Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:46, реферат
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (« inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ |
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА | |
КАФЕДРА ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ | ||
Тема: Интерактивные методы обучения
Подготовила: магистрант 1 курса по специальности
медицина (иммунология) Абильбаева А.А.
Проверила: к.м.н., доцент Алтынбекова У.А.
Алматы-2013г.
Внедрение интерактивных форм
обучения – одно из важнейших направлений
совершенствования подготовки студентов
в современном профессиональном учебном
заведении. Основные методические инновации
связаны сегодня с применением именно
интерактивных методов обучения.
Понятие «интерактивный»
происходит от английского «interact» (« inter»
- «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное
обучение - это специальная форма организации
познавательной деятельности. Она подразумевает
вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей состоит в создании
комфортных условий обучения, при которых
студент или слушатель чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность,
что делает продуктивным сам процесс обучения.
Интерактивное обучение
- способ познания, основанный на диалоговых
формах взаимодействия участников образовательного
процесса; обучение, погруженное в общение,
в ходе которого у обучающихся формируются
навыки совместной деятельности. Это метод,
при котором «все обучают каждого и каждый
обучает всех».
Сохраняя конечную цель
и основное содержание образовательного
процесса, интерактивное обучение изменяет
привычные транслирующие формы на диалоговые,
основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Использование интерактивной
модели обучения предусматривают моделирование
жизненных ситуаций, использование ролевых
игр, совместное решение проблем. Исключается
доминирование какого-либо участника
учебного процесса или какой-либо идеи.
Из объекта воздействия студент становится
субъектом взаимодействия, он сам активно
участвует в процессе обучения, следуя
своим индивидуальным маршрутом.
Классификация
интерактивных методов
Учебный процесс,
опирающийся на использование
интерактивных методов обучения, организуется
с учетом включенности в процесс познания
всех студентов группы без исключения.
Совместная деятельность означает, что
каждый вносит свой особый индивидуальный
вклад, в ходе работы идет обмен знаниями,
идеями, способами деятельности. Организуются
индивидуальная, парная и групповая работа,
используется проектная работа, ролевые
игры, осуществляется работа с документами
и различными источниками информации.
Интерактивные методы основаны на принципах
взаимодействия, активности обучаемых,
опоре на групповой опыт, обязательной
обратной связи. Создается среда образовательного
общения, которая характеризуется открытостью,
взаимодействием участников, равенством
их аргументов, накоплением совместного
знания, возможность взаимной оценки и
контроля.
Преподаватель вместе
с новыми знаниями ведет участников обучения
к самостоятельному поиску. Активность
преподавателя уступает место активности
студентов, его задачей становится создание
условий для их инициативы. Преподаватель
отказывается от роли своеобразного фильтра,
пропускающего через себя учебную информацию,
и выполняет функцию помощника в работе,
одного из источников информации. Поэтому
интерактивное обучение призвано изначально
использоваться в интенсивном обучении
достаточно взрослых обучающихся. Интерактивные
методы могут применяться при организации
преподавателем следующей работы со студентами:
1. организация тематических занятий,
2. организация временных творческих
коллективов при работе над учебным проектом,
3. формирование портфолио студента,
4. организация дискуссий и обсуждений
спорных вопросов, возникших в коллективе,
5. для создания образовательных ресурсов.
Для решения воспитательных и учебных
задач преподавателем могут быть использованы
следующие интерактивные формы:
1. Интерактивная экскурсия.
2. Использование кейс-технологий.
3. Проведение видеоконференций.
4. Круглый стол.
5. Мозговой штурм.
6. Дебаты.
7. Фокус-группа.
8. Деловые и ролевые игры.
9. Case-study (анализ конкретных, практических
ситуаций).
10. Учебные групповые дискуссии.
11. Тренинги.
Интерактивное
обучение – это специальная форма организации
познавательной деятельности студентов.
Она подразумевает вполне конкретные
и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных
способностей студентов, самостоятельности
мышления, критичности ума; достижение
быстроты и прочности усвоения учебного
материала, глубокого проникновения в
сущность изучаемых явлений; развитие
творческого потенциала – способности
к «видению» проблемы, оригинальности,
гибкости, диалектичности, творческого
воображения, легкости генерирования
идей, способности к самостоятельной поисковой
деятельности; эффективности применения
профессиональных знаний, умений и навыков
в реальной производственной практике.
При разработке интерактивного
занятия специалисты
1. Участники занятия, выбор темы:
· возраст участников, их интересы, будущая специальность;
· временные рамки проведения занятия;
· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее;
· заинтересованность группы в данном занятии.
2. Перечень необходимых условий:
· цель занятия;
· раздаточные материалы;
· техническое оборудование;
· участники;
· основные вопросы, их последовательность;
· практические примеры из жизни.
3. Что должно быть в каждом занятии:
· уточнение проблем, которые предстоит решить;
· представление участников (упражнения на знакомство, снятие эмоциональных зажимов);
· перспектива реализации полученных знаний;
· практический блок.
4. Раздаточные материалы:
· программа занятия;
· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»);
· материал необходимо структурировать;
· графики, иллюстрации, схемы, символы;
· используйте простые слова, простые предложения.
Роль
интерактивных методов в
Парадигмальный сдвиг в сфере интерактивного обучения
Парадигмальный
сдвиг в системе среднего профессионального
образования, подразумевающий внедрение
современных педагогических технологий,
уже имеет место. Современное образование
должно соответствовать реальным потребностям
и международным стандартам.
Одним из эффективных
методов активации процесса обучения
считается метод проблемного изложения.
При таком подходе лекция становится похожей
на диалог, преподавание имитирует исследовательский
процесс (выдвигаются первоначально несколько
ключевых постулатов по теме лекции, изложение
выстраивается по принципу самостоятельного
анализа и обобщения студентами учебного
материала). Эта методика позволяет заинтересовать
студента, вовлечь его в процесс обучения.
Противоречия научного познания раскрываются
посредством постановки проблемы. Учебная
проблема и проблемная ситуация являются
основными структурными компонентами
проблемного обучения. Перед началом изучения
определенной темы курса ставится перед
студентами проблемный вопрос или дается
проблемное задание. Стимулируя разрешение
проблемы, преподаватель снимает противоречия
между имеющимся ее пониманием и требуемыми
от студента знаниями. Эффективность такого
метода в том, что отдельные проблемы могут
подниматься самими студентами. Главный
успех данного метода в том, что преподаватель
добивается от аудитории «самостоятельного
решения» поставленной проблемы. Организация
проблемного обучения представляется
достаточно сложной, требует значительной
подготовки лектора. Однако на начальном
этапе использования этого метода его
можно внедрять в структуру готовых ранее
разработанных лекций, семинаров как дополнение.
Другим эффективным методом
можно назвать метод кейс-стади или метод
учебных конкретных ситуаций (УКС). Центральным
понятием метода УКС является понятие
ситуация, т.е. набор переменных, когда
выбор какого-либо из них решающим образом
влияет на конечный результат. Принципиально
отрицается наличие единственно правильного
решения. При данном методе обучения студент
самостоятельно вынужден принимать решения
и обосновать его. Метод УКС стал применяться
еще в начале ХХ века в области права и
медицины. Ведущая роль в распространении
этого приема обучения принадлежит Гарварду.
Именно там были разработаны первые кейсовые
ситуации для обучения студентов по бизнес-дисциплинам.
Метод кейс-стади, если следовать определению
разработчиков метода, это метод обучения,
при котором студенты и преподаватели
участвуют в непосредственном обсуждении
деловых ситуаций или задач. Эти кейсы,
подготовленные обычно в письменной форме
и составленные исходя из реальных фактов,
читаются, изучаются и обсуждаются студентами.
Кейсы составляют основу беседы аудитории
под руководством преподавателя. Поэтому
метод кейс-стади включает одновременно
и особый вид учебного материала, и особые
способы использования этого материала
в учебном процессе.
В целом метод
УКС, как уверяют западные наши коллеги
– преподаватели, позволяет:
- принимать верные решения в условиях
неопределенности
- разрабатывать алгоритм принятия решения
- овладеть навыками исследования ситуации
- разрабатывать план действий
- применять полученные теоретические
знания на практике
- учитывать точки зрения других специалистов.
Главное, этот метод способствует
развитию умения анализировать ситуации,
оценивать альтернативы, прививает навыки
решения практических задач.
Стратегия интерактивного
обучения
Существующая
система образования кажется для работающего
в ней педагога настолько понятной, что
сделанные психологами, социологами в
этой области открытия или выводы кажутся
совершенно неожиданными, приводят в недоумение
и ставят под сомнение всю его деятельность.
Стратегию интерактивного
обучения - организация педагогом с помощью
определенной системы способов, приемов,
методов образовательного процесса, основанного
на:
* субъект-субъектных отношениях педагога
и учащегося (паритетности);
* многосторонней коммуникации;
* конструировании знаний учащимся;
* использовании самооценки и обратной
связи;
Список использованной литературы
1. Казахский национальный
медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова:
на пути инновационных преобразований. / Аканов А.А.,
Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. – Алматы: КазНМУ
им. С.Д. Асфендиярова, 2010г.
2. Деловые игры для студентов медицинских вузов / уч.пособие для приактических занятий под ред.В.З.Кучеренко. – М.:Мысль, 2008г.