Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 07:03, дипломная работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей теоретических и практических основ социально-педагогической деятельности с подростками делинквентного поведения, разработка и внедрение программы социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Предмет: социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.

Оглавление

Введение…………………………………………..…..........……...……….…..….……..3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном
учреждении с подростками, совершившими правонарушения…….…..……........7
1.1. Теоретические основы понятия «социально-педагогическая
деятельность»……………………………………….………………………………7
1.2. Понятие и классификация правонарушений
несовершеннолетних……………………..……………………………………….13
1.3. Возрастные и психологические особенности подростков как фактор
совершения правонарушений……………………….……………………………18
1.4. Пенитенциарные учреждения как часть исправительной системы
государства………………………….……………..………………………………25
Выводы по первой главе…………………….……………………………….…30
Глава 2 . Исследование особенностей социально-педагогической деятельности
в пенитенциарном учреждении с подростками………………………..……......….32
2.1. Организация и методы исследования особенностей социально
-педагогической деятельности с подростками, совершившими
правонарушения…………………..…………………………….....….…………..32
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности с подростками, совершившими правонарушения………..……..41
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции
делинквентного поведения подростков ………..….............................................49
Выводы по второй главе…………..………………………………………..….53
Заключение………………………….……………………………………….…..55
Список литературы……………………………………………………………..59

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 992.00 Кб (Скачать)

 

Деятельность социального педагога и психолога по осуществлению исправительной психокоррекции в пенитенциарных учреждениях базируется на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдения прав и законных интересов человека, а также профессиональной компетенции в применении психологических методов изучения личности и воздействия на ее поведение.

 

Выводы по второй главе

 

1. В результате проведенной психодиагностической работы с несовршеннолетними осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, были выявлены следующие особенности агрессивного  поведения и системы представлений осужденных подростков:

а) агрессивное поведение как испытание своих личностных качеств в аспекте самоутверждения во взрослости;

б) агрессивное поведение как попытка манипулирования лицами ближайшего окружения;

в) агрессивное поведение как ожидание  возможных ответных негативных реакций;

г) агрессивное поведение как фактор самооправдания своих противоправных действий (ссылки на игнорирование справедливости и «всеобщее нарушение норм»);

д) поведение как факт реализации психологической готовности противодействовать;

е) поведение, обусловленное потребностью создавать собственные границы понятий и представлений о себе и окружающем мире.

2. Процесс исследования подростков, совершивших правонарушения рекомендуется разделить на 4 этапа:

Первый этап-изучение личности подростка и окружающей его среды.

Второй этап-печение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той, или иной деятельности.

Третий этап - процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков.

Четвёртый этап-этап перевоспитания: самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.

3.В работе с подозреваемыми, обвиняемыми подростками предпочтение отдается, более свободным формам беседы. Правильно сформулированные и вовремя поставленные вопросы помогают подростку осознать собственные переживания, расширяя возможности вербализации его субъективных состояний.

  1. Большую роль  играют особенности психологического мира, «Я – концепции» самого подростка: уровень самооценки, система ценностей, установки, взгляды, социогенные потребности. Пребывание в пенитенциарном учреждении накладывает свой отпечаток на иерархию системы ценностей личности подростков.

5. В сложном психологическом механизме реализации противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить как устойчивые элементы (например, асоциальные установки), так и более динамичные - психические состояния личности, которые наиболее приближены к моменту совершения противоправных действий.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ литературных источников и проведение экспериментального исследования позволил нам сформулировать следующие выводы.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Пенитенциарное учреждение представляет собой специальное государственное учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния. Выполняют такие учреждения две основные функции: воспитательную и образовательную, причем предпочтение отдается первой из них.

Основополагающими принципами данных учреждений являются принципы общей педагогики, из этой же науки заимствованы методы и средства. Зачастую пенитенциарную педагогику называют исправительно-трудовой педагогикой, либо педагогикой криминальной, что связано со спецификой предмета.

Объектом данной отрасли знаний являются дезадаптированные, девиантные подростки.  Дезадаптированному подростку требуется, прежде всего, ресоциализация личности, связанная, прежде всего, с ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения, формирования положительной самооценки.

Ресоциализация подростков с делинквентным поведением в пенитенциарных учреждениях возможна лишь при построении воспитательной работы, с учетом, социальных, педагогических и психологических принципов.

Социальная значимость проблемы защиты детства и преступности несовершеннолетних указывает на необходимость разработки социальной программы правовых, социально-экономических, образовательных и здравоохранительных мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и придания этой программе приоритетного статуса.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

Детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Таким образом, можно сделать вывод: социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения будет эффективной, если:

  1. Изучить теоретические основы понятия «социально-педагогическая деятельность, сущность,  причины, подростковой преступности, охарактеризованы психолого-педагогические особенности развития подростков,  разработать программу социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков
  2. Полученные результаты могут использоваться социальными педагогами  в работе с подростками делинквентного поведения, в условиях спецшкол, пенитенциарных учреждениях, с целью повышения результативности профилактики работы с «трудными подростками» в общеобразовательной практике.

Результаты проведенных занятий показали, что большинство подростков имеют неустойчивую самооценку, боятся услышать о себе правду, услышать насмешки в свой адрес. Многие ребята в первые дни не шли на контакт, позже объясняя это различными причинами. Подростки с лидерскими задатками вели себя вызывающе, показывая свою «взрослость» и «независимость», другие же ребята, повторяли вслед за ними, боясь осуждения. Так как проводимые занятия были включены в общий режим, то вскоре сами подростки заинтересовались. В ходе занятий определилось, что большинство из них не раз уходили из дома, многие уже имеют опыт употребления ПАВ. Самый большой блок занятий был патриотически-правовым. Как оказалось, многие из них не имеют даже элементарного представления о дозволенном и о том, что какие виды наказания могут за это понести. Во время этих занятий ребята особенно оживились. Так как на каждую подгруппу выделялся лишь час, то они старались успеть как можно больше и активно шли на контакт.

