Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 07:03, дипломная работа
Цель: изучение особенностей теоретических и практических основ социально-педагогической деятельности с подростками делинквентного поведения, разработка и внедрение программы социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Предмет: социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Введение…………………………………………..…..........……...……….…..….……..3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном
учреждении с подростками, совершившими правонарушения…….…..……........7
1.1. Теоретические основы понятия «социально-педагогическая
деятельность»……………………………………….………………………………7
1.2. Понятие и классификация правонарушений
несовершеннолетних……………………..……………………………………….13
1.3. Возрастные и психологические особенности подростков как фактор
совершения правонарушений……………………….……………………………18
1.4. Пенитенциарные учреждения как часть исправительной системы
государства………………………….……………..………………………………25
Выводы по первой главе…………………….……………………………….…30
Глава 2 . Исследование особенностей социально-педагогической деятельности
в пенитенциарном учреждении с подростками………………………..……......….32
2.1. Организация и методы исследования особенностей социально
-педагогической деятельности с подростками, совершившими
правонарушения…………………..…………………………….....….…………..32
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности с подростками, совершившими правонарушения………..……..41
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции
делинквентного поведения подростков ………..….............................................49
Выводы по второй главе…………..………………………………………..….53
Заключение………………………….……………………………………….…..55
Список литературы……………………………………………………………..59
Изучение Сергея Г. позволяет утверждать, что вовлечение в активную деятельность и проведенные тренинги, помогли воспитаннику повысить самооценку, изменить отношение к себе, нормализовать отношения со сверстниками, адекватно оценить совершенное преступление и свою вину, сформировать положительные планы на будущее. Позитивные изменения подтверждаются и полученными воспитанниками поощрениями, появление которых связано с вовлечением в активную деятельность. При этом следует отметить следующее: активная деятельность, предполагающая «элитарность», может способствовать сохранению отрицательных личностных характеристик, поэтому требуется более широкое вовлечение в коллективную деятельность и недопущение противопоставления подростка общей среде в силу его особых способностей.
Максим Д. ранее судим, был осужден по 161 ст. УК за грабеж на срок 4 года. Преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения. В характеристиках, предоставленных для судебного рассмотрения, отмечается склонность к противоправному поведению, бесцельному время провождению. Отсутствие жизненных планов. Школу посещал крайне нерегулярно. На момент поступления в СИЗО психологами характеризуется как честолюбивый, заносчивый, злопамятный, энергичный, упорный. Неудачи не снижают уверенности в себе. Склонен к конфликтам. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность.
Процесс адаптации прошел достаточно легко и быстро. На конец учебного года (20.05.12) испытуемый уже активно принимал участие в общественной жизни СИЗО, по собственному желанию вошел в состав актива, на будущее ориентирован положительно. К мероприятиям воспитательного характера относится положительно. Принимает активное участие в творческой деятельности, участвовал в КВНе. Учится в меру своих способностей, к учебе относится добросовестно. С уважением относится к учителям. Режим содержания не нарушает. В совершении преступления раскаивается.
На 10.08.12 фиксируются следующие изменения: воспитанник вышел из состава актива, ссылаясь на участие в клубных мероприятиях, творческой деятельности. Стал значительно лучше учиться, проявляет постоянную активность и заинтересованность в мероприятиях. В процессе ресоциализации воспитанника в конце сентября отмечается срыв. Испытуемый создал конфликтную ситуацию с воспитанниками, за что получил строгое взыскание. Нарушение дисциплины было единичным случаем, и в дальнейшем процесс ресоциализации идет стабильно.
За период нахождения в СИЗО испытуемый имеет ряд поощрений, их сопоставление с вовлеченностью в деятельность коллектива наглядно иллюстрирует взаимосвязь последней с успешностью процесса восстановления социальной адекватности
Дима Б. Осужден на срок 6 лет по ст.162 УК РФ за разбой . На момент совершения преступления характеризовался крайне отрицательно. Общаться предпочитал с ребятами старше себя, с отрицательной направленностью. Был заражен «воровской романтикой». Уровень образования-8 классов, за неоднократное совершение противоправных поступков и нарушение общественного порядка был поставлен на учет в ПДН. В период адаптации в СИЗО характеризуется как недисциплинированный, склонный к мелким нарушениям, конфликтам. В жизни отряда активного участия не принимает. По характеру хитрый, скрытный. Легко поддается влиянию отрицательно направленных воспитанников, возбудим, самолюбив, агрессивен. На основании отмеченных в сводной психолого-педагогической характеристике отклонений воспитанник был поставлен на проф/учет как педагогически запущенный. На 18.03.12. положительных изменений не наблюдается. Адаптация прошла нейтрально, без особых проблем. Психологи в качественных характеристиках отмечают, что воспитанника привлекает все новое, интересное. Воспитанник быстро увлекается, внушаем, легко поддается влиянию. Упорен в достижении цели. Самооценка неадекватна (завышена). Четко определяется экзальтированный тип. В течение некоторого времени удалось преодолеть преобладание делинквентной направленности подростка.
На 15.07.12. наблюдаются минимальные положительные изменения. Воспитанник добросовестно выполняет трудовые поручения, но нарушает дисциплину, проявляет склонность к конфликтам. В школе систематически нарушает дисциплину. От общественной жизни, воспитательных мероприятий уклоняется. К творческой деятельности не привлечен. В целом процесс ресоциализации протекает стабильно, но крайне медленно.
На 18.08.12. в школе воспитанник обучается в 9 классе, учится без троек, но стабильности в желании учиться нет. Отмечается изменение отношения воспитанника к общественной жизни отряда и школы в лучшую сторону, что подтверждает наличие процесса ресоциализации. Но при этом по-прежнему сохраняются такие проявления делинквентности как высокая конфликтность, самоуверенность, не стабильность в поведении, склонность ко лжи, нарушения дисциплины. С воспитанниками отношения дифференцированные. В совершенном преступлении свою вину не осознает, планов на будущее не строит. Постоянное целенаправленное педагогическое воздействие, творческая деятельность обеспечили стабильность процесса ресоциализации и серьезные качественные изменения в дальнейшем. К концу учебного года удалось вовлечь воспитанника в общественную и творческую деятельность. Он стал участвовать в проведении всех общешкольных, внеклассных мероприятиях, в КВНе, входит в состав концертных групп. Оказывает помощь учителям в поддержании дисциплины и порядка. Проявляет повышенный интерес к скорейшему получению профессии. Работает с интересом, желанием. Привлечен к хозяйственной работе в. Пользуется положительным авторитетом у сверстников. Вину в совершенном преступлении осознает, у воспитанника сформировались положительные планы на будущее.
Педагогами и психологами отмечаются глубокие положительные изменения. «По характеру уравновешенный, исполнительный, принципиальный, всегда доводит дело до конца», «отношения с одноклассниками ровные, бесконфликтные», «пользуется авторитетом», «вину в совершенном преступлении осознал» (выписки из характеристик от 7.09.12.). Отслеживание взысканий и поощрений позволяют видеть связь последних с вовлечением в активную деятельность.
В нашей работе итоговый этап показал положительные сдвиги. Если они не так отчетливо видны в изменениях личностных черт характера, то это можно явно заметить в межличностных контактах. В камерах стали реже происходить конфликты, улучшилось отношение друг к другу, ребята стали называть друг друга по именам, как это делалось на занятиях, а не по кличкам (в большинстве случаев обидным и нецензурным).
Психологическое сопровождение зависимых подростков должно быть организовано таким образом, чтобы повысить показатели социально-психологической адаптивности в целом и по отдельным критериям. С этой целью возможно проведение групповых занятий и индивидуальных консультаций с подростками и родителями. Занятия должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку принять себя и свое окружение, стать более независимым и самостоятельным.
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков
На этапе разработки комплексной программы в целях эффективности профилактической деятельности в условиях пенитенциарного учреждения были определены основные направления экспериментальной деятельности, в рамках которых сформулированы разделы настоящей Комплексной программы.
В своей работе социальные педагоги сталкиваются с проблемами, связанными с неконструктивным поведением несовершеннолетних в условиях пенитенциарных учреждений. Одной из них является манипулятивное поведение в среде делинквентов, связанное с ориентацией на общение среди сверстников, на референтную группу.
Манипуляции и психологическое давление группы как феномены широко известны в психологической практике. Манипуляция выступает как особый вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.
Главная цель предлагаемого тренинга-научить подростков-делинквентов сопротивляться манипулированию собой, не прибегая при этом к использованию агрессивных поведенческих стратегий. Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь и сохранять позитивное представление о себе.
