Активные методы обучения психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: активные методы обучения, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, программированное обучение, самостоятельная работа с книгой.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………...……………..4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВ-НЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛО-ГИИ………………………...6
1.1 Общая характеристика методов обуче-ния……………………………….6
1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обуче-ния…….12
1.3 Классификация методов активного обуче-ния………………………….19
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕ-НИЯ……………………………………39
2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обуче-ния…………………………………………...39
2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьни-ка……………………………………………………………….42
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обуче-ния……………………....43
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………..……….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………..……….49

Файлы: 1 файл

МИУ Введение.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

     МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 
 

«К защите допускаю»

Кафедра

 юридической психологии                                                             О.П. Котикова                                          

                                                                             

                                                                           «             »                            2009г.                                             

                                                                                      

                      

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

     по  дисциплине: «Методика преподавания психологии» 

     на  тему: «Активные методы обучения психологии» 
 
 
 
 

студент гр. 50802-з                                                                      Ю.И. Сафронова  
 
 

№ электронной карточки 
 

Руководитель  доц. кафедры ЮП,                                                              

                     к.психол.н.                                                         О.П. Котикова 
 
 
 
 

     Минск

     2009

 

     РЕФЕРАТ

     курсовой  работы Сафроновой Ю.И.

     «Активные методы обучения психологии» 

     Объем работы с. 52, в том числе 41 наим. лит. 

     Ключевые  слова: активные методы обучения, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, программированное обучение, самостоятельная работа  с книгой. 

     В курсовой работе исследуется проблема применения активных методов обучения в системе школьного образования и включает в себя следующие этапы:

     а) теоретико-методологические особенности активных методов обучения психологии;

      б) разработку программы развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обучения;

      в) методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьника;

      г) психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обучения.

     В работе раскрыта роль активных методов  обучения, их применение на уроках в  средней школе.

     В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:

     а) активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать контакты;

     б) активные методы оказывают большое влияние на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности;

     в) использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей.

 

      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……………..4

    1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ………………………...6

    1.1 Общая характеристика методов обучения……………………………….6

    1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обучения…….12

    1.3 Классификация методов активного обучения………………………….19

    2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………39

    2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обучения…………………………………………...39

    2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьника……………………………………………………………….42

    2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обучения……………………....43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……….47

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……….49 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

      Рассматривая  тему активных методов обучения в  школе следует обратить внимание на то, что данный вопрос в последнее время является крайне актуальным, хотя еще древнегреческих философов волновал вопрос познания и передачи опыта накопленного предыдущими поколениями. Все отечественные и зарубежные психологи и педагоги пытаются найти ту золотую середину, которая позволила бы максимально улучшить и облегчить образовательный процесс.

      Одна  из трудностей с которой сталкиваются преподаватели в процессе работы  со старшеклассниками – это сложный  и интересный период юности. В это  период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

     Именно  по - этому в данном возрасте юноше  необходима не только помощь и понимание  со стороны родителей, но и внимание со стороны преподавательского состава школы. Именно этот период характеризуется наибольшим количеством вопросов, которые человек задает не столько окружающим, сколько самому себе. И кто как ни психолог лучше всего может помочь найти ответы на задаваемые вопросы.

     Одним из важнейших решений работы со старшеклассниками  является разработка психологом или использование им имеющихся в психологической литературе развивающих программ, способных помочь  старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее.

      Разработка  учебных программ по психологии является чрезвычайно актуальным и нужным как для удовлетворения потребности практического психолога в методическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ, ибо они являют собой новый тип научного исследования, начальным истокам и конечной целью которого служит реальной практикой работы с ребенком.

      Активные  методы в работе школьного психолога, их научно-методическая разработка и  профессиональное приложение, пожалуй, наиболее сложный и, несомненно, разработанный вопрос во всей практической психологии. Поскольку, речь идет о проблеме психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир человека. Психолог, каким бы методом он не пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал.

      Другое  дело методы, прямо ориентированные  на вмешательство и развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие и составляет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся, прежде всего в развивающих  программах для работы с детьми разного возраста.

      Активные  методы предполагают не только серьезную  разработку психологического содержания работы, но и глубокое обоснование формы ее существования.

     Целью курсовой работы является выявление  и обоснование условий психолого-педагогического  развития познавательного интереса с помощью активных методов обучения в школе.

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     - выявить методологические и теоретические  подходы к проблеме методов обучения;

     - обосновать психолого-педагогические особенности активных методов обучения;

     - разработать рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся школы с помощью активных методов;

     - выявить и обосновать существующие  условия психолого - педагогического развития познавательного интереса.

     Объект  данной работы – познавательный интерес.

     Предмет – использование активных методов  обучения в школе.

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

     1.1 Общая характеристика  методов обучения

     Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений понятия «метод» [2, с.57]. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [35, с. 178].

     Герберт Нойнер и Ю.К. Бабанский под методом  обучения понимают “последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, цели посредством проработки учебного материала” [16, с. 103].

     М.Н.Скаткин  дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами» [8, с. 37].

     Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов.

     Форма обучения – это организованное взаимодействие преподавателя и студента. Формы обучения могут быть: дневная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), индивидуальная, фронтальная и т.д.[4].

     Обучение  – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

     Обучение  – это целенаправленное, заранее  запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности [38].

     Активность  обучаемых – это их интенсивная  деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков [37].

Информация о работе Активные методы обучения психологии