Активные формы и методы обучения праву в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Методы активного обучения – методы, обеспечивающие в современных условиях наиболее полное усвоение учащимися программного материала изучаемых видов профессиональной деятельности в рамках учебной дисциплины. К методам активного обучения можно отнести и некоторые, считающиеся традиционными методы, если они соответствующим и наилучшим образом приспособлены к выполнению учебных задач.

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 65.67 Кб (Скачать)

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ  ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В ШКОЛЕ

 

    1. Понятие активных методов обучения

 

Метод обучения – это  теоретически обоснованная совокупность правил педагогической деятельности, руководствуясь которыми преподаватель  и учащиеся выбирают и осуществляют приемы и способы конкретных действий для достижения поставленной педагогической цели [15].

Традиционные методы обучения построены по схеме: лекция, рассказ, объяснение – восприятие – запись – пересказ, а результат такого обучения оценивается с точки  зрения  усвоения фактического материала. В процессе традиционного обучения преподаватель на уроках в основном передает готовые выводы и сведения. Центр тяжести такого обучения переносится  на память учащихся, на заучивание учебного материала. Цель такого обучения –  накопление учащимися знаний, умений и навыков [13]. Следовательно, главная роль при организации такого обучения сводится схематично к функциям «опросить – объяснить – закрепить». Подобная организация учебного процесса обеспечивает обогащение учащихся знаниями и умениями, формирует основные умственные операции, но не гарантирует развития творческих способностей учащихся, не позволяет целенаправленно их развивать [6].

Понятие активного обучения связывают с наличием в процессе обучения элементов творчества. Творческой следует считать такую деятельность, которая приводит к созданию продуктов  творчества. При этом не любых, а  тех, которые отличаются новизной, оригинальностью, являются не только субъективно, но и  объективно ценностными.

Под активизацией следует  понимать целенаправленную деятельность учителя, ориентированную на разработку и использование форм и методов  обучения, которые способствуют повышению  интереса, активности, творческой самостоятельности  учащихся в усвоении знаний, формировании навыков и умений, в применении их на практике. Результатом активизации  является повышение познавательной активности учащихся, которое выражается в интенсификации и продуктивности их учебной деятельности. Подобная деятельность актуализирует в сознании учащихся психические процессы, которые соответствуют особенностям предполагаемой профессиональной деятельности [8].

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной и  практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование  такой системы методов, которая  направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых  знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение  учащимися знаниями и умениями в  процессе активной мыслительной и практической деятельности [24].

Методы активного обучения – методы, обеспечивающие в современных  условиях наиболее полное усвоение учащимися  программного материала изучаемых  видов профессиональной деятельности в рамках учебной дисциплины. К  методам активного обучения можно  отнести и некоторые, считающиеся  традиционными методы, если они соответствующим  и наилучшим образом приспособлены  к выполнению учебных задач.

Преимущества методов  активного обучения весьма наглядны и убедительны:

1. Обеспечение оптимальной  организации познавательной и  практической деятельности преподавателя  и учащихся.

2. Повышение мотивации  учащихся к учебе, постоянно  побуждающей пополнению знаний, вызывающей творческую активность.

3. Обеспечение постоянной, эффективной обратной связи, взаимо– и самооценки учебных достижений учащимися, осуществляемых по всему изученному материалу.

4. Организация учебного  процесса в форме самостоятельного  добывание знаний в условиях  повышенной мотивации и эмоциональности  обучения.

5. Создание в процессе  обучения условий, которые предполагают  вынужденную по внутренним и  внешним мотивам активность обучаемых.

6. Оптимальное соотношение  периодов активности учащегося  и учителя [23].

Эти преимущества обусловлены  особенностями методов активного  обучения, среди которых выделяют следующие:

1. Постоянная мобилизация  умственных сил учащихся, не позволяющая  им отвлекаться от процессов  овладения знаниями, навыками и  умениями и все возрастающая  заинтересованность учением.

2. Обеспечение необходимых  условий деятельности вовлечения  учащихся в учебный процесс,  что приводит к формированию  и развитию не только кратковременной,  но и долговременной памяти  учащихся как основы «выживаемости»  знаний.

3. Приобретение учащимися  навыков самостоятельной творческой  выработки решений.

4. Наличие постоянного  взаимодействия учителя с учащимися  и учащихся между собой.

5. Обеспечение направленности  на преимущественное развитие  интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков.

6. Повышение степени мотивации  и эмоциональности восприятия  изучаемого материала, его переработки  и усвоения [21].

Активные методы обучения базируются на экспериментально установленных  фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения [25].

Активные методы обучения формируют у обучаемых не просто знания – репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений [12].

В настоящее время широко используются в учебно-воспитательном процессе следующие методы активного  обучения:

  1. проблемный;
  2. диалоговый;
  3. игровой;
  4. исследовательский;
  5. модульный;
  6. опорных сигналов;
  7. критических ситуаций;
  8. автоматизированного обучения и др.

По характеру учебно-познавательной деятельности (чаще всего используют именно эту классификацию) методы активного  обучения подразделяют на:

1. Имитационные методы, базирующиеся на имитации некоторой деятельности:

  • игровые  (деловые игры, ролевой тренинг или разыгрывание ролей и разновидности других игр);
  • неигровые (самостоятельная подготовка докладов, рефератов по теме; дискуссии; диспуты; научно – практические конференции);

2. Неимитационные (учебная дискуссия, эвристическая беседа, самостоятельная работа с литературой, урок с запланированными ошибками) [20].

 

 

 

    1. Понятие активных форм обучения

 

Осуществление обучения требует  знания и умелого использования  разнообразных форм организации  педагогического процесса. Что же такое «активные формы организации  обучения», какова их сущность?

В современной дидактике  сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты  в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации  учебной работы и чем она отличается от метода обучения [6],[7]. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы [8] Латинское слово «форма» означает наружный вид, внешнее очертание [22]. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления [6].

 По мнению И. М.  Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса [17].

Формы обучения в школе  отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме.

Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал организационных  форм обучения. Основной традиционной формой обучения в школе считается урок.

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета посредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [14].

Урок… Считается ли активной эта форма обучения или нет? Ответ, прост… всё зависит от того, как он организован, а именно какими методами пользовался учитель при его проведении. Характер урока,  структура, особенности его содержание – все это напрямую зависит от методов его воплощения.

Особенность традиционного  урока – учитель  озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, а сущность процесса активного обучения требует продумывания организации и стимулирования прежде всего познавательной деятельности учащихся [14].

Можно сделать вывод о  том, что активные формы обучения – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют  формы конкретным содержанием, а  формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного  процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий  приобретает активный характер [16].

Одной из приоритетных задач  современной школы является создание необходимых и полноценных условий  для личностного развития каждого  ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.

Именно форма активного  обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель  отказывается от авторитарного характера  обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают  высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным [8].

К активным формам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемая форма продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — форма имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» — это  одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая  закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций  — одна из наиболее эффективных и распространенных форм организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс  познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя  и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Использование активных форм и методов при обучении праву

 

Новые времена поставили  новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Право в этом плане наиболее подвержено изменениям. Неизмеримо расширяется  предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных  пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно  увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события, В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить  и усвоить этот объем информации?»  Сегодня многие ищут пути, которые  способствовали бы повышению эффективности  обучения.

Информация о работе Активные формы и методы обучения праву в школе