высшей школе  — остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В  зависимости от ее решения находятся  сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

     Термин  «метод» происходит от греческого слова  «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине.

     В педагогической литературе нет единого  мнения относительно роли и определения  понятия «метод обучения». Так, И. Ф. Харламов дает следующее определение  сущности этого понятия: «Под методами обучения следует понимать способы  обучающей работы учителя и организации  учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических  задач, направленных на овладение изучаемым  материалом».1

     Ю. К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».2

     Т. А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».3

     Таким образом, можно определить метод обучения как процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

  1. Классификации методов обучения в высшей школе.
    1. Общая классификация.

     В педагогике высшей школы сложились  различные классификации методов обучения:

  1. по источнику знаний выделяют словесные, наглядные и практические методы;
  2. по этапу обучения выделяют методы: подготовки к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки;
  3. по способу руководства выделяют методы: объяснения педагога, метод самостоятельной работы;
  4. по логике обучения выделяют методы: индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические;
  5. по дидактическим целям (по Ю. К. Бабанскому4 и В. И. Андрееву5): организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки;
  6. по характеру деятельности обучаемых (по И. Я. Лернеру6 и М. Н. Скаткину7) выделяют методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.
    1. Классификация по роли ученика.

     Существует  также классификация методов  обучения в зависимости от содержания деятельности обучаемого, в которой выделяют:

  1. пассивный метод (приложение 1) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
  1. активный метод (приложение 2) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
  1. интерактивный метод (приложение 3) – (от «inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

     Эта классификация требует на наш  взгляд дальнейшего уточнения, так как процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

    1. Классификация методов по характеру (степени  самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых.

     Эту весьма продуктивную классификацию  еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.8 Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в высшей школе в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

  1. объяснительно-иллюстративный метод – осуществляется репродуктивная деятельность (с помощью учителя), на уровне умственной деятельности ученика происходит узнавание, появляется ознакомительное знание. Сущность метода составляет традиционное обучение — процесс передачи готовых известных знаний. Для усовершенствования необходимо программированное обучение.

     В высшей школе студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

  1. репродуктивный метод – деятельность осуществляет сам ученик, на уровне умственной деятельности происходит воспроизведение, появляется копирование знаний.

     К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

  1. проблемное изложение – с помощью учителя осуществляется репродуктивная деятельность, на уровне умственной деятельности ученика происходит применение знаний, появляются знания-умения. Для совершенствования метода необходимо использовать деловые игры.

     Используя самые различные источники и  средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует  познавательную задачу, а затем, раскрывая  систему доказательств, сравнивая  точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками  научного поиска. И в прошлом, и  в настоящем такой подход широко используется.

  1. частично-поисковый метод или эвристический метод – осуществляется продуктивная деятельность под руководством учителя. На уровне умственной деятельности ученика происходит применение знаний, активизируется творческий процесс, появляются знания-умения, происходит трансформация знаний. Идет процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний.

     Данный  метод заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого — эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.

  1. исследовательский метод – это продуктивный метод, реализующийся без помощи учителя. На уровне умственной деятельности ученика активен творческий процесс и происходит трансформация знаний.

     После анализа материала, постановки проблем  и задач и краткого устного  или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают  литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск  проявляются в исследовательской  деятельности наиболее полно. Методы учебной  работы непосредственно перерастают в методы научного исследования, что особенно важно для высшей школы.

  1. Подходы к реализации методов обучения в высшей школе.

     Итак, в педагогической литературе представлен  широкий спектр методов обучения. Для определения методов подлежащих использованию и выделения основных методов обучения, а также методов, содержащих оптимальные обучающие возможности, используются различные научные подходы.

Информация о работе Подходы к реализации методов обучения в высшей школе