Теоретические основы активных методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения
1.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения...…….…6
1.2. Классификация методов активного обучени………………………….......15
Вывод по первой главе…...…………………………………..……...…….…….22
Глава 2 Использование активных методов в системе среднего профессионального образования по дисциплине «маркетинг»
2.1 Формы организации обучения с использованием активных методов в педагогическом процессе среднего профессионального образовани……………………………………………………………………..…24
2.2. Применение активных методов в процессе обучения студентов дисциплины «Маркетинг………………………………………………………..54
Рекомендации……………………………………………………………………59
Вывод по второй главе…………………..……………...……………………….60
Заключение…………………………………..…………..…….…………….…...62
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по МПО Активные методы обучения в СПО по дисциплине МАРКЕТИНГ.docx

— 114.15 Кб (Скачать)

Ориентационные: Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы [16 c.34-36 ].

Системные: проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Организация деятельности маркетинговой службы» [22 c.109 ].

Метод системных семинаров  раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком  кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи  явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической  жизни [17 c.86 ].

Учебные дискуссии. Они могут проводиться [19 c.67 ]:

  1. По материалам лекций;
  2. По итогам практических занятий;
  3. По проблемам, предложным самими студентами, или преподавателем, если студенты затрудняются;
  4. По событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;
  5. По публикациям в печати.

Метод учебной дискуссии  улучшает и закрепляет знания, увеличивает  объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к  мнению других [3 c.12 ].

Учебные встречи за «круглым столом». При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением или работающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п [22 c.123-125 ].

Перед такой встречей преподаватель  предлагает студентам выдвинуть  интересующую их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглы стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения [22 c.124 ].

Для повышения активности студентов можно также предложить для обсуждения две разные точки  зрения по одной проблеме.

Для иллюстрации мнений, положений и фактов возможно использование  аудио - видеофрагментов, фотодокументы, материалы из газет и журналов, схемы, графики, диаграммы [13 c.87 ].

Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в  сторону от обсуждаемой проблемы [15 c.45 ].

С приглашенными на «круглый стол» нужно проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они  приходили не с докладами, а со своим мнением по затронутой проблеме [3 c.34 ].

Во всех этих формах студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы  аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения  и взгляды [17 c.36].

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать  мысли на профессиональном языке, владеть  устной речью, слушать, слышать и  понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует  не только индивидуальной ответственности  и самостоятельности, но и самоорганизации  работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются  предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста [14 c.154].

Коллективная мыслительная деятельностью. В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы [3 c.44 ].

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней  существует жесткая зависимость  деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические  проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления [11 c.34-35].

Имеются различные формы  организации и проведения данного  вида занятий. Такие как: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и  т.д. Мы рассмотрим только некоторые  из них [2 c.74].

«Пресс-конференция»: студенты распределяются на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов [4 c.87 ].

«Интеллектуальный футбол»: группа делиться на две команды. В  каждой группе выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие – задают вопросы, защитники – отвечают на них. Для  роли вратаря лучше всего выбрать  студента, который интеллектуально  более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники не могут. Преподаватель является судьей. Для оценки он может использовать карточки с баллами [8 c.67 ].

«Морской бой»: группа также  делиться на две команды, студентам  раздаются «боеприпасы» – Фишки  на которых указаны вопросы. И  «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая  его задала [13 c.80].

«Ромашка»: делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или  дает определение термину [13 c.76 ].

Каждый преподаватель  может самостоятельно разработать  различные виды игровых форм контроля знаний студентов.

Одним из наиболее эффективных  активных методов обучения является деловая игра. Уже в 1932 году в Ленинграде М.М.Бирштейн впервые использовала в обучении игровой метод (деловую игру). Большую роль в становлении и развитии игрового метода сыграли работы В.Н.Буркова, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова, Р.Ф.Жукова, В.Я.Платова, А.П.Хачатурян и многих других [22 c.63 ].

Исследователи установили, что при подаче материала в  такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов  проявляется ярко, носит продолжительный  характер и «заставляет» их быть активными.

В настоящее время различают  три сферы применения игрового метода [8 c.67 ]:

1. Учебная сфера: учебный  метод применяется в учебной  программе для обучения, повышения  квалификации.

2. Исследовательская сфера:  используется для моделирования  будущей профессиональной деятельности  с целью изучения принятия  решений, оценки эффективности  организационных структур и т.д.

3. Оперативно-практическая  сфера: игровой метод используется  для анализа элементов конкретных  систем, для разработки различных  элементов системы образования.

Педагогическая суть деловой  игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...» [8 c.56 ]

Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а  также и в совместной деятельности с другими участниками [13 c.34-35 ].

В процессе подготовки и  проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для  самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет  быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения [19 c.45-47 ].

Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом  режиме, преподаватель может не вмешиваться  в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую  деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают  цели занятия, преподаватель может  откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой [8 c.12 ].

Прежде как приступить к использованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется  начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом  и ограниченностью решаемых задач [15 c.32 ].

Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность  в творческой обстановке закрепить  те или иные навыки, акцентировать  внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе [17 c.45 ]. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности [20 c.38-39 ].

После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. В учебном процессе – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей  специальностью. Цель данной игры  - сформировать определенные навыки и  умения студентов в их активном творческом процессе [8 c.43 ]. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения [9 c.76 ].

В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции [7 c.56-58 ]:

1) Выбор темы и диагностика  исходной ситуации. Темой игры  может быть практически любой  раздел учебного курса. Желательным  является то, чтобы учебный материал  имел практический выход на  профессиональную деятельность.

2) Формирование целей  и задач с учетом не только  темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной  ситуации.

3) Определение структуры  с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4) Диагностика игровых  качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой  форме будет эффективнее, если  действия преподавателя обращены  не к абстрактному студенту, а  к конкретному студенту или  группе.

5) Диагностика объективного  обстоятельства. Рассматривается вопрос  о том, где, как, когда, при  каких условиях, и с какими  предметами будет проходить игра.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические  методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования [18 c.12 ]:

1) игра должна быть  логическим продолжением и завершением  конкретной теоретической темы (раздела)  учебной дисциплины, практическим  дополнением изучения дисциплины  в целом;

2) максимальная приближенность  к реальным профессиональным  условиям;

3) создание атмосферы  поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка  учебно-методической документации;

5) четко сформулированные  задачи; условия и правила игры;

6) выявление возможных  вариантов решения указанной  проблемы;

7) наличие необходимого  оборудования.

В использовании деловой  игры можно отметить положительные  и отрицательные моменты.

Положительное в применении деловых игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и  умения, студенты учатся применять  свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний [20 c.36-39].

Отрицательным является: высокая  трудоемкость к занятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего  хода игры; большая напряженность  для преподавателя, сосредоточенность  на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой  преподавателя, который проводил игру [8 c.56 ].

Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих  целей коллективного характера  на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность, осуществляемая в процессе игры путем  знакомства студентов с диалектическими  методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с  функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере [8 c.67-77].

Воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия  каждого из них в работе; взаимосвязь  участников при решении общих  задач; коллективно обсуждаются  вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры [6 c.67 ].

Информация о работе Теоретические основы активных методов обучения