Активные методы обучения психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Ключевые слова: активные методы обучения, проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия, поисковая лабораторная работа, исследовательский метод, самостоятельная работа, программированное обучение, самостоятельная работа с книгой.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………...……………..4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВ-НЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛО-ГИИ………………………...6
1.1 Общая характеристика методов обуче-ния……………………………….6
1.2 Психолого-педагогические основы активных методов обуче-ния…….12
1.3 Классификация методов активного обуче-ния………………………….19
2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕ-НИЯ……………………………………39
2.1 Программа развития познавательного интереса у подростков с помощью активных методов обуче-ния…………………………………………...39
2.2 Методологические рекомендации по развитию познавательного интереса школьни-ка……………………………………………………………….42
2.3 Психолого – педагогические условия развития познавательного интереса с использованием активных методов обуче-ния……………………....43
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………..……….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИ-КОВ…………………..……….49

Файлы: 1 файл

МИУ Введение.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

     Здесь существуют две взаимосвязанные задачи: пополнение данных по изучению интересов детей и создание условий в семье для активного их формирования.

     Для изучения интересов подростков в семье рекомендуется:

     1) Провести недельный хронометраж  использования свободного от  учебы времени;

     2) Запись читаемых в течение  3 месяцев книг, если возможно, организовать беседу с детьми по содержанию прочитанного.

     Для решения второй задачи следует:

     - беседа с учащимися в семье  по интересующим их вопросам;

     - побуждение учащихся к вопросам  из интересующей их области;

     - организация познавательных игр;

     - занятия по занимательной математике;

     - рекомендация книг для углубления  познаний в интересующей области;

     - беседы родителей с детьми  о прошедшем дне;

     - постановка длительных опытов  и наблюдений;

     - руководство творческой работой  подростков в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой работе мы рассмотрели  проблему внедрения активных методов теоретического обучения и правильного их применения в процессе обучения.

     В ходе работы мы изучили и сделали  анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, рассмотрели психологические  основы формирования умений и навыков в процессе обучения, а также разработали программу развития познавательного интереса, что и было целью данной работы.

     С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы учащимся самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы, указать на ошибки.

     Исходя  из выше сказанного можно сделать  следующие выводы:

     1) Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса в современный период.

     2) Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать контакты.

     3) Активные методы оказывают большое влияние на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

     4) В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учеников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

     5) Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей.

     6) На основе проведенной работы можно сделать выводы о том, что грамотно составленные и профессионально реализованные в группах развивающие программы могут рассматриваться как " зона ближайшего развития" старшеклассников. Здесь важен вопрос о преемственности этих программ в соответствии с основными потребностями возрастного развития.

     7) В группах старшеклассников можно большее внимание уделять проблемам осознания ими своего  призвания,  способности видеть смысл жизни, временным перспективам и эмоциональным привязанностям, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

     8) Не  мало важно отметить трудности связанные с личностью психолога: только высоконравственный уровень и личностная зрелость психолога способны создать почву для развития  личности и индивидуальности учащихся; только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений школьника.

     В результате изученного, мы пришли к выводу, что применение активных методов обучения действительно приведет к продуктивной мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом. 
 
 
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992. – 77с.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2000. – 412с.
  3. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. /Под. ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288с.
  4. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Гамезо М.В. и др. – М., 1984. – 256с.
  5. Володин Н.Н., Чучалин А.Г., Шухов В.С. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение). // Лечащий врач. – 2000. – №3. – С. 23-24.
  6. Выбор методов обучения в средней школе. /Под ред. Ю.К. Бабанского. -  М., 1981 – 117с.
  7. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – 240с.
  8. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. -  М., 1982. – 189с.
  9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого – педагогические основы построения системы развивающего обучения): Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 431с.
  10. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. – М.: Издательство института психотерапии, 2000. – 108с. 
  11. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. – 192с.
  12. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 2001. – 311с.
  13. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач. // Учителям о ТРИЗ. – 1999. – №3. – С. 12-17с.
  14. Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. - Ульяновск: Рукопись, 1997. - 82с.
  15. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения. // Учитель. – 2003. – №1. – С. 27-30.
  16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 207с.
  17. Литвак М.Е. Профессия – психолог. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1999. – 350с.
  18. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - 253c. 
  19. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
  20. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 1977. – 112с.
  21. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10 – 11 классов. – М.: Просвещение, 1995. – 239с.
  22. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) /Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. -361с.
  23. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся. /Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987. – 223с.
  24. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. /Под. ред. А.А. Люблинской. – М.: Просвещение, 1971. – 152с.
  25. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - 344c.
  26. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. – 202c.
  27. Практикум по экспериментальной психологии. /ЛГУ; под. ред. М.Н. Крылова. – Л.: Изд. ЛГУ, 1990. – 272с.
  28. Психология (словарь). /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Изд. политической литературы, 1990.- 567с.
  29. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987.- 187с.  
  30. Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Самарский гос.пед.ин-т, 1993.- 250 с. 
  31. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. – Томск: Пеленг. – 1993. – 58с.
  32. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: "Дидакт", 1992. – 186с.
  33. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления: Пособие для педагогических специальностей. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 80с.
  34. Смирнов В. З. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1957. - 268с.
  35. Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие для ВУЗов. -  М.: Политиздат, 1988. – 234с.
  36. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 315с.
  37. Формирование личности старшеклассников/ Под ред. И.В Дубровиной; НИИ общ. и пед. псих. АПН. СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 169с.
  38. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2002. – 734с.
  39. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 142с.
  40. Чистякова М.И. Психолингвистика. – М., 1995. – 157с.
  41. Шелихова Н.И. Техника педагогического общения. /Под. ред. М.Р. Гинзбурга; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого – соц. ин – т. – М.: Инс – т практической психологии; Воронеж: Модэк, 1998. – 127с.
   

  
 

Информация о работе Активные методы обучения психологии