Подходы к реализации методов обучения в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят, так или иначе, все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и так далее). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества, как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие метода обучения…………..…………………………………..……...4
Классификации методов обучения в высшей школе………………..……….4
общая классификация………………………………………………………..4
классификация по роли ученика……………………………………………..5
классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых…………………………………………....7
Подходы к реализации методов обучения в высшей школе………………...9
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиография…………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогика - методы обучения в высшей школе.docx

— 38.71 Кб (Скачать)

     Известен  подход, в котором удачно обобщен  в алгоритм «оптимальный выбор метода обучения» (Ю. К. Бабанского). Он состоит из семи шагов:

  1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.
  2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.
  3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.
  4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
  5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.
  6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
  7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

     Каждый  педагог, высшей школы самостоятельно вырабатывает подходы и отбирает методы обучения.

     Методологической  основой применяемой нами технологии является научение действием (action learning), когда студенты сначала выполняют практическое задание, и только после этого теоретическое обоснование его выполнения, а не наоборот, как это принято в традиционной педагогике.

     Основу  активных методов обучения наших студентов составляют:

  1. практикующие упражнения (experiential exercises), в процессе выполнения которых студенты моделируют свои действия по различным аспектам;
  2. анализ конкретных ситуаций (case method) как индивидуально, так и в малых учебных группах (6-8 чел.), в ходе разбора которых студенты не только учатся формулировать проблемы и принимать решения по ним, но и вырабатывают ряд важных навыков в области межличностной коммуникации, групповой работы и лидерства;
  3. работа в малых учебных группах (team work), в ходе которой студенты выполняют практикующие упражнения, разбирают конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх; такая работа помогает студентам осваивать ролевое поведение, учиться эффективному общению и обмену опытом, вырабатывать лидерские качества;
  4. деловые игры (business game) носят комплексный характер и проводятся для студентов на основе зарубежных методик, способствуя более глубокому пониманию и эффективному закреплению ими изученных дисциплин;
  5. дистанционное обучение (distance learning) используется как дополнение к основным учебным курсам, делая процесс обучения более наполненным и непрерывным.

     Полагаем, что будущее педагогики высшей школы за методами аудио, видео и компьютерной коммуникации.

 

     

     Заключение

     Требования  к современному педагогу, к его  умениям относительно быстро и безболезненно  перестраиваться в соответствии с возрастающим ускорением развития общества усиливает значение его  готовности к инновационной деятельности. В условиях постиндустриального  общества образовательные модели с  необходимостью приобретают инновационный  характер, предполагающие постоянное обновление и развитие образовательной  среды.

     Профессиональное  педагогическое сообщество сегодняшнего дня состоит из педагогов-профессионалов, профессиональное становление которых  начиналось в индустриальный период развития общества, и педагогов-стажеров, недавно прошедших этап профессиональной подготовки. Именно поэтому, возможности  обеспечения готовности к инновационной  деятельности рассматриваются на различных  этапах профессионального становления. Использование различных способов обеспечения инновационной готовности на различных этапах профессионального  становления основывается на реализации акмеологического подхода к непрерывному профессиональному образованию.

     В настоящее время становления  профессиональной культуры педагога происходит в большинстве случаев индуктивным  путем. Не исключая значимости данного  направления совершенствования  профессионального образования, представляется важной внедрение дедуктивного способа  обучения. Понимание - осмысление –  усвоение прежде всего теоретического знания, а в след за этим получение  субъектом лично осознанного  практического опыта, позволяет  развивать профессионально-педагогический стиль мышления, обеспечивая инновационное  обновление профессиональной деятельности. Таким образом, выстраивается новая  логика профессионального становления, которая с одной стороны, обеспечивает его целостность с позиций профессиональной компетентности, с другой стороны, направляется на постоянное обновление культурно-образовательного среды образовательного учреждения, влияя на повышение инвестиционной привлекательности образования.

 

      Библиография:

  1. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - Красноярск: Поликом, 2007. – 190 с.
  2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002 - 264 с.ил. Педагогика под редакцией Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
  3. Горбатов Д. С. Умения и навыки: О соотношении содержания этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С. 15.
  4. Громкова М. Т. Педагогика образования взрослых.- М: Просвещение, 1995.
  5. Ильин Г. Педагогические проблемы современного отечественного высшего образования// Алма матер: Вестн. высш. шк.- 2005.- № 11.- С. 35.
  6. Лагусева Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального воспитания студентов// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2007.- № 4.- С. 124.
  7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности – М., 1980.
  8. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика.- 1965. – № 3.
  9. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
  10. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  11. Петров П.А. Организация воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 2006.- № 3.- С. 8.
  12. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М., 1965.
  13. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 –е изд. - М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  14. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. - М.: Аспект Пресс, 1995.
  15. Т.А. Ильина. Педагогика – М.: Просвещение, 1984.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
  17. Христидис Т. В. Взаимодействие преподавателя и студента в процессе развития педагогических способностей// Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.- 2006.- № 1.- С. 131.

Информация о работе Подходы к реализации методов обучения в высшей школе