Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 07:03, дипломная работа
Цель: изучение особенностей теоретических и практических основ социально-педагогической деятельности с подростками делинквентного поведения, разработка и внедрение программы социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Предмет: социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Введение…………………………………………..…..........……...……….…..….……..3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном
учреждении с подростками, совершившими правонарушения…….…..……........7
1.1. Теоретические основы понятия «социально-педагогическая
деятельность»……………………………………….………………………………7
1.2. Понятие и классификация правонарушений
несовершеннолетних……………………..……………………………………….13
1.3. Возрастные и психологические особенности подростков как фактор
совершения правонарушений……………………….……………………………18
1.4. Пенитенциарные учреждения как часть исправительной системы
государства………………………….……………..………………………………25
Выводы по первой главе…………………….……………………………….…30
Глава 2 . Исследование особенностей социально-педагогической деятельности
в пенитенциарном учреждении с подростками………………………..……......….32
2.1. Организация и методы исследования особенностей социально
-педагогической деятельности с подростками, совершившими
правонарушения…………………..…………………………….....….…………..32
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности с подростками, совершившими правонарушения………..……..41
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции
делинквентного поведения подростков ………..….............................................49
Выводы по второй главе…………..………………………………………..….53
Заключение………………………….……………………………………….…..55
Список литературы……………………………………………………………..59
Для повышения эффективности этого процесса необходимо создание особой среды, способной обеспечить подростку психолого-педагогическую поддержку, оказывать положительное влияние на имеющиеся личностные деформации, способствующей получению позитивного опыта и формированию социально-положительных стереотипов поведения.
Выводы по первой главе
1. Социально-педагогическая деятельность-это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
2.Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
3. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.
4. Делинквентность, становится для личности средством извращенного, с точки зрения общества, самоутверждения. Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Постепенно уменьшается желание индивида соответствовать этим требованиям, зарождается стремление противостоять враждебной для него среде. Референтными в такой ситуации для человека становятся асоциальные группы. Но под отрицательным воздействием микросреды, жизненных неурядиц, собственных ошибок изменения личности накапливаются и приводят в конечном итоге к совершению преступления.
5.Таким образом, анализ литературы и выявление специфики практического разрешения рассматриваемой проблемы в пенитенциарных учреждениях позволили нам обозначить основные направления поиска эффективных путей и средств педагогического обеспечения ресоциализации подростков с делинквентным поведением в условиях воспитательной колонии на теоретическом уровне, и требует экспериментального подтверждения.
Глава 2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками
2.1. Организация и методы исследования особенностей
социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении
с подростками, совершившими правонарушения
Содержание в следственном изоляторе несовершеннолетних, совершивших правонарушения, значительно отличается от содержания граждан старшего возраста. В корпусе для несовершеннолетних недавно был произведен косметический ремонт. В камерах содержатся по 4-6 человек из расчета 4 кв. метра на человека. При поступлении с каждым из них проводится индивидуальная беседа. Дальнейшие общение зависит от того, сможет ли педагог расположить подростка к себе. После чего на каждого заводится индивидуальная карточка, и происходит комплектация по камерам. Длительность прогулки у них два часа, рацион питания более сбалансирован (дополнительно в меню входит сыр, масло, молоко, фрукты и т.д. Медицинский осмотр несовершеннолетних проходит три раза в неделю, но они и сами по мере необходимости могут обратиться к врачу. Психолог с каждым проводит индивидуальную беседу и обязательно тестирует, после чего дает свое заключение. Затем уже работа проводится систематически, по мере обращения самих ребят или тех сотрудников, кто с ними работает.
В следственном изоляторе организована работа учебно-консультационного пункта для ребят, кто не имеет среднего образования. Уроки ведут учителя из школы № 47, в четверг и в субботу занятия проходят в одну смену, а в остальные дни в две смены. Каждая камера оборудована телевизором, и по мере необходимости подросткам показывают познавательные, развивающие фильмы, а также мероприятия, которые здесь проводятся, во всех камерах имеются настольные игры-шашки, домино. Ребята читают периодическую литературу, которую мы выписываем, это журналы «Эрудит», «Ровесник», всего около шести изданий, а также они берут книги из библиотеки следственного изолятора [50, с.29].
