Теоретические основы активных методов обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения
1.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения...…….…6
1.2. Классификация методов активного обучени………………………….......15
Вывод по первой главе…...…………………………………..……...…….…….22
Глава 2 Использование активных методов в системе среднего профессионального образования по дисциплине «маркетинг»
2.1 Формы организации обучения с использованием активных методов в педагогическом процессе среднего профессионального образовани……………………………………………………………………..…24
2.2. Применение активных методов в процессе обучения студентов дисциплины «Маркетинг………………………………………………………..54
Рекомендации……………………………………………………………………59
Вывод по второй главе…………………..……………...……………………….60
Заключение…………………………………..…………..…….…………….…...62
Библиографический список……………

Файлы: 1 файл

Курсовая по МПО Активные методы обучения в СПО по дисциплине МАРКЕТИНГ.docx

— 114.15 Кб (Скачать)

Развивающая эффективность: в процессе игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов  на поставленные вопросы, речь, речевой  этикет, умение общаться в процессе дискуссии [13 c.98].

Качество знаний в игровой  форме в значительной степени  зависит от авторитета преподавателя. Преподаватель, не имеющий глубокого  и стабильного контакта с членами  группы, не может на высоком уровне провести деловую игру [10 c.76-77 ].

Если преподаватель не вызывает доверия у студентов  своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не будет иметь запланированного результата, или даже может иметь противоположный  результат.

Деловые игры строятся на принципах  коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого  и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все  новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике [8 c.12 ].

Таким образом, для повышения  познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество  различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только часть из них. Например, такой метод как коллективная мыслительная деятельность, дает большие возможности проявления творческих способностей для самого преподавателя в организации занятий. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением – это могут быть «Лидер 21в», КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д [19 c.32 ].

Деловая игра на данный момент имеет множество различных разработок, в литературе рассмотрена достаточно подробно.

 

2.2. Применение активных методов в процессе обучения студентов дисциплины «Маркетинг»

Согласно целям и задачам  нашего исследования были разработаны лекционные и практические занятия для предстоящей педагогической практики по дисциплине «Маркетинг», которые были разработаны согласно государственному стандарту и в соответствии с рабочей учебной программой Челябинского экономического колледжа.

Нами были разработаны  лекционные и практические занятия. Приведем образцы некоторых занятий  с использованием активных методов  обучения. Так, например, по теме «Маркетинг как, наука образовательная дисциплина и практическая сфера деятельности», форма организации «лекция-визуализация». Лекционное занятие будет носить визуальную форму изложения учебного материала, чтобы повысить степень мыслительной активности студентов. Цель предстоящего занятия: научить студентов видеть сущность изучаемых явлений, преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания учебной информации. Сформировать у студентов профессиональное мышление.

Во время проведения лекции часть учебного материала предлагается студентам в виде схем, которые будут являлться наглядной опорой при изложении нового материала. Так схемы выполняют роль носителей информации, что позволит сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, будет способствововать его пониманию и усвоению. Схемы для студентов в дальнейшем станут помощью при сдачи зачетов и экзаменов.

Следующая лекция будет проводиться с использованием коллективной мыслительной деятельности по теме «Ведущие концепции маркетинговой деятельности». Цель лекции активизировать знания студентов полученные ранее. Научить проводить анализ, синтез, обобщение; внимательно слушать ответы своих сокурсников и работать в сотрудничестве; доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.

В начале лекции предполагается провести небольшое повторение пройденного материала по теме «Маркетинг как, наука образовательная дисциплина и практическая сфера деятельности», студентам будет предложено дать определение понятию «Маркетинг», раскрыть подходы к определению, структуру маркетинга и выявить основные функции маркетинга так, как тема данного занятия тесно связана с этим вопросами. Для ответа студентам будут розданы карточки с изображением «экрана монитора», на котором даны ответы в хаотичном порядке, из которых нужно составить определение. На выполнение задания давалось не более 5 минут. После того, как студенты дали краткие ответы, мы переходим к рассмотрению темы данного занятия. В середине занятия, где говорится об основных критериях дидактики, студентам предложена игра «футбол». С целью дать им возможность снять психологическое и физическое напряжение в месте с тем повторить знакомые термины. Игра проходит следующим образом: написанные на отдельных листах бумаги понятия (знания, умения, навыки, цель, содержание и т.д.), были скомканы в один «мяч», который бросается одному из студентов. Тот разворачивает первый лист, зачитывает написанное на нем понятие и дает ему определение, после этого «мяч» перекидывается другому студенту и так всем по очереди. Затем мы переходим к рассмотрению дальнейших вопросов данной темы лекции.

Также при чтении темы «Ведущие концепции маркетинговой деятельности» нами будет использован метод лекции-беседы. Целью данного занятия предполагается активизировать мышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важность обсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятия материала. Научить владеть устной речью.

В основе лекции-беседы лежит  диалогическая деятельность, что  представляет собой наиболее простую  форму активного вовлечения студентов  в учебный процесс. Диалог требует  постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как  во время традиционной формы проведения лекционного занятия студенты чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную  информацию. Вопросы во время лекции задаются таким образом, чтобы привлечь внимание студентов к наиболее важным аспектам темы, активизировать знания студентов полученные ранее, научить их видеть взаимосвязь между учебными предметами.

После рассмотрения темы «Ведущие концепции маркетинговой деятельности» нами будет проведено практическое занятие в форме «Блок-опроса». С целью закрепления, повторения и проверки знаний полученных на лекции. Также научить студентов внимательно слушать выступления друг друга, сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы; сформировать аналитические способности; развить навыки самоуправления.

Перед занятием студенты должны будут самостоятельно подготовить вопросы, которые были обсуждены и сгруппированы для проведения «Блок-опроса». В начале занятия группа студентов была разделена на четыре подгруппы: 1-информационную, 2-творческую, 3-коррекции и 4-эксперты. Студенты первой подгруппы сообщают теоретическую информацию; второй – приводит практические примеры; третьи – выполняют функции преподавателя уточняют, дополняют и подводят итог высказанной информации; четвертая – оценивает ответы других подгрупп в баллах по таблице. Расположение студентов происходит лицом друг к другу. Все студенты по очереди принимают участие в каждой подгруппе, поэтому каждый студент получил объективную оценку своих знаний.  Занятие проходит на высоком уровне активности, студенты проявляют навыки самоуправления, учатся работать коллективно, т.к. находятся в зависимости друг от друга.

По теме «Организация деятельности маркетинговой службы» заниятие будет проводиться в форме «Пресс-конференции». С целью развития творческого, профессионального общения, познавательной мотивации при использовании самостоятельно полученных знаний. До занятия студентам сообщится тема «Пресс-конференции», будет дан список литературы и предложено заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы. На другой день вопросы будут собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы, при необходимости дополнены. К практическому занятию студенты самостоятельно подготовят ответы на вопросы. Перед началом «Пресс-конференции» группа студентов будет разделена на две подгруппы: журналистов и научных деятелей (2-3 человека). Студенты сидят лицом друг к другу, преподаватель находится среди журналистов. Студенты, выступающие в роли журналистов, задавают вопросы научным деятелям, которые дают как можно более полные ответы. Каждый из студентов выступает в роли научного деятеля. Преподаватель оценивает ответы и участие каждого студента. Такая форма была интересна студентам, занятие проходит на высоком уровне активности. Даже если некоторые из студентов будут не подготовлены, проявится взаимоподдержка и взаимопомощь. При такой форме занятия у студентов проявляются и конечно развиваются творческие способности. Студенты Учатся формулировать свои мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать и корректно, аргументировано отвечать на вопросы.

Таким образом, особенности  активных методов обучения заключаются  в решении психологических проблем  в коллективе, на высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с  традиционными методами. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий  со студентами. Для совершенствования  и активизации учебного процесса по дисциплине «маркетинг» большое значение имеет учет особенностей обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы сложившейся в системе среднего профессионального образования и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности.

 

Рекомендации

Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения среднего профессионального образования наряду с традиционными методами, использовать активные методы обучения.

Для реализации задач подготовки специалистов следует применять  активные методы обучения систематически и целенаправленно.

При использовании групповых  и коллективных форм организации  работы со студентами необходимо учитывать  индивидуальные особенности учебной  группы и каждого студента в отдельности.

При использовании активных методов обучения необходимо учитывать  уровень развития и подготовленности студентов, определяя индивидуальный подход к студентам.

С целью формирования профессиональных умений и навыков рекомендуем  учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности  состава студентов, наличие средств  обучения.

Использование рассмотренных  нами активных методов обучения допускает  их аналогичное использование по другим дисциплинам психолого-педагогического  цикла.

Использование активных методов  обучения позволяет преподавателю  создать положительный микроклимат  в группе, что будет создавать  атмосферу свободного общения занятии.

Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения эффективно сказывается на подготовке специалистов.

 

Выводы по второй главе

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку  и совершенствование учебно-воспитательного  процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности в  современный период.

Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у  студентов в системе среднего профессионального образования.

Активные методы обучения создают необходимые условия  для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой  ситуации, находить свои подходы к  решению проблем, устанавливать  деловые контакты  с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

Активные методы оказывают  большое влияние на подготовку студентов  к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными  знаниями, необходимыми специалисту  в его квалификации, формируют  профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

В результате использования  активных методов в среднем профессиональном образовании учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.

Способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать  свою точку зрения, активизируют мышление.

Использование преподавателями  активных методов в среднем профессиональном образовании процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

 

Заключение

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем  информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным  образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным  требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность  не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки.

Информация о работе Теоретические основы активных методов обучения