Теоретические основы активных методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения
1.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения...…….…6
1.2. Классификация методов активного обучени………………………….......15
Вывод по первой главе…...…………………………………..……...…….…….22
Глава 2 Использование активных методов в системе среднего профессионального образования по дисциплине «маркетинг»
2.1 Формы организации обучения с использованием активных методов в педагогическом процессе среднего профессионального образовани……………………………………………………………………..…24
2.2. Применение активных методов в процессе обучения студентов дисциплины «Маркетинг………………………………………………………..54
Рекомендации……………………………………………………………………59
Вывод по второй главе…………………..……………...……………………….60
Заключение…………………………………..…………..…….…………….…...62
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по МПО Активные методы обучения в СПО по дисциплине МАРКЕТИНГ.docx

— 114.15 Кб (Скачать)

Способность к самостоятельному мышлению формируется у студентов  в активном участии различных  формах живого речевого общения. Для  этого лекции проблемного характера  необходимо дополнять семинарскими занятиями, организуемых в виде дискуссии  и диалогическими формами самостоятельной  совместной работы студентов [14 c.143 ].

Для управления мышлением  студентов на проблемной диалогической  лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы [13 c.172 ].

Проблемные вопросы - это  вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в наличной предъявляемой информации (запись на доске, таблицы на стене  и т.п.) и которые вызывают интеллектуальные затруднения у студентов. Проблемные вопросы содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых  необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс [17 c.69-77].

Информационные вопросы  ставятся с целью актуализировать  уже имеющиеся знания у студентов, необходимые для понимания проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. Информационные вопросы направлены к тем знаниям студентов, которые  они уже имеют [16 c.198 ].

С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель  может учитывать и развивать  индивидуальные особенности каждого  студента.

В диалогическом общении  преподавателя со студентами вопросы  должны содержать следующие функции [17 c.87 ]:

  • в вопросе отражается результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;
  • указывает на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, неизвестный пока студентам способ анализа условий, решения задачи и т.п.);
  • ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;
  • является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.
  • проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Лекция – визуализация: данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения [36 c.12 ].

Психологические и педагогические исследования многих ученых и исследователей показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемы явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека. [12 c.67-78 ]

Лекция - визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них  профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения [1 c.56 ].

Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в  наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут  и служить опорой для мыслительных и практических действий [17 c.12-18 ].

Любая форма наглядной  информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности [17 c.45-56 ]. Задача преподавателя использовать таке формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента[18 c.78].

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы  изменить, переконструировать учебную  информацию по теме лекционного занятия  в визуальную форму для представления  студентам через технические  средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие  умения, развиваться высокий уровень  активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Чтение лекции сводится к  связному, развернутому комментированию  преподавателем подготовленных наглядных  материалов, полностью раскрывающему  тему данной лекции. Представленная таким  образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов  знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать  разные способы наглядности, что  является важным в познавательной и  профессиональной деятельности [17 c.37-39 ].

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к  зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может  теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т.к. позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его  пониманию и усвоению [19 c.89-90 ].

В лекции-визуализации важна  определенная наглядная логика и  ритм подачи учебного материала. Для  этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной  информации. Важны дозировка использования  материала, мастерство и стиль общения  преподавателя со студентами [17 c.67-69 ].

Этот вид лекции лучше  всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую  установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в  других видах обучения [20 c.90-93 ].

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний [13 c.78-81 ].

Лекция вдвоем: этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п [9 c.12 ].

При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой  проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые  задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее [18 c.37 ].

В процессе лекции вдвоем происходит использование имеющихся у студентов  знаний, необходимых для понимания  учебной проблемы и участия в  совместной работе, создается проблемная ситуация или несколько таких  ситуаций, выдвигаются гипотезы по их разрешению, развертывается система  доказательств или опровержений, обосновывается конечный вариант совместного  решения [13 c.56-67 ].

Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в  мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов  сравнить разные точки зрения и сделать  выбор, присоединиться к той или  иной из них или выработать свою [13 c.56 ].

Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним их характерных  признаков активного обучения: уровень  вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей. Помимо всего этого, студенты получают наглядное  представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного  поиска и принятия решений [7 c.78 ].

Специальной задачей этого  вида лекции является демонстрация отношений  преподавателей к объекту высказываний. Показывает личностные качества преподавателя  как профессионала в своей  предметной области и как педагога более ярче и глубже, нежели любая  другая форма лекции [8 c.67 ].

Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они  должны быть интеллектуально и личностно  совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, быстрый темп реакции, показывать высокий  уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой  темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы [19 c.56-58 ].

И все-таки одной из трудностей проведения лекции вдвоем является привычная для студентов ситуация, когда лекцию проводит один преподаватель, что характерно для описанных выше видов лекций, информация поступает только от одного источника. Две позиции, предлагаемые лекторами, иногда вызывают неприятие самой формы обучения. Т.к. требует от студентов самостоятельного решения, какой точки зрения придерживаться и обосновать свою позицию [19 c.56].

Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, воспитания убеждений студентов, а также как и в проблемной лекции развивается умение вести  диалог, и как уже отмечалось, студенты учатся культуре ведения дискуссии [3 c.45 ].

Существует еще одна,на мой взгляд, интересная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками: эта форма проведения урока была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию [17 c.37 ].

Подготовка  преподавателя  к лекции состоит в том, чтобы  заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического  или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов  только в конце лекции [18 c.46 ]. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам.

Это требует специальной  работы преподаватель над содержанием  лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства [7 c.108 ].

Задача студентов заключается  в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и  назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В  ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных  ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов [13 c.45-49 ].

Опыт использования лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что студенты, как правило, находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких  ошибок). Нередко оно указывают  и такие ошибки, которые были невольно допущены преподавателем, особенно  речевые и поведенческие. Преподаватель  должен честно признать это и сделать  для себя определенные выводы. Все  это создает атмосферу доверия  между преподавателем и студентами, личностное включение обеих сторон в процесс обучения. Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность студентов [5 c.45-49 ].

Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую  функцию, но и контрольную. Преподаватель  может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот в  свою очередь проверить степень  своей ориентации в материале. С  помощью системы ошибок преподаватель  может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре  учебного материала и трудностях овладения им [17 c.56-61 ].

Выявленные студентами или  самим преподавателем ошибки могут  послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить  на последующих занятиях. Данный вид  лекции лучше всего проводить  в завершение темы или раздела  учебной дисциплины, когда у студентов  сформированы основные понятия и  представления [14 c.36-39 ].

Лекции с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую  интеллектуальную и эмоциональную  активность, т.к. студенты на практике использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов  теоретическое мышление [3 c.12 ].

Лекция-пресс-конференция: форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями [18 c.56-59].

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно  задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке  и передать преподавателю. Затем  преподаватель в течение 3-5 минут  сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию [17 c.56-61 ]. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Информация о работе Теоретические основы активных методов обучения