Известен
подход, в котором удачно обобщен
в алгоритм «оптимальный выбор метода
обучения» (Ю. К. Бабанского). Он состоит
из семи шагов:
- Решение
о том, будет ли материал изучаться самостоятельно
или под руководством педагога; если студент
может без излишних усилий и затрат времени
достаточно глубоко изучить материал
самостоятельно, помощь педагога окажется
излишней. В противном случае в той или
иной форме она необходима.
- Определение
соотношения репродуктивных и продуктивных
методов. Если есть условия, предпочтение
должно отдаваться продуктивным методам.
- Определение
соотношения индуктивной и дедуктивной
логики, аналитического и синтетического
путей познания. Если эмпирическая база
для дедукции и анализа подготовлена,
дедуктивные и синтетические методы вполне
по силам для взрослого человека. Они,
бесспорно, предпочтительнее как более
строгие, экономные, близкие к научному
изложению.
- Меры и способы
сочетания словесных, наглядных, практических
методов.
- Решение
о необходимости введения методов стимулирования
деятельности студентов.
- Определение
«точек», интервалов, методов контроля
и самоконтроля.
- Продумывание
запасных вариантов на случай отклонения
реального процесса обучения от запланированного.
Каждый
педагог, высшей школы самостоятельно
вырабатывает подходы и отбирает
методы обучения.
Методологической
основой применяемой нами технологии
является научение действием (action learning),
когда студенты сначала выполняют практическое
задание, и только после этого теоретическое
обоснование его выполнения, а не наоборот,
как это принято в традиционной педагогике.
Основу
активных методов обучения наших студентов
составляют:
- практикующие
упражнения (experiential exercises), в процессе выполнения
которых студенты моделируют свои действия
по различным аспектам;
- анализ конкретных
ситуаций (case method) как индивидуально, так
и в малых учебных группах (6-8 чел.), в ходе
разбора которых студенты не только учатся
формулировать проблемы и принимать решения
по ним, но и вырабатывают ряд важных навыков
в области межличностной коммуникации,
групповой работы и лидерства;
- работа в
малых учебных группах (team work), в ходе которой
студенты выполняют практикующие упражнения,
разбирают конкретные ситуации, готовят
групповые проекты и участвуют в деловых
играх; такая работа помогает студентам
осваивать ролевое поведение, учиться
эффективному общению и обмену опытом,
вырабатывать лидерские качества;
- деловые игры
(business game) носят комплексный характер и
проводятся для студентов на основе зарубежных
методик, способствуя более глубокому
пониманию и эффективному закреплению
ими изученных дисциплин;
- дистанционное
обучение (distance learning) используется как
дополнение к основным учебным курсам,
делая процесс обучения более наполненным
и непрерывным.
Полагаем,
что будущее педагогики высшей школы
за методами аудио, видео и компьютерной
коммуникации.
Заключение
Требования
к современному педагогу, к его
умениям относительно быстро и безболезненно
перестраиваться в соответствии
с возрастающим ускорением развития
общества усиливает значение его
готовности к инновационной деятельности.
В условиях постиндустриального
общества образовательные модели с
необходимостью приобретают инновационный
характер, предполагающие постоянное
обновление и развитие образовательной
среды.
Профессиональное
педагогическое сообщество сегодняшнего
дня состоит из педагогов-профессионалов,
профессиональное становление которых
начиналось в индустриальный период
развития общества, и педагогов-стажеров,
недавно прошедших этап профессиональной
подготовки. Именно поэтому, возможности
обеспечения готовности к инновационной
деятельности рассматриваются на различных
этапах профессионального становления.
Использование различных способов
обеспечения инновационной готовности
на различных этапах профессионального
становления основывается на реализации
акмеологического подхода к непрерывному
профессиональному образованию.
В
настоящее время становления
профессиональной культуры педагога происходит
в большинстве случаев индуктивным
путем. Не исключая значимости данного
направления совершенствования
профессионального образования, представляется
важной внедрение дедуктивного способа
обучения. Понимание - осмысление –
усвоение прежде всего теоретического
знания, а в след за этим получение
субъектом лично осознанного
практического опыта, позволяет
развивать профессионально-педагогический
стиль мышления, обеспечивая инновационное
обновление профессиональной деятельности.
Таким образом, выстраивается новая
логика профессионального становления,
которая с одной стороны, обеспечивает
его целостность с позиций профессиональной
компетентности, с другой стороны, направляется
на постоянное обновление культурно-образовательного
среды образовательного учреждения, влияя
на повышение инвестиционной привлекательности
образования.
Библиография:
- Адольф В.А.,
Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность
педагога в процессе его профессионального
становления / Агентство образования адм.
Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения
квалификации и проф. переподгот. работников
образования. - Красноярск: Поликом, 2007.
– 190 с.
- Андреев А.А.
Педагогика высшей школы. Новый курс –
М.: Московский международный институт
эконометрики, информатики, финансов и
права, 2002 - 264 с.ил. Педагогика под редакцией
Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
- Горбатов
Д. С. Умения и навыки: О соотношении содержания
этих понятий// Педагогика.- 1994.- № 2.- С.
15.
- Громкова
М. Т. Педагогика образования взрослых.-
М: Просвещение, 1995.
- Ильин Г. Педагогические
проблемы современного отечественного
высшего образования// Алма матер: Вестн.
высш. шк.- 2005.- № 11.- С. 35.
- Лагусева
Н. Н. Научно-педагогическое сопровождение
профессионального воспитания студентов//
Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.-
2007.- № 4.- С. 124.
- Лернер И.Я.
Процесс обучения и его закономерности
– М., 1980.
- Лернер И.Я.,
Скаткин М.Н. О методах обучения //Сов. Педагогика.-
1965. – № 3.
- Педагогика.
Под редакцией Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение,
1983.
- Педагогика
и психология высшей школы / Под ред. М.
В. Булановой-Топорковой. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006.
- Петров П.А.
Организация воспитания в вузе // Высшее
образование в России. - 2006.- № 3.- С. 8.
- Скаткин
М.Н. Активизация познавательной деятельности
учащихся в обучении. - М., 1965.
- Скаткин
М.Н. Проблемы современной дидактики. 2
–е изд. - М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Смирнов
С. Д. Педагогика и психология высшего
образования. - М.: Аспект Пресс, 1995.
- Т.А. Ильина.
Педагогика – М.: Просвещение, 1984.
- Харламов
И.Ф. Педагогика. Учебное пособие для педагогических
вузов. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
- Христидис
Т. В. Взаимодействие преподавателя и студента
в процессе развития педагогических способностей//
Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусства.-
2006.- № 1.- С. 131.