Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа
Методы активного обучения – методы, обеспечивающие в современных условиях наиболее полное усвоение учащимися программного материала изучаемых видов профессиональной деятельности в рамках учебной дисциплины. К методам активного обучения можно отнести и некоторые, считающиеся традиционными методы, если они соответствующим и наилучшим образом приспособлены к выполнению учебных задач.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ
Метод обучения – это теоретически обоснованная совокупность правил педагогической деятельности, руководствуясь которыми преподаватель и учащиеся выбирают и осуществляют приемы и способы конкретных действий для достижения поставленной педагогической цели [15].
Традиционные методы обучения построены по схеме: лекция, рассказ, объяснение – восприятие – запись – пересказ, а результат такого обучения оценивается с точки зрения усвоения фактического материала. В процессе традиционного обучения преподаватель на уроках в основном передает готовые выводы и сведения. Центр тяжести такого обучения переносится на память учащихся, на заучивание учебного материала. Цель такого обучения – накопление учащимися знаний, умений и навыков [13]. Следовательно, главная роль при организации такого обучения сводится схематично к функциям «опросить – объяснить – закрепить». Подобная организация учебного процесса обеспечивает обогащение учащихся знаниями и умениями, формирует основные умственные операции, но не гарантирует развития творческих способностей учащихся, не позволяет целенаправленно их развивать [6].
Понятие активного обучения
связывают с наличием в процессе
обучения элементов творчества. Творческой
следует считать такую
Под активизацией следует понимать целенаправленную деятельность учителя, ориентированную на разработку и использование форм и методов обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности учащихся в усвоении знаний, формировании навыков и умений, в применении их на практике. Результатом активизации является повышение познавательной активности учащихся, которое выражается в интенсификации и продуктивности их учебной деятельности. Подобная деятельность актуализирует в сознании учащихся психические процессы, которые соответствуют особенностям предполагаемой профессиональной деятельности [8].
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [24].
Методы активного обучения
– методы, обеспечивающие в современных
условиях наиболее полное усвоение учащимися
программного материала изучаемых
видов профессиональной деятельности
в рамках учебной дисциплины. К
методам активного обучения можно
отнести и некоторые, считающиеся
традиционными методы, если они соответствующим
и наилучшим образом
Преимущества методов активного обучения весьма наглядны и убедительны:
1. Обеспечение оптимальной
организации познавательной и
практической деятельности
2. Повышение мотивации
учащихся к учебе, постоянно
побуждающей пополнению знаний,
вызывающей творческую
3. Обеспечение постоянной,
эффективной обратной связи,
4. Организация учебного
процесса в форме
5. Создание в процессе
обучения условий, которые
6. Оптимальное соотношение периодов активности учащегося и учителя [23].
Эти преимущества обусловлены
особенностями методов
1. Постоянная мобилизация умственных сил учащихся, не позволяющая им отвлекаться от процессов овладения знаниями, навыками и умениями и все возрастающая заинтересованность учением.
2. Обеспечение необходимых
условий деятельности
3. Приобретение учащимися
навыков самостоятельной
4. Наличие постоянного
взаимодействия учителя с
5. Обеспечение направленности
на преимущественное развитие
интеллектуальных, профессиональных,
поведенческих умений и
6. Повышение степени мотивации
и эмоциональности восприятия
изучаемого материала, его
Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения [25].
Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания – репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений [12].
В настоящее время широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного обучения:
По характеру учебно-
1. Имитационные методы, базирующиеся на имитации некоторой деятельности:
2. Неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, самостоятельная работа с литературой, урок с запланированными ошибками) [20].
Осуществление обучения требует
знания и умелого использования
разнообразных форм организации
педагогического процесса. Что же
такое «активные формы
В современной дидактике
сложилось парадоксальная ситуация.
Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко,
И.М. Чередов и др.), что даже специалисты
в области дидактики
По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса [17].
Формы обучения в школе
отражают внешнюю организацию
Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал организационных форм обучения. Основной традиционной формой обучения в школе считается урок.
Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета посредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [14].
Урок… Считается ли активной эта форма обучения или нет? Ответ, прост… всё зависит от того, как он организован, а именно какими методами пользовался учитель при его проведении. Характер урока, структура, особенности его содержание – все это напрямую зависит от методов его воплощения.
Особенность традиционного урока – учитель озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, а сущность процесса активного обучения требует продумывания организации и стимулирования прежде всего познавательной деятельности учащихся [14].
Можно сделать вывод о том, что активные формы обучения – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные формы и методы
неразрывно связаны друг с другом.
Их совокупность образует определенный
вид занятий, на которых осуществляется
активное обучение. Методы наполняют
формы конкретным содержанием, а
формы влияет на качество методов. Если
на занятиях определенной формы используются
активные методы, можно добиться значительной
активизации учебно-
Одной из приоритетных задач
современной школы является создание
необходимых и полноценных
Именно форма активного
обучения — это первая искорка, зажигающая
факел любознательности. Учитель
отказывается от авторитарного характера
обучения в пользу демократического
поисково-творческого. В качестве основных
неоспоримых достоинств выступают
высокая степень
К активным формам обучения относятся:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемая форма продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — форма имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
«Круглый стол» — это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций — одна из наиболее эффективных и распространенных форм организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение
— такая форма, в которой процесс
познания учащихся приближается к поисковой,
исследовательской
Новые времена поставили
новые вопросы. Меняется общество, меняется
отношение к изучаемым
Информация о работе Активные формы и методы обучения праву в школе