Активные формы и методы обучения праву в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Методы активного обучения – методы, обеспечивающие в современных условиях наиболее полное усвоение учащимися программного материала изучаемых видов профессиональной деятельности в рамках учебной дисциплины. К методам активного обучения можно отнести и некоторые, считающиеся традиционными методы, если они соответствующим и наилучшим образом приспособлены к выполнению учебных задач.

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 65.67 Кб (Скачать)

 Меня заинтересовала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью предмета право развить личность ученика, его творческое мышление, научить делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем активных методов и приемов обучения. «Активность» означает способность находиться в режиме диалога. При активном обучении диалог строится на следующем: «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик –аудитория» (презентация) [10].

  Активное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями [15]. Происходить все это должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяло бы учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности активных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, в активном – меняется взаимодействия учителя и учеников [9]. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы. Хотелось бы выделить несколько методов активного обучения, которые, на мой взгляд, лучше всего применять на уроках права:

1. «Мозговой штурм» – это ведение группового обсуждения какой-либо проблемы[13]. Например, при изучении любой темы по предмету право  перед учащимися можно поставить проблему. Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к правильным выводам. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться ученикам в их самостоятельной жизни.

2. Другой формой обучения, которая может развивать умение  логично, доказательно отстаивать  свою точку зрения является  дискуссия. Дискуссия – это  беседа, организуемая ведущим, когда  у участников по какой−либо проблеме имеются разные точки зрения [10]. Например: «Смертная казнь: за или против?» Учащиеся приходят к различным выводам, каждый доказывает свои позицию. Выигрывают в результате такой работы все: каждый принимает участие, «пропускает» через себя ту или иную точку зрении  и, в конце концов, соглашаются, что лишать жизни человека ни при каких условиях нельзя, т.к. это естественное право и дано каждому человеку от рождения. На мой взгляд, элемент дискуссии необходимо включать на всех этапах урока, ведь искусство дискуссировать, отстаивать свою точку зрения, исходя из собственного опыта у наших учащихся развито еще слабо.

3. Следующий активный метод – это игра. Игровые ситуации можно использовать на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда может происходить как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством [10].

     4. На уроках  права на этапе рефлексии, обобщения отлично подошел бы метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам [21]. Для примера приведу синквейн, написанный мной:

Закон.

Суровый, справедливый.

Предупреждает, защищает, наказывает.

Условие существования правового  государства.

Необходимость.

5. В настоящий момент, я считаю наиболее удобным  использование на уроках права  мультимедийных технологий, в форме  презентаций. В качестве одной  из форм обучения, стимулирующих  учащихся к творческой деятельности, я бы предложила им  создать презентации. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

6. Большую пользу, по моему мнению, может принести использование обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео– и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоение материала [16].

  Применение в практике преподавания права активных методов обучения будет способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся будут включаются в активную деятельность с огромным желанием, при этом у них будут развиваться навыки оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Деловая игра как наиболее эффективный метод активного обучения в школе.

 

Одним из наиболее эффективных  активных методов обучения является деловая игра. Исследователи установили, что при подаче материала в  такой форме усваивается около 90% информации. Активность учеников проявляется  ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными [23].

Педагогическая суть деловой  игры заключается в том, чтобы  активизировать мышление учеников, повысить их самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Если главным вопросом в проблемном обучении выступает  «почему», то в деловой игре –  «что было бы, если бы...».

В процессе подготовки и  проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для  самоутверждения и саморазвития. Задача преподавателя – помочь ученику  стать в игре тем, кем он хочет  быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Деловая игра – это контролируемая система, поскольку процедура игры готовится, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом  режиме, преподаватель может не вмешиваться  в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую  деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают  цели занятия, преподаватель может  откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой [8].

В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:

    1. выбор темы и диагностика исходной ситуации;
    2. формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации;
    3. определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников;
    4. диагностика игровых качеств участников деловой игры;
    5. диагностика объективного обстоятельства [18].

Готовясь к деловой  игре, преподаватель может использовать все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. При этом следует соблюсти следующие  методические требования:

    1. игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
    2. создание атмосферы поиска и непринужденности;
    3. тщательная подготовка учебно-методической документации;
    4. четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
    5. выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
    6. наличие необходимого оборудования [19].

В использовании деловой  игры можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательным является: высокая  трудоемкость к занятию для учителя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для учителя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность школьников к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой учителя, который проводил игру [5].

Положительное в применении деловых игры – это высокая  мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; формирование знаний и умений [4].

Деловая игра – это в  определенном смысле репетиция будущей  профессиональной деятельности. Она  дает возможность проиграть практически  любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что  ими движет в тот или другой момент реального события [18].

В системе активного обучения обычно используются пять модификаций  деловой игры:

  • имитационные;
  • операционные;
  • исполнение ролей;
  • метод инсценировки;
  • психодрама и социодрама [8].

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. Как правило, каждая игра включает несколько  этапов: подготовительный, вводную  часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных  деловых играх характерны три  этапа: подготовительный, основной и  заключительный.

Цель подготовительного  этапа – подготовка учеников к  участию в игре. Для этого заранее  выдается разработанный учебный  материал, формируются игровые группы (обычно по 4–6 человек каждая), распределяются роли предстоящей игры с назначением  руководителей игровых групп.

На основном этапе осуществляется коллективная выработка управленческих решений в определенной последовательности:

    1. анализ объекта игрового;
    2. выработка промежуточных управленческих решений;
    3. обсуждение выработанных решений;
    4. выработка согласованного решения;
    5. обсуждение согласованного решения;
    6. обсуждение достижения поставленных целей;
    7. оценка работы участников игры в данной последовательной работе.

Заключительный этап состоит  в анализе деятельности участников, выведении суммарных поощрительных  и штрафных баллов, а также в  объявлении лучших игровых групп  по оценке всех участников игры и особому  мнению группы обеспечения [4].

Таким образом, игровые методы – эффективные методы обучения уже  потому, что процесс восприятия теоретической  информации осуществляется не только посредством слова, но и через  организацию деятельности слушателей.

На учебных занятиях все  чаще применяются не только деловые  игры в полном смысле этого слова, но и всякого рода игровые методы: бригадно-ролевой; индивидуально-коллективный; организационно − деятельностный; тренинг; малых групп; пресс-конференция; «круглый стол» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВА

 

2.1. Сценарий деловой игры «Государство и право» для учащихся 9 – 10 классов.

 

Деловая игра «Государство и право».

Основные задачи:

  1. систематизировать знания учащихся по теме;
  2. проверить качество усвоения пройденного материала;
  3. закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  4. воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

Разминка

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время  на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.

Таблица 1.

I команда

II команда

Политика 
Право 
Конституция 
Декларация 
Брак 
Правоспособность 
Преступление

Государство 
Закон 
Свобода 
Пакт 
Сделка 
Дееспособность 
Уголовный кодекс


 

 Конкурс «Государственная власть»

Командам предлагается выбрать  правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.

Таблица 2.

Информация о работе Активные формы и методы обучения праву в школе