Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа
Ключевые слова: активные методы обучения, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, программированное обучение, самостоятельная работа с книгой.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………...……………..4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВ-НЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛО-ГИИ………………………...6
1.1 Общая характеристика методов обуче-ния……………………………….6
1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обуче-ния…….12
1.3 Классификация методов активного обуче-ния………………………….19
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕ-НИЯ……………………………………39
2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обуче-ния…………………………………………...39
2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьни-ка……………………………………………………………….42
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обуче-ния……………………....43
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………..……….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………..……….49
В заключение рассмотрим приведенный ниже классный час «Конфликты в нашей жизни» [14], который проводится в форме беседы и имеет такие цели:
-
познавательные – учащиеся
- развивающие – развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
-
воспитывающие – решение
Для достижения этих целей классный руководитель использует следующее оборудование и средства: ТСО (телевизор, видеомагнитофон, графопроектор), видеокассета, плакаты, транспаранты, наглядный материал для показа, цветные квадратики для рефлексии. Для проведения мероприятия классный кабинет оформляется с помощью плакатов и транспарантов, класс делится на команды, у каждого ученика имеется набор из цветных квадратиков.
Педагог начинает беседу с обсуждения заранее написанных учениками сочинений на тему: «Что я возьму с собой в третье тысячелетие». Учитель зачитывает отрывки из этих сочинений, в которых ребята говорят о существующих в жизни конфликтах. После этого ученики, заранее подготовившиеся, дают понятие «конфликта» и «конфликтной ситуации»; педагог вместе с учениками находят решения разнообразных конфликтных ситуаций; смотрят отрывки из кинофильма и обсуждают причины возникших в нем конфликтов, навыки необходимые для их решения; учениками разыгрываются сценки, в которых показываются конфликтные ситуации, а затем находят их решения. Для рефлексии учитель использует наглядные пособия определенного цвета, с их помощью делаются определенные выводы о значимости проведенного занятия.
Также можно провести следующие классные часы: «В здоровом теле – здоровый дух», «На пути к образованному человеку» и т.д.
Классный час на тему «В здоровом теле – здоровый дух», целями и задачами которого выступают следующие моменты:
-
поддержка и развитие у
-
формирование позиции
- пропаганда здорового образа жизни;
-
акцентирование внимания на
Форма организации проведенного классного часа (творческое задание и интеллектуальная игра) способствуют достижению поставленных целей. Учащиеся при этом осмысляют значение здорового образа жизни; знания, полученные в ходе этого внеклассного мероприятия, будут использованы в жизни школьников.
Классный час на тему «На пути к образованному человеку» может способствовать формированию у учащихся долгосрочной мотивации учебной деятельности – цель данного внеклассного мероприятия, были поставлены такие задачи:
-
поддержка и развитие у
-
формирование позиции
- пропаганда здорового образа жизни;
- акцентирование внимания на возрождение чистоты взаимоотношений между юношами и девушками, связанное с нравственностью, с эрудицией, кругозором в обществе.
Изучив опыт работы педагогов по формированию познавательного интереса, можно сделать следующие выводы:
- с помощью рассмотренных выше форм и методов организации деятельности детей формируются познавательные интересы учащихся;
-
рассмотренный опыт учителей
дает возможность сказать, что
- достигать поставленные цели, направленные на формирование и развитие познавательного интереса можно с помощью разнообразных форм внеклассной деятельности (игра, беседа, лекция) [27].
2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьника
Успешное развитие познавательного интереса в школе будет осуществляться при соблюдении педагогом следующих рекомендаций:
1) формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;
2) координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
3) привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;
4)
координировать усилия по
Необходимо сказать о роли учителя, родителей, коллектива, о роли успеха, о значении поставленной цели в формировании интереса, о роли нового, о роли знаний.
Родители помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.
Учитель играет основную роль в формировании интереса, очень активную и многогранную.
Коллектив в формировании интереса также выполняет очень значительную и многогранную роль.
Психологическая роль успеха выступает в двух планах: как предпосылка интереса и как дополнительный мотив, укрепляющий.
Некоторый запас знаний является необходимой основой для возникновения познавательных вопросов при соприкосновении с новыми знаниями, выступающими в противоречие с прежними представлениями.
Огромную
роль в формировании интереса играет
книга – художественная и познавательная
[29].
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обучения
I В области обучения следует придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому предлагается:
1) Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
2) Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
3) При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
4) Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
5) Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
II В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:
1) Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
2) Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
3) Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
4) Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
5) Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции и опыта, самостоятельности мысли;
6) Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
III Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:
1) Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
2) Использовать всестороннее воздействие средств искусства;
3) Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;
4) Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
5) Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
6) Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
7)
Рекомендовать дополнительную
IV В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:
1) Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;
2)
Практиковать решение научно
– прикладных задач.
V В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, вносить техническую смекалку. Поэтому необходимо направлять педагогический коллектив на поиски самых разнообразных путей и приемов поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их деятельности, любом направлении:
- выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;
- вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;
-
готовить выступления перед
-
направлять деятельность
Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:
а) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;
б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся.
VI Следующим направлением работы по формированию познавательного интереса учащихся будет работа с родителями учащихся.