Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 07:03, дипломная работа
Цель: изучение особенностей теоретических и практических основ социально-педагогической деятельности с подростками делинквентного поведения, разработка и внедрение программы социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Предмет: социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Введение…………………………………………..…..........……...……….…..….……..3
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном
учреждении с подростками, совершившими правонарушения…….…..……........7
1.1. Теоретические основы понятия «социально-педагогическая
деятельность»……………………………………….………………………………7
1.2. Понятие и классификация правонарушений
несовершеннолетних……………………..……………………………………….13
1.3. Возрастные и психологические особенности подростков как фактор
совершения правонарушений……………………….……………………………18
1.4. Пенитенциарные учреждения как часть исправительной системы
государства………………………….……………..………………………………25
Выводы по первой главе…………………….……………………………….…30
Глава 2 . Исследование особенностей социально-педагогической деятельности
в пенитенциарном учреждении с подростками………………………..……......….32
2.1. Организация и методы исследования особенностей социально
-педагогической деятельности с подростками, совершившими
правонарушения…………………..…………………………….....….…………..32
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности с подростками, совершившими правонарушения………..……..41
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции
делинквентного поведения подростков ………..….............................................49
Выводы по второй главе…………..………………………………………..….53
Заключение………………………….……………………………………….…..55
Список литературы……………………………………………………………..59
ФГБОУВПО Кемеровский Государственный университет культуры и
искусств
Институт социально-культурных технологий
Социально-педагогическая деятельность с подростками
делинквентного поведения
Дипломная работа
Кемерово 2012
ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Институт социально-культурных технологий
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность с подростками
делинквентного поведения
Дипломная работа
Кемерово 2012
Оглавление
Введение…………………………………………..…...
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном
учреждении с подростками,
совершившими правонарушения…….…..……........
1.1. Теоретические основы понятия «социально-педагогическая
деятельность»……………………………………….…
1.2. Понятие и классификация правонарушений
несовершеннолетних……………………..……
1.3. Возрастные и психологические особенности подростков как фактор
совершения правонарушений……………………….………………
1.4. Пенитенциарные учреждения как часть исправительной системы
государства………………………….……………..…
Выводы по первой главе…………………….……………………………….…30
Глава 2 . Исследование особенностей социально-педагогической деятельности
в пенитенциарном учреждении с подростками………………………..……......
2.1. Организация и методы исследования особенностей социально
-педагогической деятельности с подростками, совершившими
правонарушения…………………..…………………
2.2. Исследование особенностей социально-педагогической
деятельности с подростками, совершившими правонарушения………..……..41
2.3. Программа социально-педагогической деятельности по коррекции
делинквентного поведения подростков
………..…........................
Выводы по второй главе…………..………………………………………..….
Заключение………………………….………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения…………………..……………………………
Введение
В настоящей работе предпринята попытка исследования социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками, совершившими правонарушения, динамики преступности несовершеннолетних, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике. Для того, чтобы приступить к исследованию, мы взяли данные по криминогенной обстановке Кемеровской области в 2011 и 2012 годах. По результатам первого полугодия 2012 года на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Кемеровской области состояло 1746 несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества, в том числе осужденных к обязательным работам-84 человека, к исправительным работам -22 человека, условное осуждение отбывали 1640 несовершеннолетних.
За шесть месяцев 2012 года на учет в уголовно-исполнительные инспекции поставлено 703 несовершеннолетних, осужденных без лишения свободы, в аналогичном периоде 2008 года-828. Осужден к лишению свободы за преступление, совершенное после постановки на учет, один несовершеннолетний (в 2012 году-11 человек). В отношении несовершеннолетних, доказавших свое исправление до истечения испытательного срока, в порядке ч. 1 ст. 74 УК РО, инспекция направляет материалы в суд для решения вопроса об отмене уловного осуждения и для снятия с осужденного судимости (УДО). В текущем году снято с учета по данному основанию 44 человека (в 2012 году—20 человек). Замена наказания более строгим видом наказания, отмена условного осуждения и исполнение наказания, назначенного приговором суда, применены в отношении 51 человека (в 2012 году-70 человек) [10, с. 19].
Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности общей, требует учета конкретной ситуации-политической и социально-экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время политический и социально-экономический фон оказывают явно негативное воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.
Однако на криминогенную ситуацию в данной среде влияют не только экономические факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный кризис.
В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду.
Подросток, совершивший противоправный поступок, подвергается уголовному наказанию. И здесь обнаруживается парадокс, который и был положен нами в основу исследования. Выполняя якобы гуманную функцию, изолируя подростка от общества в силу его социальной опасности и в целях перевоспитания, государство отрывает его от привычного социального лона, разрушает социальные связи личности. Поскольку преступление связано с недостатками социализации, то и наказание будет эффективно в той мере, в какой оно способно восполнить указанные недостатки. Следовательно, для обеспечения успешности социальной адаптации подростка, необходимо опираться на активизацию процессов, способствующих восстановлению социальной адекватности-ресоциализацию. Коррекция личности девиантного подростка должна быть связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.
В Уголовно-Исполнительной системе Кузбасса несовершеннолетние-это особая категория, работа с которой находится под постоянным контролем руководства ГУФСИН РФ по КО. Вне зависимости от того, кто это-несовершеннолетние, которые состоят на учете уголовно-исполнительных инспекций (на сегодняшний день это 1056 человек), подростки, находящиеся в следственный изоляторах (сегодня в СИЗО области таких ребят 126) с каждым работают сотрудник самых разных отделов и служб. И наша главная задача: сделать все возможное, чтобы больше подростки не попадали в поле деятельности нашей системы [10, с. 5].
Итак, тема социально-педагогической деятельности с подростками совершившими правонарушения, является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.
Цель: изучение особенностей теоретических и практических основ социально-педагогической деятельности с подростками делинквентного поведения, разработка и внедрение программы социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Объект: процесс социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Предмет: социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками делинквентного поведения.
Гипотезой дипломного исследования является предположение о том, что социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения будет эффективна, если:
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать содержание, направления, проблемы социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками, совершившими правонарушения.
2. Выявить причины совершения правонарушений подростков.
3. Изучить психолого-
4. Экспериментально исследовать специфику социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении с подростками, совершившими правонарушения в условиях ФБУ ИЗ 42/1 по Кемеровской области.
5. Составить программу социально-педагогической деятельности по коррекции делинквентного поведения подростков.
Для достижения поставленных исследовательских задач использовались следующие методы исследования:
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены единством социально-педагогических подходов к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; положительными результатами экспериментального исследования.
База исследования: ФБУ ИЗ – 42/1 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, таблиц, коррекционной программы, шести приложений.
Глава 1. Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарном учреждении с подростками, совершившими правонарушения
деятельность»
Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность очень тесно связаны с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды [56, с. 12].
Социально-педагогическая деятельность использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и разрабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличностного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и методики социального воспитания. Социально-педагогическая деятельность-это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка [56, с. 23].
Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его “очеловечивания” и общественными интересами. Социально-педагогическая деятельность предполагает организацию соответствующего вида воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Процесс социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность всех операциональных действий, которые совершают его соучастники [56, с. 45].
Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с подростками делинквентного поведения