Активные методы обучения психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: активные методы обучения, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, программированное обучение, самостоятельная работа с книгой.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………...……………..4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВ-НЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛО-ГИИ………………………...6
1.1 Общая характеристика методов обуче-ния……………………………….6
1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обуче-ния…….12
1.3 Классификация методов активного обуче-ния………………………….19
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕ-НИЯ……………………………………39
2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обуче-ния…………………………………………...39
2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьни-ка……………………………………………………………….42
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обуче-ния……………………....43
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………..……….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………..……….49

Файлы: 1 файл

МИУ Введение.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

     В заключение рассмотрим приведенный  ниже классный час «Конфликты в нашей жизни» [14], который проводится в форме беседы и имеет такие цели:

     - познавательные – учащиеся должны  усвоить сущность понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», познакомиться с навыками, необходимыми в конфликтной ситуации и правилами предупреждения конфликтов;

     - развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;

     - воспитывающие – решение проблемы  повышения сплоченности класса.

     Для достижения этих целей классный руководитель использует следующее оборудование и средства: ТСО (телевизор, видеомагнитофон, графопроектор), видеокассета, плакаты, транспаранты, наглядный материал для показа, цветные квадратики для рефлексии. Для проведения мероприятия классный кабинет оформляется с помощью плакатов и транспарантов, класс делится на команды, у каждого ученика имеется набор из цветных квадратиков.

     Педагог начинает беседу с обсуждения заранее  написанных учениками сочинений  на тему: «Что я возьму с собой  в третье тысячелетие». Учитель зачитывает отрывки из этих сочинений, в которых  ребята говорят о существующих в жизни конфликтах. После этого ученики, заранее подготовившиеся, дают понятие «конфликта» и «конфликтной ситуации»; педагог вместе с учениками находят решения разнообразных конфликтных ситуаций; смотрят отрывки из кинофильма и обсуждают причины возникших в нем конфликтов, навыки необходимые для их решения; учениками разыгрываются сценки, в которых показываются конфликтные ситуации, а затем находят их решения. Для рефлексии учитель использует наглядные пособия определенного цвета, с их помощью делаются определенные выводы о значимости проведенного занятия.

     Также можно провести следующие классные часы: «В здоровом теле – здоровый дух», «На пути к образованному человеку» и т.д.

     Классный час на тему «В здоровом теле – здоровый дух», целями и задачами которого выступают следующие моменты:

     - поддержка и развитие у молодежи  интереса к знаниям.

     - формирование позиции противостояния  опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры.

     - пропаганда здорового образа  жизни;

     - акцентирование внимания на возрождение  чистоты взаимоотношений между  юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.

     Форма организации проведенного классного часа (творческое задание и интеллектуальная игра) способствуют достижению поставленных целей. Учащиеся при этом осмысляют значение здорового образа жизни; знания,  полученные в ходе этого внеклассного мероприятия, будут использованы в жизни школьников.

     Классный час на тему «На пути к образованному человеку» может способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности – цель данного внеклассного мероприятия, были поставлены такие задачи:

     - поддержка и развитие у молодежи  интереса к знаниям;

     - формирование позиции противостояния  опасным для здоровья и жизни зависимостям – от наркотиков, алкоголя, курения и другим, связанные с положительными оценками своей нравственной культуры;

     - пропаганда здорового образа  жизни;

     - акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.

     Изучив  опыт работы педагогов по формированию познавательного интереса, можно сделать следующие выводы:

     - с помощью рассмотренных выше форм и методов организации деятельности детей формируются познавательные интересы учащихся;

     - рассмотренный опыт учителей  дает возможность сказать, что   действительно повышается уровень развития познавательного интереса;

     - достигать поставленные цели, направленные на формирование и развитие познавательного интереса можно с помощью разнообразных форм внеклассной деятельности (игра, беседа, лекция) [27].

2.2 Методологические  рекомендации по развитию познавательного интереса школьника

     Успешное развитие познавательного интереса в школе будет осуществляться при соблюдении педагогом следующих рекомендаций:

     1) формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;

     2) координировать выбор форм и  методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

     3) привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;

     4) координировать усилия по образованию  и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

     Необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.

     Родители  помогают в формировании новых положительных  переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.

     Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную.

     Коллектив в формировании интереса также выполняет  очень значительную и многогранную роль.

     Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.

     Некоторый запас знаний является необходимой  основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.

     Огромную  роль в формировании интереса играет книга – художественная и познавательная [29]. 

     2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обучения

     I В области обучения следует придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому предлагается:

     1) Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

     2) Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

     3) При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

     4) Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

     5) Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

     II В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

     1) Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

     2) Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

     3) Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

     4) Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

     5) Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции и опыта, самостоятельности мысли;

     6) Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

     III Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

     1) Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

     2) Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

     3) Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

     4) Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

     5) Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

     6) Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

     7) Рекомендовать дополнительную литературу;

     IV В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:

     1) Расширить и углубить кругозор  учащихся в определенной, избранной ими области;

     2) Практиковать решение научно  – прикладных задач. Поставленные  во внеклассноАй работе задачи могут быть решены самыми различными формами, поэтому рекомендуем те из них, какие получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалки; КВН; вечер веселой викторины; диспуты; школьные издательства; вечера – зачетов, где раскрываются творческие возможности школьников; исследования, опыты, наблюдения с определенным заданием или без него; познавательные игры, игры – путешествия.

     V В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:

     - выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

     - вводить еженедельные обзоры  об интересном в мире и в  жизни;

     - готовить выступления перед товарищами  в классе;

     - направлять деятельность учащихся  на сбор интересного материала.

     Перед индивидуальной работой с учащимися  поставлены две задачи:

     а) выявление познавательных интересов  и склонностей учащихся;

     б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие  и углубление процессов и склонностей учащихся.

     VI Следующим направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.

Информация о работе Активные методы обучения психологии