Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы активных методов обучения
1.1 Психолого-педагогические основы активных методов обучения...…….…6
1.2. Классификация методов активного обучени………………………….......15
Вывод по первой главе…...…………………………………..……...…….…….22
Глава 2 Использование активных методов в системе среднего профессионального образования по дисциплине «маркетинг»
2.1 Формы организации обучения с использованием активных методов в педагогическом процессе среднего профессионального образовани……………………………………………………………………..…24
2.2. Применение активных методов в процессе обучения студентов дисциплины «Маркетинг………………………………………………………..54
Рекомендации……………………………………………………………………59
Вывод по второй главе…………………..……………...……………………….60
Заключение…………………………………..…………..…….…………….…...62
Библиографический список……………
Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность студентов, а это важное условие эффективности обучения. М.И. Махмутов подчеркивает, что активность при обучении достигается в том случае, если учащийся анализирует фактический материал и оперирует им так, чтобы самому получить из него информацию [10 c.167].
6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок [17 c.67]. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента [17 c.68]:
7. Принцип «от простого
к сложному». Занятие
8. Принцип непрерывного
обновления. Одним из источников
познавательной активности
Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения. Например, не проводить два анализа конкретных ситуаций в течение одного занятия, не применять одно и то же техническое средство обучения на двух занятиях подряд, наглядные средства – стенды, схемы, плакаты, диаграммы – вывешивать в аудитории в тот момент, когда в них возникает необходимость и т.д. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и активности студентов [10 c.167].
9. Принцип организации
коллективной деятельности. Студенту
часто приходиться
Решение этой задачи в процессе
занятий следует осуществлять по
этапам. На первом этапе преподаватель
выявляет с помощью групповой
задачи наличие расхождений и
сходства в подходах студентов к
самой задаче и ее решению. На втором
путем организации групповой
работы над конкретной ситуацией
у студентов формируется
10. Принцип опережающего
обучения. Этот принцип подразумевает
овладение в условиях обучения
практическими знаниями и
11. Принцип диагностирования.
Данный принцип предполагает
проверку эффективности
12. Принцип экономии учебного
времени. Активные методы
13. Принцип выходного контроля.
Обычно, выходной контроль знаний
происходит после завершения
обучения в форме экзамена, зачетов,
собеседований, выполнения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи [5 c.90]:
1) подчинить процесс обучения
управляющему воздействию
2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
3) установить непрерывный
контроль за процессом
Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности студентов. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в системе среднего профессионального образования является необходимым условием для подготовки высоко- квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.
1.2. Классификация методов активного обучения
Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки [21 c.55]:
Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.
Вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И.Маршев, Ю.М.Порховник, В.И.Рыбальский, Т.П.Тимофеевский и др [18 c.12].
Рассмотрим классификацию методов активного предложенную Смолкиным А.М. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях[21 c.75].
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.[19 с. 61]
Данную классификацию можно представить следующим образом:
Активные методы делятся на имитационные и неимитационные. К неимитационным относятся [21 c.48]:
Имитационные по классификации разделяются на игровые и неигровые. К игровым относят [21 c.48]:
Не игровые: коллективные, мыслительная деятельность, ТРИЗ работа.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса [21 c.49-50]:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Применение тех или
иных методов не является самоцелью.
Поэтому для преподавателя
Но также следует отметить,
что большинство активных методов
обучения имеет многофункциональное
значение в учебном процессе. Так,
например; разбор конкретной ситуации
можно использовать для решения
трех дидактических задач: закрепление
новых знаний (полученных во время
лекции); совершенствование уже
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками [11 c.48].
Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме [4 c.17].
Теперь рассмотрим такие основные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения.
Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений понятия «метод». Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [22 c.32].
Герберт Нойнер и Ю.К. Бабанский под методом обучения понимают “последовательное чередование способов взаимодействи учителя и учащихся, цели посредством проработки учебного материала”[21 c.74].
М.Н.Скаткин дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами» [21 c.40].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов.
Информация о работе Теоретические основы активных методов обучения