Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:10, курсовая работа
Методы активного обучения – методы, обеспечивающие в современных условиях наиболее полное усвоение учащимися программного материала изучаемых видов профессиональной деятельности в рамках учебной дисциплины. К методам активного обучения можно отнести и некоторые, считающиеся традиционными методы, если они соответствующим и наилучшим образом приспособлены к выполнению учебных задач.
Меня заинтересовала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью предмета право развить личность ученика, его творческое мышление, научить делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем активных методов и приемов обучения. «Активность» означает способность находиться в режиме диалога. При активном обучении диалог строится на следующем: «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик –аудитория» (презентация) [10].
Активное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями [15]. Происходить все это должно в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяло бы учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности активных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, в активном – меняется взаимодействия учителя и учеников [9]. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы. Хотелось бы выделить несколько методов активного обучения, которые, на мой взгляд, лучше всего применять на уроках права:
1. «Мозговой штурм» – это ведение группового обсуждения какой-либо проблемы[13]. Например, при изучении любой темы по предмету право перед учащимися можно поставить проблему. Решение проблемы происходит в группах. Дети после обсуждения приходят к правильным выводам. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться ученикам в их самостоятельной жизни.
2. Другой формой обучения,
которая может развивать
3. Следующий активный метод – это игра. Игровые ситуации можно использовать на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда может происходить как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством [10].
4. На уроках права на этапе рефлексии, обобщения отлично подошел бы метод «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанное по определенным правилам [21]. Для примера приведу синквейн, написанный мной:
Закон.
Суровый, справедливый.
Предупреждает, защищает, наказывает.
Условие существования правового государства.
Необходимость.
5. В настоящий момент,
я считаю наиболее удобным
использование на уроках права
мультимедийных технологий, в форме
презентаций. В качестве одной
из форм обучения, стимулирующих
учащихся к творческой
6. Большую пользу, по моему мнению, может принести использование обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео– и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоение материала [16].
Применение в практике преподавания права активных методов обучения будет способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся будут включаются в активную деятельность с огромным желанием, при этом у них будут развиваться навыки оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
1.4. Деловая игра как наиболее эффективный метод активного обучения в школе.
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учеников проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными [23].
Педагогическая суть деловой игры заключается в том, чтобы активизировать мышление учеников, повысить их самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Если главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», то в деловой игре – «что было бы, если бы...».
В процессе подготовки и
проведения деловой игры, каждый участник
должен иметь возможность для
самоутверждения и
Деловая игра – это контролируемая система, поскольку процедура игры готовится, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой [8].
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
Готовясь к деловой
игре, преподаватель может
В использовании деловой игры можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для учителя, он должен быть внимательным и доброжелательным руководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для учителя, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскими данными; неготовность школьников к работе с использованием деловой игры; трудности с заменой учителя, который проводил игру [5].
Положительное в применении деловых игры – это высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; формирование знаний и умений [4].
Деловая игра – это в
определенном смысле репетиция будущей
профессиональной деятельности. Она
дает возможность проиграть
В системе активного обучения обычно используются пять модификаций деловой игры:
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. Как правило, каждая игра включает несколько этапов: подготовительный, вводную часть, собственно деловую игру, анализ результатов, подведение итогов, в комплексных деловых играх характерны три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Цель подготовительного этапа – подготовка учеников к участию в игре. Для этого заранее выдается разработанный учебный материал, формируются игровые группы (обычно по 4–6 человек каждая), распределяются роли предстоящей игры с назначением руководителей игровых групп.
На основном этапе осуществляется коллективная выработка управленческих решений в определенной последовательности:
Заключительный этап состоит
в анализе деятельности участников,
выведении суммарных
Таким образом, игровые методы – эффективные методы обучения уже потому, что процесс восприятия теоретической информации осуществляется не только посредством слова, но и через организацию деятельности слушателей.
На учебных занятиях все чаще применяются не только деловые игры в полном смысле этого слова, но и всякого рода игровые методы: бригадно-ролевой; индивидуально-коллективный; организационно − деятельностный; тренинг; малых групп; пресс-конференция; «круглый стол» и др.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВА
2.1. Сценарий деловой игры «Государство и право» для учащихся 9 – 10 классов.
Деловая игра «Государство и право».
Основные задачи:
Форма проведения. Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.
Разминка
Каждой команде предлагается дать определение понятиям. Время на размышление не выделяется. За правильный ответ команда получает 2 балла.
Таблица 1.
I команда |
II команда |
Политика |
Государство |
Конкурс «Государственная власть»
Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За правильный ответ команда получает 3 балла.
Таблица 2.
Информация о работе Активные формы и методы обучения праву в школе