Следовательно, можем сделать заключительные выводы, что наша гипотеза выдвинутая в начале выпускной квалификационной работы по теме социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном учреждении с подростками совершившими правонарушения подтвердилась, цели поставленные перед нами достигнуты, рекомендации были выдвинуты в предложенной и разработанной коррекционной  программы для несовершеннолетних в условиях пенитенциарных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алмазов, Б.Н. Психологическая среда дезадаптации несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов. – Свердловск, 2001. – 93с.
  2. Астемиров, З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних [Текст] / З.А.Астемиров. - М, 2002.
  3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] /В.А Аверин: Уч. пос.-2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998. - 379 с.
  4.  Беличевой, С.А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] / С.А. Беличевой. – М.: Академия, 2003. - 390 с.
  5. Бэрон, Р. Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2003. - 301 с.
  6. Большой энциклопедический словарь: В 2-х Т.1 [Текст] / Гл. Ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - 863с.
  7. Большой энциклопедический словарь: В 2-х Т.2 [Текст] / Гл. Ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991.-768с.
  8. Васильев, В.Л. Юридическая психология [Текст] / В.Л. Васильев.- СПб.: Питер, 2002. - 401 с.
  9. Гилинский, Я. В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: уч. пособие [Текст] / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб.: Питер, 2003. - 390 с.
  10. Гилинский, Я.И. Девиантология: социалогия преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений [Текст] /Я.И.Гилинский. – СПб.: Питер, 2004. - 366с.
  11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций [Текст] / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Просвещение, 1998. - 213с.
  12. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] /М.А.Гулина.- СПб., 2008. - 400с.
  13. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление [Текст] /Отв. редактор Л.И. Гилинский.- СПб.: Алетейя, 2000. - 384 с.
  14. Домова, А.И. «Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних» [Текст] /А.И.Домова. – М.: Юридическая литература, 2000. - 302 с.
  15. Еникеев, М.И. Общая и юридическая психология [Текст]/ М.И.Еникеев. – М.: Юридическая литература, 1996. - 149 с.
  16. Еникеева, Д.Д. Пограничное состояние у детей и подростков [Текст] / Д.Д. Еникеева.- М.: Высшая школа, 2004. - 287 с.
  17. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.В.Змановская.- 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. - 398 с.
  18. Кудрявцев, В.Н. В.Е.Криминология [Текст] / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов.- М.: Юридическая литература, 2001. - 365 с.
  19. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью [Текст]. – М., 2001. - 39 с.
  20. Калина, Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии [Текст] / Н.Ф. Калина.- М.: Высшая школа, 2003. - 157 с.
  21. Капра, Ф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми [Текст] / Ф. Капра.- М.: Высшая школа, 2001. - 401 с.
  22. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев.- М.: Академия, 2002. - 312 с.
  23. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире [Текст] / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск, 2000. - 301 с.
  24. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1991. - 304 с.
  25. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. - 311 с.
  26. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. Пособие [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192с.
  27. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. – М.: Высшая школа, 2003. - 380 с.
  28. Кудрявцев, В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования [Текст] / В.Н. Кудрявцев. – М.: Академия, 2002. - 289 с.
  29. Коночук, Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания [Текст] //Н.В. Коночук // Психологический журнал. – 2000. - №2. – С.32-34.
  30. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А, Клейберг. – М.: Сфера, 2001. - 159 с.
  31. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология [Текст] / В.Н. Кудрявцев. – М.: Наука, 1992. - 287 с.
  32. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений [Текст] /В.Н. Кудрявцев. – М., 1976 - 103 с.
  33. Куили, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ [Текст] /Ч.Х. Куили. – М.: Идея-Пресс, 2000. - 309 с.
  34. Личко, А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. – Л.: Лениздат, 1983. - 290 с.
  35. Личко, А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра [Текст] / А.Е. Личко. – Л., 1983. - 145 с.
  36. Личность преступника [Текст]/ под ред. С.В. Бородина – М.: Высшая школа, 2004. - 311 с.
  37. Миллер, А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика [Текст] / А.И. Миллер. - Киев: Наукова думка, 1985.-159 с.
  38. Минина, С.П. Закон и несовершеннолетние граждане России [Текст] / С.П. Минина. - СПб.: «Иван Федоров», 2002. - 318 с.
  39. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Инфра-М, 2005. - 244 с.
  40. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм [Текст]/ Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Нева, 1999. – 221с.
  41. Мэй, Р. Любовь и воля [Текст] / Р. Мэй. – М.: Высшая школа, 2006. - 340 с.
  42. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие [Текст] / Л. Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002. - 256 с.
  43. Основы социальной работы: Учебник [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2006. - 334 с.
  44. Ожегов, С.И. Толковый словарь рус. яз.: 80000слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Ю.Н.Шведова – М., 1995. - 928 с.
  45. Павленок, П.Д. Руднева, М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие [Текст]/ П.Д. Павленок, М.Я.Руднева. Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-Москва,2007. - 185 с.
  46. Преступление и наказание, [Текст] // Пенитенциарный журнал. – 2008. - № 9. – С.4-5.
  47. Преступность и дети [Текст] // Государство и право - 1999. - №6. – С.26-27.
  48. Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст] /А.А. Реан. – СПб., 1999 - 288 с.
  49. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст]/ А.А. Реан, Я.Л,Коломинский – СПб.: Питер, 1999. - 416 с.
  50. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. - 172 с.
  51. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]/ Е.И.Рогов. – М., 2000. - 246 с.
  52. Сатир, В. Психотерапия семьи [Текст] / В.Сатир. – СПб.: Питер, 2003. - 309 с.
  53. Социальная педагогика: курс лекций [Текст]/ Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. - 416с.
  54. Социальная работа с детьми девиантного поведения. [Текст] / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – СПб.: Питер, 1997. - 187 с.
  55. Устинова, В.В. Особенности формирования личности несовершеннолетних насильственных преступников. [Текст] / В.В. Устинов – М., 1990. - 41 с.
  56. Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Высшая школа, 2002. - 304 с.
  57. Худолей, В. Новый подход к исправлению осужденных. [Текст] / В.Худолей, И.Черевко // Преступление и наказание - 1998. - №8.- 197 с.
  58. Чижакова, Г.И. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ Г.И. Чижакова, Л.А. Новикова. - Красноярск, 2002. - 119 с.
  59. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Д.Б. Шнейдер. – М.: Высшая школа, 2005. - 128 с.
  60. Шульга, Т. Альтернативные формы наказаний подростков за девиантное поведение [Текст] / Т.Шульга // Социальная педагогика - 2004. - №3.
  61. Эйдемиллер, Э.Г. В.В. Психология и психотерапии семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Спб.: Питер, 1999. - 105 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение Б

 

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью  
1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.  
2. Те же деяния, совершенные:  
а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;  
б) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;  
в) общеопасным способом;  
г) по найму;  
д) из хулиганских побуждений;  
е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды;  
ж) в целях использования органов или тканей потерпевшего, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.  
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:  
а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;  
б) в отношении двух или более лиц, -  
в) утратил силу  
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.  
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, -  
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

 

Статья 158. Кража  
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, -  наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.  
2. Кража, совершенная:  
а) группой лиц по предварительному сговору;  
б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;  
в) с причинением значительного ущерба гражданину;  
г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, -   наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.  
3. Кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище либо в крупном размере, -  наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.  
4. Кража, совершенная:  
а) организованной группой;  
б) в особо крупном размере, -  наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.  
Примечания. 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.  
2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.  
3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.  
Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, магистральные трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые оборудованы ограждением либо техническими средствами или обеспечены иной охраной и предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.  
4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения