Теоретические основы активных методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения
1.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения...…….…6
1.2. Классификация методов активного обучени………………………….......15
Вывод по первой главе…...…………………………………..……...…….…….22
Глава 2 Использование активных методов в системе среднего профессионального образования по дисциплине «маркетинг»
2.1 Формы организации обучения с использованием активных методов в педагогическом процессе среднего профессионального образовани……………………………………………………………………..…24
2.2. Применение активных методов в процессе обучения студентов дисциплины «Маркетинг………………………………………………………..54
Рекомендации……………………………………………………………………59
Вывод по второй главе…………………..……………...……………………….60
Заключение…………………………………..…………..…….…………….…...62
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по МПО Активные методы обучения в СПО по дисциплине МАРКЕТИНГ.docx

— 114.15 Кб (Скачать)

Может быть так, что студенты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служит для  преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса [19 c.67 ].

Активизация деятельности студентов  на лекции-пресс-конференции достигается  за счет адресованного информирования каждого студента лично.

В этом отличительная черта  этой формы лекции. Необходимость  сформулировать вопрос и грамотно его  задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует  внимание студента [19 c.56-67]. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос [17 c.57-59 ].

Лекцию-пресс-конференция  лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции – выявление  круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношение к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции  преподаватель может составить  модель аудитории слушателей – ее установок, ожиданий, возможностей. Это  особенно важно при первой встрече  преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при  введении новых дисциплин и т.п [19 c.27-33].

Лекция-пресс-конференция  в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей у главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений  преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы  лекционной и семинарской работы по курсу [18 c.18-28].

Основная цель лекции-пресс-конференции  в конце темы или раздела –  проведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах [18 c.31-37 ]. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с цель обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей.

Лекция-беседа: лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов [19 c.28-31].

Беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Это  самый простой способ индивидуального  обучения, построенный на непосредственном контакте сторон [16 c.17-19 ]. Эффективность лекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, озадачивание студентов  вопросами в начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось в  проблемной лекции, вопросы могут, быть информационного и проблемного  характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории [18 c.12-18 ]. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала [1 c.12 ].

Вопросы могут быть как  простыми для того, чтобы сосредоточить  внимание студентов на отдельных  аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был  сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень  восприятия материла студентами [8 c.38-39 ].

Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы  задаваемые вопросы оставались без  ответов, т.к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая  достаточной активизации мышления студентов [17 c.124 ].

Лекция-дискуссия: в отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами [17 c.153 ].

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный  обмен мнениями, идеями и взглядами  по исследуемому вопросу[3 c.56 ].

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять  коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления  негативных установок и ошибочных  мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии  и умелом, целенаправленном управлении ею [13 c.23].

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель  приводит отдельные примеры в  виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам  коротко обсудить, затем краткий  анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии  является, то, что студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с  большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель  лишь указывает на необходимость  принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет  преподавателю видеть, насколько  эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии [4 c.78].

Отрицательное же то, что  студенты могут неправильно определять для себя область изучения или  не уметь успешно обсуждать возникающие  проблемы. Поэтому в целом занятие  может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в  собственном мнении, а не изменить его [14 c.46-48 ].

Выбор вопросов для активизации  слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических  задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории [6 c.127 ].

Лекция с разбором конкретных ситуаций: данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения [17 c.45-47 ].

Студенты анализируют  и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным студентам, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению [19 c.56-67].

Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции. Для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала [18 c.34-35 ].

Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная  и острая. Однако это может потребовать  слишком много учебного времени  на ее обсуждение. Так, например, приведя  ситуацию, студенты могут начать приводить  примеры подобных ситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону других проблем. Хотя это  весьма полезно, но основным содержанием  занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать  дискуссию. Вот почему подбор и изложение  таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых  вопросов. Кроме того, у преподавателя  должна остаться возможность перенести  дискуссию на специально планируемое  занятие, считая свою задачу – заинтересовать студентов – выполненной [13 c.26 ].

Метод «круглого стола»: эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм деятельности научных работников [13 c.19 ].

Такие занятия, по мнению А.М.Матюшкина, призваны обеспечить развитие творческого мышления профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия. Профессиональное использование знаний – это свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки. [23 С.39-41]

В этом и проявляется единство теории и практики в научной работе, условия которой создаются на занятиях получивших название метода «круглого стола», где студенты используют знания полученные на лекционных или  самостоятельных занятиях.

Данные занятия тесно  связанны со всеми видами учебной  работы,  прежде всего с лекционными  и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

  Широкое распространение получают семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми столкнется будущий специалист.

На занятия «круглого  стола» выносятся основные темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; вопросы, наиболее трудные для понимания  и усвоения. Такие темы обсуждаются  коллективно, что обеспечивает активное участие каждого студента [18 c.29-32].

Большое значение имеет расположение студентов на таких занятиях. Поэтому  лучше всего, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет  участника чувствовать себя равноправными. Отсюда и название данного метода «круглого стола» [16 c.36-39 ].

Преподаватель также должен находиться в кругу со студентами, если он будет сидеть отдельно, то участники  дискуссии обращают свои высказывания только ему, но не друг другу. Замечено, что такое расположение участников лицом друг к другу, приводит к  возрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположение преподавателя в круге помогает ему управлять группой и создает  менее формальную обстановку, возможность  для личного включения каждого  в общение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения [13 c.34-37 ].

Как уже отмечалось выше метод «круглого стола» включает в себя различные семинары и дискуссии, рассмотрим некоторые из них:

Учебные семинары [18 c.45-48 ].

Междисциплинарные: на занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На наго также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи [12 c.36-38 ].

Проблемный семинар: перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса [9 c.89-92 ].

Тематические: этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед начало семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы [7 c.76-78 ].

Информация о работе Теоретические основы активных методов обучения