Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Ключевые слова: активные методы обучения, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, программированное обучение, самостоятельная работа с книгой.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………...……………..4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВ-НЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛО-ГИИ………………………...6
1.1 Общая характеристика методов обуче-ния……………………………….6
1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обуче-ния…….12
1.3 Классификация методов активного обуче-ния………………………….19
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕ-НИЯ……………………………………39
2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обуче-ния…………………………………………...39
2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьни-ка……………………………………………………………….42
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обуче-ния……………………....43
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………..……….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………..……….49
МИНСКИЙ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
«К защите допускаю»
Кафедра
юридической
психологии
по
дисциплине: «Методика преподавания психологии»
на
тему: «Активные методы
обучения психологии»
студент гр. 50802-з
№ электронной карточки
Руководитель
доц. кафедры ЮП,
к.психол.н.
Минск
2009
РЕФЕРАТ
курсовой работы Сафроновой Ю.И.
«Активные
методы обучения психологии»
Объем
работы с. 52, в том числе 41 наим. лит.
Ключевые
слова: активные
методы обучения, проблемная
лекция, эвристическая
беседа, учебная дискуссия,
поисковая лабораторная
работа, исследовательский
метод, самостоятельная
работа, программированное
обучение, самостоятельная
работа с книгой.
В курсовой работе исследуется проблема применения активных методов обучения в системе школьного образования и включает в себя следующие этапы:
а) теоретико-методологические особенности активных методов обучения психологии;
б) разработку программы развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обучения;
в) методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьника;
г) психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обучения.
В работе раскрыта роль активных методов обучения, их применение на уроках в средней школе.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
а) активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать контакты;
б) активные методы оказывают большое влияние на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности;
в) использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ………………………...6
1.1 Общая характеристика методов обучения……………………………….6
1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обучения…….12
1.3 Классификация методов активного обучения………………………….19
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………39
2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обучения…………………………………………...39
2.2 Методологические
рекомендации по развитию познавательного
интереса школьника………………………………………………………
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обучения……………………....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……….49
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая тему активных методов обучения в школе следует обратить внимание на то, что данный вопрос в последнее время является крайне актуальным, хотя еще древнегреческих философов волновал вопрос познания и передачи опыта накопленного предыдущими поколениями. Все отечественные и зарубежные психологи и педагоги пытаются найти ту золотую середину, которая позволила бы максимально улучшить и облегчить образовательный процесс.
Одна
из трудностей с которой сталкиваются
преподаватели в процессе работы
со старшеклассниками – это
Именно по - этому в данном возрасте юноше необходима не только помощь и понимание со стороны родителей, но и внимание со стороны преподавательского состава школы. Именно этот период характеризуется наибольшим количеством вопросов, которые человек задает не столько окружающим, сколько самому себе. И кто как ни психолог лучше всего может помочь найти ответы на задаваемые вопросы.
Одним из важнейших решений работы со старшеклассниками является разработка психологом или использование им имеющихся в психологической литературе развивающих программ, способных помочь старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее.
Разработка учебных программ по психологии является чрезвычайно актуальным и нужным как для удовлетворения потребности практического психолога в методическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ, ибо они являют собой новый тип научного исследования, начальным истокам и конечной целью которого служит реальной практикой работы с ребенком.
Активные методы в работе школьного психолога, их научно-методическая разработка и профессиональное приложение, пожалуй, наиболее сложный и, несомненно, разработанный вопрос во всей практической психологии. Поскольку, речь идет о проблеме психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир человека. Психолог, каким бы методом он не пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал.
Другое дело методы, прямо ориентированные на вмешательство и развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие и составляет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся, прежде всего в развивающих программах для работы с детьми разного возраста.
Активные методы предполагают не только серьезную разработку психологического содержания работы, но и глубокое обоснование формы ее существования.
Целью
курсовой работы является выявление
и обоснование условий
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
-
выявить методологические и
-
обосновать психолого-
- разработать рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся школы с помощью активных методов;
-
выявить и обосновать
Объект данной работы – познавательный интерес.
Предмет – использование активных методов обучения в школе.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Общая характеристика методов обучения
Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений понятия «метод» [2, с.57]. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [35, с. 178].
Герберт Нойнер и Ю.К. Бабанский под методом обучения понимают “последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, цели посредством проработки учебного материала” [16, с. 103].
М.Н.Скаткин дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами» [8, с. 37].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов.
Форма обучения – это организованное взаимодействие преподавателя и студента. Формы обучения могут быть: дневная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), индивидуальная, фронтальная и т.д.[4].
Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности [38].
Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков [37].