Манипулирование может осуществляться и как «групповое давление». Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений; перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы. При этом подростки склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм в общении со взрослыми. Этому способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: отказать (в случае несогласия), принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, так и на отрицательное высказывание в свой адрес; отвечать за свое поведение.
Предлагаемый тренинг направлен на формирование уверенного неагрессивного поведения (оказание психологической помощи подросткам по сопротивлению групповому давлению).
Задачи тренинга:
Навыки, формируемые в ходе данного тренинга, и происходящее в результате изменение отношения к ситуациям группового давления делают подростка более самостоятельным, устойчивым к воздействию негативной среды, приобретению нового коммуникативного опыта.
Методическую базу тренинга формирует и обеспечивает психолог пенитенциарного учреждения: сценарий, дискуссионные вопросы для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с проблемными игровыми ситуациями.
Тема 1. Типичные ситуации группового давления. Ошибки и последствия неуверенного поведения.
Разыгрываются ситуации, предложенные самими участниками тренинга или ведущим.
Темы конфликтов: алкоголь, наркотики. Предметом обсуждения выступают психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят участвовать в действиях группы, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высмеянными или отверженными.
В ходе обсуждения проблемы выявляются ошибки и опасность спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя допустимыми способами.
Тема 2. Права личности в общении.
Психолог-ведущий тренинга излагает и комментирует основные права каждой личности в общении:
На занятии проигрываются типичные ситуации, содержащие примеры неконcтруктивного агрессивного поведения подростков, которые не знают своих прав в общении. Затем проводится групповая дискуссия на данную тему, и подводятся итоги работы.
Тема 3. Психотехники конструктивного сопротивления психологическому давлению.
Обсуждаются виды криминального вреда, наносимого в результате групповых или индивидуальных агрессивных действий.
Психолог дает следующие инструкции к обсуждаемой теме:
Техники поведения (психотехники) отрабатываются в ситуациях усиления группового давления. В ходе выполнения упражнений участники тренинга проигрывают ситуации, меняясь ролями.
Тема 4. Решительное (социально допустимое) неагрессивное поведение в реальной жизни.
В начале занятия демонстрируются видеоматериалы, показывающие негативные последствия выбора подростками агрессивной модели делинквентного поведения (подбираются психологом).
Психолог анализирует с участниками тренинга вербальные и невербальные признаки различных форм подростковой агрессии (позы и мимика, язык тела; интонации, взгляды и жесты). Затем рассматриваются основные характеристики решительного (уверенного, конструктивного) неагрессивного поведения. Далее проводится тематическая дискуссия и обмен личным опытом участников.
Стратегии психокоррекционного воздействия определяются следующими принципами: единства диагностики и коррекции; нормативности развития; системности развития психической деятельности личности.
Таблица 3.
Структура тренинга по коррекции мотивации старших подростков
N п/п |
Тема занятия |
Задачи упражнений |
11. |
Знакомство. Обучение приемам снятия эмоциональной напряженности и создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств |
Создание доверительной атмосферы в тренинговой группе (ТГ); усвоение навыков саморегуляции и правил поведения в группе |
22. |
Осознание себя как участника процесса общения. Внимание к поведению другого. Умение вести конструктивную беседу |
Формирование навыков социальной перцепции, преодоление негативного опыта коммуникативных контактов |
3. |
Умение слушать. Значимые люди. Проявление чувств в межличностном общении |
Развитие эмпатии. Обогащение системы понятий, связанных с личностными переживаниями |
44. |
Мои типичные проблемы. Самоанализ |
Осознание внешнего и внутреннего образа «Я».Подготовка к получению обратной связи в общении |
55. |
Межличностное взаимодействие и отношения |
Осознание проблем в отношениях с разными людьми; осознание мотивов межличностных отношений |
66. |
Чем мы обязаны другим. |
Усвоение понятия социально одобряемых качеств, достоинств и недостатков личности |
77. |
Мотивы поступков. Обратная связь в общении |
Приобретение опыта осознания и вербализации социогенных мотивов |
88. |
Образ «Я» - реальный, идеальный; «Я» - в глазах других |
Поиск эффективных способов взаимодействия; развитие рассудительности, альтруизма, толерантности |
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения