Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 07:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей теоретических и практических основ социально-педагогической деятельности с подростками делинквентного поведения, разработка и внедрение программы социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Предмет: социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………..…..........……...……….…..….……..3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном
учреждении с подростками, совершившими правонарушения…….…..……........7
1.1. Теоретические основы понятия «социально-педагогическая
деятельность»……………………………………….………………………………7
1.2. Понятие и классификация правонарушений
несовершеннолетних……………………..……………………………………….13
1.3. Возрастные и психологические особенности подростков как фактор
совершения правонарушений……………………….……………………………18
1.4. Пенитенциарные учреждения как часть исправительной системы
государства………………………….……………..………………………………25
Выводы по первой главе…………………….……………………………….…30
Глава 2 . Исследование особенностей социально-педагогической деятельности
в пенитенциарном учреждении с подростками………………………..……......….32
2.1. Организация и методы исследования особенностей социально
-педагогической деятельности с подростками, совершившими
правонарушения…………………..…………………………….....….…………..32
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности с подростками, совершившими правонарушения………..……..41
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции
делинквентного поведения подростков ………..….............................................49
Выводы по второй главе…………..………………………………………..….53
Заключение………………………….……………………………………….…..55
Список литературы……………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 992.00 Кб (Скачать)

Ведется большая работа го развитию творческого потенциала осужденных. В большинстве учреждений работают кружки по интересам и школьные театры. Второй год подряд проводит Всероссийский фестиваль творчества несовершеннолетних осужденные «Амнистия души». Финальная часть конкурса проводится в Москве в здании Молодежного экспериментального театра.

Экспериментальное исследование по теме «Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения», проводилось на базе СИЗО-1 г. Кемерово по адресу пр. Кузнецкий, 174.  Всего в  исследовании приняли участие 27 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. При поступлении в это учреждение на каждого подростка заводится анкета и составляется социально-психологический паспорт осужденного [ приложение А]. С помощью этих данных мы отобрали подростков (1992-1995 годов рождения), проходящих по схожим статьям [ приложение Б].

Из них была составлена выборка: 27 подростков из неполных семей . При описании результатов мы не сравнивали по половому признаку результаты мальчиков и девочек [ приложение В ].

Все исследования можно условно разделить на три этапа:

1. Первый этап-это психологическая диагностика испытуемых и сбор данных; он проходил в присутствии начальника психологической лаборатории капитана внутренней службы Элкснит А.Г. Используемые методики диагностики также были согласованы с ней.

2. Второй этап-обработка информации и интерпретация полученных результатов. Сами занятия проводились в присутствии психолога.

3. Третий этап-разработка программы в целях  совершенствования оказания психологической, воспитательной помощи подросткам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях, а также профилактики агрессивного делинквентного поведения несовершеннолетних.

В данном экспериментальном исследовании использовались следующие методы: описательные методы, методы психодиагностики  и методы статистических обработки данных.

Теоретические методы: метод анализа документов, беседа, методику диагностики показателей агрессивности, враждебности и агрессивного поведения А.Басса-А.Дарки, методику диагностики типов поведения человека-Леонгарда-Шмишека

1. Метод анализа документов.

Мы анализировали учетно-профилактические карточки и дела подростков, состоящих на учете в ФБУ ИЗ 42/1 г. Кемерово за совершение административных правонарушений и совершивших преступление.  Анализ учетно-профилактических карточек позволил получить сведения о  личности подростка  и сведения о составе, статусе, социальном благополучии семей подростков.

Далее сравнивали результаты изучения документов. На наш взгляд такой сравнительный анализ документов позволяет выявить взаимосвязь психологической и воспитательной службы в работе с несовершеннолетними.

Собеседования проводили с целью сбора анамнестических сведений (имя, возраст, пол, где родился) и выявления особенностей взаимоотношений родителей и детей в семье.

2. Метод наблюдения.

В ходе исследования нами использовалось нестандартизированное  наблюдение подростков в условиях учебно-воспитательного процесса. Наблюдения проводили с целью выявления особенностей взаимоотношения испытуемых подростков со сверстниками и педагогами, степени адаптивности к условиям обучения и социального взаимодействия.

3. Метод беседы и интервью с осужденными подростками.

4. Метод диагностическое интервью. Основной целью такой беседы является получение разнообразных данных о свойствах личности и особенностях психического развития подростков-делинквентов, поэтому для такого интервью характерно включение в структуру беседы тестовых приемов обследования.

Далее во время исследования был применен Тест «Я — концепция». Его суть состояла в следующем: Каждому испытуемому предлагается на листе бумаги написать не менее 5 своих имён, к которым он наиболее привык (имя и отчество, фамилия, кличка, уменьшительное имя и т.п.).

На втором листе подросток отвечает  на вопрос: « Кто я такой?»; на третьем-как, по его мнению, отозвались бы о нем родственники; на четвертом-пишет, как ответили бы на этот вопрос его друзья (ближайшее окружение). Далее подростки сравнивают эти наборы ответов и оценивают: в чём состоит их сходство; каковы различия; какие роли они принимают на себя при общении с разными людьми.

Важную роль в ходе диагностики играет сопоставление подростком образа реального "Я" с образом идеального "Я", т. е. с представлением о том, каким он хотел бы быть (приложение Г).

4) Методика диагностики показателей  агрессивности, враждебности и агрессивного поведения (Тест-опросник А. Басса- А. Дарки) (приложение Д).

Использование данной методики позволяет выявить качественную и количественную характеристики агрессивности, имеющие различную степень выраженности-от почти полного отсутствия до предельного развития. По результатам тестирования выделяются следующие показатели:

  1. Физическая агрессия -готовность использования физической силы против другого лица;
  2. Косвенная агрессия-аправленная на другого человека или ни на кого не направленная;
  3. Раздражительность-готовность проявления негативных эмоций и чувств;
  4. Негативизм-оппозиционная манера в поведении личности: от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил, традиций, обычаев;
  5. Подозрительность-в диапазоне от осторожности и недоверия по отношению к людям до убежденности в том, что другие планируют и приносят вред;
  6. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание речи;
  7. Чувство вины-выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, а его поступки часто приносят зло.

Смотрите результаты диагностического обследования при проведении эксперимента с осужденными подростками (приложение Д).

5)  Методика (вопросник Леонгарда-Шмишека)

Акцентуированный личностный опросник, предназначенный для диагностики типов поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности.

Материал по стимулированию подростков представлен в виде 88 вопросов с 2-мя фиксированными вариантами ответов «да», «нет». Каждый ответ имеет одинаковую весовую нагрузку 1 балл. В зависимости от общей суммы набранных баллов испытуемый может быть отнесен к тому или иному типу поведенческой активности

Авторами-разработчиками теста выделены следующие 10 критерий личности, которые можно объединить в 3типа:

1. Выраженная акцентуация Гиперактивная, сверхэнергичная, нетерпеливая, импульсивная личность;

  1. Скрытая (переходный);
  2. Отсутствие акцентуации. Неуверенная, сомневающаяся, избегающая ответственности, пассивная личность (приложение Е).

 

2.2. Исследование особенностей социально – педагогической деятельности в

пенитенциарном учреждении с подростками совершившими правонарушения

 

Весь же процесс исследования подростков, совершивших правонарушения и содержащиеся в следственном изоляторе г. Кемерово, в идеале можно разделить на 4 этапа.

Первый этап-изучение личности подростка и окружающей его среды.

Второй этап-обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той, или иной деятельности.

Третий этап-процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков.

Четвёртый этап-этап перевоспитания:  самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.

Первый этап проведенного нами исследования заключался в проведении анкетирования подростков, совершивших правонарушения в условиях  (ФБУ ИЗ 42/) В анкетировании приняли участие 27 человек (таблица 1).

Таблица 1.

Краткое наименование статей УК РФ, в количестве подростков

проходящим по данным статьям

Статьи УК РФ

Кол-во н/л /%

Разбой -  ст.162

8 (29,6%)

Грабеж  - ст.161

6 (22,2%)

Присвоение чужого ст.160

1 (3,7%)

Мошенничество - ст.159

2 (7,4%)

Кража ст. -158

6 (22,2%)

Тяжкий вред здоровью – ст.111

2 (7,4%)

Угон – ст.166

2 (7,4%)

Уничтожение имущества – ст.167

2 (7,4%)


В работе с подозреваемыми, обвиняемыми подростками  предпочтение отдается, более свободным формам беседы, которые, благодаря своей меньшей формальности, позволяют снизить психологические барьеры общения и устранить его вербальные затруднения. Гибкость свободной беседы предполагает возможность переформулированию вопросов в случае необходимости, так как в ходе работы могут возникнуть  определенные трудности, вызванные неадекватным пониманием подростками содержания отдельных понятий.

Правильно сформулированные и вовремя поставленные вопросы помогают подростку осознать собственные переживания, расширяя возможности вербализации его субъективных состояний. Вместе с тем, не только внешние факторы обуславливают агрессию делинквентных подростков. Большую роль  играют особенности психологического мира, «Я – концепции» самого подростка: уровень самооценки, система ценностей, установки, взгляды, социогенные потребности и так далее. Пребывание в пенитенциарном учреждении накладывает свой отпечаток на иерархию системы ценностей личности подростков.

В сложном психологическом механизме реализации противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить как устойчивые элементы (например, асоциальные установки), так и более динамичные-психические состояния личности, которые  наиболее приближены к моменту совершения противоправных действий. Они нередко выступают своеобразным "пусковым механизмом" асоциальных поступков, в том числе и преступлений (таблица 2).

После проведения тренинговой психокоррекции работы с осужденными несовершеннолетних мы видим снижение количества осужденных с высокими показателями по следующим шкалам:

    1. Физическая агрессия с 13 до 10;
    2. Косвенная агрессия с 15 до 13;
    3. Раздражение  с 17 до 13;
    4. Подозрительность с 14 до 12.

 

 

Таблица  2.

 

Результаты диагностического обследования при проведении констатирующего

эксперимента с осужденными несовершеннолетними по методики

А. Басса- А. Дарки  (в людях)

Уровень      агрессии несовершеннолетних

   Начало эксперимента

Итог эксперимента

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Физическая агрессия

13(48,1%)

11(40,7%)

3 (11,1%)

10(37,0%)

14(51,8%)

3 (11,1%)

Косвенная агрессия

15(55,5%)

10(37,0%)

2 (7,5%)

13(48,1%)

12(44,4%)

2 (7,5%)

Раздражение

17 (63%)

8 (29,6%)

2 (7,5%)

13(48,1%)

12(44,4%)

2 (7,5%)

Негативизм

8 (29,6%)

14(51,9%)

5 (18,5%)

7(26%)

16(59,2%)

4 (14,8%)

Обида

5 (18,5%)

20(74,1%)

2 (7,4%)

8 (29,6%)

17 (63%)

2 (7,4%)

Подозрительность

14(51,9%)

10(37,%)

3 (11,1%)

12(44,4%

12(44,4%)

3 (11,1%)

Вербальная агрессия

11(40,7%)

12(44,4%)

4 (14,9%)

10(37,%)

13(48,1%)

4 (14,9%)

Чувство вины

3 (11,1%)

7 (25,9%)

17 (63%)

5 (18,5%)

16(59,2%)

6 (22,2%)


 

Несмотря достигнутые результаты, мы наблюдаем и некоторый рост количества осужденных с высокими показателями по  таким шкалам, как обида (с 5до 8) и чувство вины (с 3до 5). Это  может быть связано с осознанием содеянного преступления,  принятия себя как личности (рис. 1).

 

 

 

 

Распределение  результатов психодиагностики исследования по методики

А.Басса – А.Дарки

 

         Рис. 1. Распределение  результатов психодиагностики исследования по   методике А. Басса – А. Дарки

 

Сергей Г. был осужден по 158 ст. УК РФ за неоднократное совершение краж и грабежей в группе сверстников. На момент совершения преступления характеризовался с отрицательной стороны. В 14лет имел образование 5 классов, систематически не посещал школу, был вовлечен в антисоциальную группу подростков, с которыми периодически совершал преступления. На момент поступления в СИЗО (13.05.11г.) - неопрятен, малоконтактен, безынициативен, отношение со сверстками и поведение неустойчивые. Открыто дисциплину и порядок не нарушает, но и не всегда им следует. По оценке психологов, процесс адаптации воспитанник прошел нейтрально, общий настрой - положительный. Подросток регулярно посещает занятия в школе, но на уроках мало активен, в общественной жизни не участвует. В период изучения у воспитанника были выявлены (неожиданно для него самого) вокальные данные. Подросток был зачислен по его желанию в вокальный кружок и систематически посещал его занятия. На 16.01.12 в психолого-педагогической характеристике Сергея Г. отмечается проявление незначительной активности в общественной жизни колонии, участие в общешкольных мероприятиях, повешение интереса к учению. Программный материал воспитанник усваивает, на уроках активен. Охотно идет на контакт с педагогами, отношения со сверстниками неконфликтные. Психологи отмечают стабильные положительные изменения и характеризуют его как энергичного, трудолюбивого, общительного.

У воспитанника складываются положительные планы на будущее, что однозначно указывает на наличие процесса ресоциализации. По результатам социометрического исследования на конец учебного года Сергей Г. определяется как «лидер», что подтверждается его активной, заинтересованной позицией, живым участием в делах класса, активной творческой деятельностью. Подросток принимает активное участие в жизни СИЗО, задействован в художественной самодеятельности.

В течение года психологи, воспитатели, учителя отмечают у воспитанника серьезные положительные изменения. Он уверенно занимает лидерские позиции, внешне опрятен, на замечания реагирует адекватно, имеет ряд поощрений. На основе видимых изменений было принято решение о подтверждающим восстановление его социальной адекватности, в основе чего была активная деятельность подростка. В целом воспитанник характеризуется (13.04.12 г.) как проявляющий разумную инициативу, активный, деятельный, отмечается веселый нрав, артистичность, впечатлительность, мотивированность на успех.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения