Поведение, активность, деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:54, реферат

Краткое описание

Цель реферата – найти точки соприкосновения поведения, активности и деятельности.

Оглавление

Введение 3
Поведение 3
Активность 8
Деятельность. 13
Заключение. 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат 3.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

Оглавление

     Введение 3

     Поведение 3

     Активность 8

     Деятельность. 13

     Заключение. 16

     Список литературы 17

     Введение

 

     Мы  постоянно сталкиваемся с такими понятиями как «поведение», «активность», «деятельность». Зачастую мы говорим  о них, как о тождественных  вещах, не задумываясь о настоящем  положении дел.

      Проблема  – выявить соотношение понятий  поведение, активность и деятельность. В повседневной жизни мы постоянно  видим эти три состояния, и  это актуально в настоящее  время.

      Цель  реферата – найти точки соприкосновения  поведения, активности и деятельности.

     Поведение

 
 

     Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) внутренней (психической) активностью.

     Поведение - целеориентированная активность животного  организма, служащая для осуществления  контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности - животного  организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия - служащие их удовлетворению. [12]

     Конечно, говоря о поведении, необходимо сказать  о бихевиоризме, ведь до появления  этого направления поведение  не было включено в круг объектов, изучаемых психологией.

     Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — особое направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Основатель – Джон Уотсон.

     В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым, антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Его следования вдохновили Торндайка на работу.

     В течение следующего десятилетия примеру Торндайка последовало множество других ученых-зоологов. Однако никто из них ни в коей мере не приблизился к бихевиористической точке зрения. Почти в каждом исследовании' этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных.

     В статье Уотсона «Psychology as the Behaviorist Views It», где он указывал на возможность новой психологии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и его подразделениях, впервые появились термины бихевиоризм, бихевиористп, бихевиористпический.

     Бихевиоризм Уотсона, или, как его назвал Э.Толмен, «архибихевиоризм», выступал в качестве антипода традиционной психологии, утверждавшей своим предметом явления исключительно  сознания, а единственным методом  – метод интроспекции. «В качестве основных проблем выдвигалось, с одной стороны, расчленение сложных психических состояний (или процессов) на простые элементарные составляющие их, а с другой стороны, построение сложных состояний, когда даны элементарные составляющие» [18]. При этом физический мир рассматривался исключительно как средство получения конечного результата.

     По  мнению Уотсона, традиционной психологии человека «не удавалось выполнить требований, предъявляемых к ней как к естественной науке». [18]

     Ю.Б.Гиппенрейтер в одной из своих лекций объясняет необходимость изучения не сознания, но и поведения. Во-первых, явления, относимые к поведению (жесты, движения, действия, поступки и т.д.), являются  отражением субъективного состояния сознания, свойства личности, а следовательно – объекты психологического интереса. Во-вторых, запросы практики: «к этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому не нужными и не интересными, кроме самих психологов». В третьих, «Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и должна ввести научный объективный метод».  Это вопрос был основным для нового направления, ведь именно из-за несостоятельности метода интроспекции, Уотсон отвергал идею изучения сознания вообще: «Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить — в замаскированной, правда, форме — старое религиозное понятие «души».Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. 

     Сущность  бихевиоризма по Дж. Уотсону.

     «Основная задача бихевиоризма заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае — при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) — бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана» [17]

     Очевидно, что при такой широкой задаче, это направление еще далеко от цели. «Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав)» [17]

     Другими словами, бихевиоризм полагал стать «лабораторией» общества. 

     Толмен  противопоставляет бихевиоризму ментализм. «Менталист — это тот, кто признает, что «психика» является, по существу, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними событиями» Бихевиорист же утверждает, что в них нет ничего приватного или «внутреннего»: «Организм, человеческий и животный, является биологической сущностью, включенной i окружающие условия. К этим окружающим условиям он должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Его «психически! процессы» являются функционально определяемыми аспектами, детерминирующими приспособление» [16]

     Толмен  приходит к выводу, что Уотсон имеет  дело с двумя различными понятиями поведения, но сам он ясно их не различает: «С одной стороны, он определяет поведение в терминах составляющих его физических и физиологических элементов, т.е. в терминах процессов, происходящих в рецепторе, и проводящих путях и в эффекторе. Обозначим это как молекулярное определение поведения. С другой стороны, он приходит к признанию, хотя, может быть, и неясному, что поведение как таковое является чем-то большим, чем все это, и отличается от суммы своих физиологических компонентов». Толмен придерживается второй точки зрения - поведение как молярный феномен. Актам поведения как «молярным» единицам свойственны некоторые собственные черты. Именно эти свойства и должны интересовать психологов в первую очередь. «Поведение должно быть изучено в его собственных свойствах» [16].  

     Особенности поведенческого акта по Толмену: 

     а) целевой объект или объекты, которые его направляют или из которых оно исходит;

     б) специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве средств для достижения цеди;

     в)   относительная селективность к объектам, выступающим в качестве средств, проявляющаяся в выборе тех из них, которые ведут к достижению цели более коротким путем. 

     Поведение, рассматриваемое как молярное, является целевым и когнитивным. Цели и опознавательные моменты составляют его непосредственную основу и ткань. Несомненно, поведение зависит от лежащих в его основе многообразных физических и химически процессов, но в качестве основной его черты как поведения выступает его целевой и познавательный характер. 

     Несколько заключительных слов о бихевиоризме.  

     В заслугу бихевиоризму можно поставить  тот сильный материалистический дух, благодаря которому психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Так же, он ввел объективный  метод  наблюдения - метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Кроме того, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало  интенсивно изучаться поведение  животных, доречевых младенцев и  т. п. Наконец, в работах бихевио-ристкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в  частности проблемы научения, образования  навыков и др.

     Но  основной недостаток бихевиоризма, состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.  

     Активность

 

     Активность (в психофизиологии) (лат. activus — деятельный, энергичный) — принципиальное свойство живой материи, конкретная форма  проявления активности зависит от уровня организации этой материи. Например, А. нейрона определяется его структурно-функциональными  свойствами. А. (поведение) человека определяется взаимодействием организма и  среды, образующим функционально единую систему.[13] Активность — 1) "причинность причины" (И. Кант); 2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения.[12]

     Впервые областью активности заинтересовался  Н.А.Бернштейн.

     Он сделал объектом изучения естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в основном, движения человека [6]. До него же главным объектом были так называемые лабораторные движения. Бернштейн же был первым, кто заинтересовался движениями здорового организма.

     До  Н. А. Бернштейна физиологи считали (и излагали в учебниках тех  времен), что двигательный акт описывался только лишь схемой рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция.

     Однако  Н. А. Бернштейн пришел к тому, что сколько-нибудь сложное движение так не может осуществляться. Для того, чтобы окончательная цель была достигнута, в движение постоянно должны вносится поправки. А для этого ЦНС должна знать, какова реальная судьба текущего движения. Иными словами, в ЦНС должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.

     Таким образом, Н. А. Бернштейн предложил  совершенно новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.

     Помимо  моторных команд, есть еще дополнительные факторы, влияющие на ход движения:

  • Реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус.
  • Инерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции.
  • Внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причем это сопротивление далеко не всегда предсказуемо.
  • Исходное состояние мышцы.

     Бернштейн разработал модель рефлекторного кольца. Рефлекторное кольцо функционирует следующим образом. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый данный момент отрабатывается какой-то ее частный этап, или элемент, и соответствующая частная программа спускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения; Н. А. Бернштейн обозначает их двумя латинскими буквами SW (от нем. Soll Wert, что означает «то, что должно быть»). На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки; они называются IW (от нем. Ist Wert, что означает "то, что есть"). В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются ДW, т. е. сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции; через промежуточные центральные инстанции (регулятор) они попадают на эффектор.

Информация о работе Поведение, активность, деятельность