Ребятам обязательно читают лекции на самые разнообразные темы (о вреде наркотиков, о СПИДе, о вреде курений), а также, проводятся правовые беседы (их интересуют статьи уголовного кодекса и меры взыскания и поощрений).
Для них организованы спортивные занятия в тренажерном зале, а также проходят игры в теннис и армрестлинг. Проводятся всевозможные праздничные мероприятии и концерты. В учреждении существует свой театр из числа подследственных, который называется «Бродячий театр». Все костюмы и декорации ребята и воспитатели делают своими руками.
Учреждение тесно сотрудничает с департаментом культуры и спорта, с университетом культуры, оттуда часто приезжают преподаватели и студенты, проводят беседы и выступления. А также у нас существует кружок рисования, два раза в месяц с ребятами занимается преподаватель из школы; искусств, вместе они лепят из глины и теста и рисуют. Одна работа даже отправлена на конкурс в Москву [10, с.41].
К сожалению, несмотря на разнообразие видов наказания в уголовно-исполнительной практике, в прежние годы наиболее зачетное место занимала практика применения уголовного наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Сегодня такую практику необходимо менять, нужно делать все возможное, чтобы подросток не оказался в местах лишения свободы, Ведь негативные последствии, связанные с изоляцией от общества, сказываются на несовершеннолетнем в большей степени, чем на взрослом. А значит, перевоспитанием мы должны заниматься здесь, на свободе, когда ребенок совершает первое правонарушение. В настоящее время рекомендуется избегать заключения подростка в исправительное учреждение. Для этого предлагается широкий выбор различных способов воздействия на него:
Для осуществления контроля за осужденными без лишения свободы в ГУФСИН России по Кемеровской области создано 45 уголовно-исполнительных инспекций, из них 12 межрайонных. На основании постановлении Администрации Кемеровской, области областной комиссией по делам несовершеннолетних (КДН) и защите их прав принято решение о временном трудоустройстве несовершеннолетних на летний период.
В соответствии с требованиями постановления в комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав территориальный управлений, начальниками уголовно-исполнительных инспекций области направлены списки несовершеннолетних нуждающихся в обеспечении первоочередного трудоустройства.
Так, из 954 условно осужденные несовершеннолетних, состоящие на учете в уголовно-исполнительный инспекциях области, нуждалось во временном трудоустройстве в летний период 179 человек, из них трудоустроено через молодежную биржу труда 148 человек: в трудовые отряды, в социально-реабилитационные центры, в рабочие (строительные) бригады, организованные на базе учебных заведении для прохождения производственной практики (производственных училищ, вечерних школ), на предприятия, учреждения.
Несовершеннолетние, подозреваемые, обвиняемые, осужденные без лишения свободы, находятся под двойным контролем. В области имеется положительный опыт взаимодействия УИИ и ПДН в вопросах исполнения приговоров на условно осужденных.
На практике отмечаются такие виды взаимодействия, как проведение совместных совещаний-семинаров с сотрудниками УИИ, УУМ и ПДН, изучение ведомственных приказов по работе с осужденными без изоляции or общества на занятиях е системе служебной подготовки, совместные спец мероприятия по розыску скрывшихся от контроля осужденных, отчеты о работе с несовершеннолетними на оперативных совещаниях при руководстве ОВД, проведение анализа состояния взаимодействия служб при исполнении приговоров, обмен информацией, совместное планирование, служебные проверки по фактам совершения под учетными повторных преступлений и т.д.
Основной формой взаимодействия служб при организации контроля за поведением несовершеннолетние с целью профилактики правонарушений и совершения ими повторных преступлений является проведение совместных обще-профилактических спецмероприятий. Уголовно-исполнительные инспекции области приняли участие в проведении профилактических мероприятий «Контроль», «Подросток», «Забота», «Здоровье», «Рецидив» и д. р., главной целью которых являлось предупреждение повторных преступлений среди несовершеннолетних, осужденных к мерам наказаний не связанным с изоляцией от общества, и их исправление.
Профилактическую, воспитательную работу с несовершеннолетними, осужденными без изоляции общества, инспекции осуществляют в тесном взаимодействии с инспекторами по делам несовершеннолетних (ПДН), участковыми уполномоченными милиции (УУМ) ОВД Кемеровской области.
В плане предупреждения рецидивной преступности используются и оправдывают себя такие формы профилактической работы, как проведение открытых судебных заседаний при рассмотрении представлений уголовно-исполнительных инспекций на условно-досрочное освобождение, на отмену условного осуждения, замену исправительных и обязательных работ на реальное отбывание срока в местах лишения свободы, на продление испытательного срока.
Уголовно-исполнительные инспекции в профилактических целях проводят экскурсионное посещение воспитательных колоний и следственны изоляторов, цель которых-формирование установки на законопослушное поведение подростке в, осознание неотвратимости и справедливости назначенного наказание за совершенное преступление.
С несовершеннолетними работают психологи, педагоги, привлекаются служители Церкви. Для психологического обследования осужденных без лишения свободы в ПЛУИИ введено 12 должностей психологов. Также сотрудниками инспекций используется такая форма работы с несовершеннолетними, как проведение бесед, чтение лекций на правовую тематику в учебных заведениях. При организации взаимодействия с наркологическими службами городов сотрудниками инспекций делается упор на работу с подростками.
Регулярно, в целях предотвращения со стороны под учетных правонарушений, повторных преступлений, а также для осуществления контроля за поведением осужденных и исполнением ими обязанностей, возложенных судом, проводятся специализированные мероприятия совместна с сотрудниками исправительных учреждений области, закрепленными кураторством за уголовно-исполнительными инспекциями, уголовным розыском ГУФСИН, инспекторами ПДН, сотрудниками службы УУM: «Контроль», «Жилой сектор», «Надзор», «Притон», «Здоровье», «Рецидив», «Контакт» и ряд других, в ходе которых все осужденные проверяются по месту проживания. Проверки осужденных несовершеннолетних по месту жительства и в общественных местах осуществляются также в вечернее и ночное время.
По результатам обследования жилищно-бытовых условий условно осужденным подросткам и их семьям оказывалась материальная помощь Центром социального обслуживания, по получению паспортов, продуктовых наборов, положительно решались вопросы по трудоустройству осужденных несовершеннолетних через молодежную биржу труда.
Анализ индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними позволяет прогнозировать поведение подростков и на основе прогноза проводить целенаправленную работу по предупреждению повторной преступности и стабилизации криминогенной обстановки среди несовершеннолетних.
Вместе с тем не может не беспокоить состояние повторной преступности среди несовершеннолетних. В ряде регионов удельный вес повторных преступлений от общей преступности превысил 30 и более процентов.
Представляется, что одной из основных причин сохраняющейся тенденции роста повторной преступности несовершеннолетних является крайне недостаточное число институтов ресоциализации подростков, однажды уже преступивших закон и отбывавших наказание. Несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые полностью обеспечены вещевым имуществом и предметами первой необходимости по сезону. Все имеют по три формы одежды: повседневную, школьную и рабочую (спецодежда), состоящую из куртки, брюк, рукавиц.
Нормы питания подростков соответствуют остановленным законом требованиям. На протяжении рядя лет срывов в обеспечении спецконтингента основными видами довольствия не допущено. Ассортимент продуктов соответствуют предъявляемым требованиям. В рационе питания воспитанников имеются соки, фрукты, мясные и молочные продукты, кондитерские изделия и др. Калорийность питания в среднем за день составляет 3660 ккал, что превышает установленные нормы.
В соответствии со ст. 112 УК РФ в пенитенциарных учреждениях организовано получение подозреваемых, обвиняемых, осужденных общего образования. Постоянно совершенствуется система воспитательной работы с воспитанниками. Для профилактики правонарушений несовершеннолетних, организации полезной занятости воспитанников с 2005 года разрабатывается и реализуется Программа летней занятости несовершеннолетних осужденных воспитательных колоний, к участию в которой привлекаются департаменты областной администрации, общественные и религиозные организации, студенты учебных заведений, Попечительский совет, сотрудники исправительных колоний и ГУФСИН. Дополнительно, на летний период, организуется работа кружков по интересам и спортивных секций.
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения