Использование активных методов в обучении учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основная часть ……………………………………………………………5
3. Заключение………………………………………………………………..11
4. Литература………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Контрольная(педагогика).doc

— 62.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Использование активных методов

в обучении учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Основная часть ……………………………………………………………5
  3. Заключение………………………………………………………………..11
  4. Литература………………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.

Определение метода обучения во многом повторяет дефиницию метода исследования. Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В современном мире на преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. М.В. Кларин отмечает в связи с этим необходимость сформировать особый, "технологический" подход к построению обучения в целом. С каждым годом лавинообразно возрастает количество информации, которую приходится "переварить" учащимся; особенно это касается высшей школы. В то же время возможности самих учащихся небезграничны. В связи с этим, новые требования предъявляются уже не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Во главу угла ставится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят так называемые активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика основных активных методов обучения,

используемых в обучении учащихся.

Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава зависит от уровня методического мастерства преподавателя, поэтому ему постоянно приходиться совершенствоваться, предлагать новые и интересные формы обучения для учащихся.

Активные методы обучения – методы обучения, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ и проблемно построенная лекция, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, проблемно-поисковые упражнения, исследовательские лабораторные работы, метод развивающего обучения, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод создания эмоционально-нравственных ситуаций, метод аналогий, метод создания на уроках ситуаций занимательности, метод анализа на уроках жизненных ситуаций и др.

Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия  с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение можно назвать также обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение он называет также развивающим. Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

  1. сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;
  2. достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе обучения проблемного, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Важно отметить ещё одну из целей проблемного обучения – сформировать особый стиль в умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. В данном обучении принцип проблемности реализуется:

  1. в содержании учебного предмета – это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины;
  2. в ходе развертывания этого содержания в учебном процессе – это достигается построением проблемного обучения по диалогическому типу, где и преподаватель,  учащиеся проявляют интеллектуальную активность инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения учащихся, характеризующийся следующими основными признаками:

    • наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;
    • взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;
    • ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло;
    • оценка результатов обсуждения и подведение итогов преподавателем.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач. Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.

Игровое производственное проектирование – в педагогике процесс разработки реальных или условных проектов  преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения, который характеризуется следующими отличительными признаками:

    • наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
    • разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
    • проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Метод игрового производственного проектирования значительно активизирует изучение учебных дисциплин, делает его более результативным вследствие развития навыков проектно-конструкторской деятельности обучаемого. В дальнейшем это позволит ему более эффективно решать сложные методические проблемы.

Эвристическая беседа – вопросительно-ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, понятий, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам и закономерностям.

Упражнение — многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.  Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:

      • сознательный подход учащихся к выполнению упражнений;
      • знание правил выполнения действий;
      • соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений;
      • учет достигнутых результатов; распределение повторений во времени.

Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т. е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Практические методы — это методы обучения, направленные на применение полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функции углубления знаний, умений, контроля и коррекции, стимулируют познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения и т. д.

Мозговой штурм (брейнсторминг)  – условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы. По мнению американского психолога Осборна, новым идеям необходим прорыв из сверхсознания в сознание, и поэтому надо устранять те барьеры, которые этому мешают. Обстановка должна быть непринужденной, люди раскованными, никакой критики и тем более самокритики. В процессе «мозгового штурма» можно высказывать любые предположения, идеи, в том числе парадоксальные и даже нереальные. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипов и шаблонов в мышлении; раскрывает творческий потенциал человека.

Обучение по алгоритму как метод обучения используется в технологии программированного обучения. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных действий с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) — обучение средствами внушения; гипнопедия — обучение во сне; фармакопедия — обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты определенные результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Лекция — это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой изложения материала; системным характером освещения знаний.

Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может применяться для обобщения, повторения пройденного материала.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, методы обучения должны обеспечивать обоснованное чередование видов деятельности, в первую очередь, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Изучение исторического педагогического опыта в области методов обучения позволяет констатировать, что изменение целей и содержания образования определяют изменение и развитие методов обучения. Методы обучения всегда находятся в зависимости от логики той науки и движения научной мысли, учебный предмет которой они обслуживают. Новые достижения в науке ведут к изменению содержания учебного предмета, а, следовательно, и к развитию методов обучения. Активные методы обучения предполагают обеспечение такой организации обучения (возможно технологического уровня), такое развитие методической стороны учебного процесса, способствующей максимальному вовлечению всех учащихся в активную познавательную деятельность.

Информация о работе Использование активных методов в обучении учащихся