Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:54, реферат
Цель реферата – найти точки соприкосновения поведения, активности и деятельности.
Введение 3
Поведение 3
Активность 8
Деятельность. 13
Заключение. 16
Список литературы 17
Оглавление
Введение 3
Поведение 3
Активность 8
Деятельность. 13
Заключение. 16
Список литературы 17
Мы постоянно сталкиваемся с такими понятиями как «поведение», «активность», «деятельность». Зачастую мы говорим о них, как о тождественных вещах, не задумываясь о настоящем положении дел.
Проблема – выявить соотношение понятий поведение, активность и деятельность. В повседневной жизни мы постоянно видим эти три состояния, и это актуально в настоящее время.
Цель реферата – найти точки соприкосновения поведения, активности и деятельности.
Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) внутренней (психической) активностью.
Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности - животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия - служащие их удовлетворению. [12]
Конечно, говоря о поведении, необходимо сказать о бихевиоризме, ведь до появления этого направления поведение не было включено в круг объектов, изучаемых психологией.
Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — особое направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. Основатель – Джон Уотсон.
В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым, антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Его следования вдохновили Торндайка на работу.
В течение следующего десятилетия примеру Торндайка последовало множество других ученых-зоологов. Однако никто из них ни в коей мере не приблизился к бихевиористической точке зрения. Почти в каждом исследовании' этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных.
В статье Уотсона «Psychology as the Behaviorist Views It», где он указывал на возможность новой психологии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и его подразделениях, впервые появились термины бихевиоризм, бихевиористп, бихевиористпический.
Бихевиоризм
Уотсона, или, как его назвал Э.Толмен,
«архибихевиоризм», выступал в качестве
антипода традиционной психологии, утверждавшей
своим предметом явления
По мнению Уотсона, традиционной психологии человека «не удавалось выполнить требований, предъявляемых к ней как к естественной науке». [18]
Ю.Б.Гиппенрейтер
в одной из своих лекций объясняет
необходимость изучения не сознания, но
и поведения. Во-первых, явления, относимые
к поведению (жесты, движения, действия,
поступки и т.д.), являются отражением
субъективного состояния сознания, свойства
личности, а следовательно – объекты психологического
интереса. Во-вторых, запросы практики:
«к этому времени психология сознания
дискредитировала себя. Лабораторная
психология занималась проблемами, никому
не нужными и не интересными, кроме самих
психологов». В третьих, «Уотсон считал,
что психология должна стать естественнонаучной
дисциплиной и должна ввести научный объективный
метод». Это вопрос был основным
для нового направления, ведь именно из-за
несостоятельности метода интроспекции,
Уотсон отвергал идею изучения сознания
вообще: «Сознание и его подразделения
являются поэтому не более как терминами,
дающими психологии возможность сохранить
— в замаскированной, правда, форме —
старое религиозное понятие «души».Предметом
науки может быть только то, что доступно
внешнему наблюдению, т. е. факты поведения.
Сущность бихевиоризма по Дж. Уотсону.
«Основная задача бихевиоризма заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае — при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) — бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана» [17]
Очевидно, что при такой широкой задаче, это направление еще далеко от цели. «Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав)» [17]
Другими
словами, бихевиоризм полагал стать «лабораторией»
общества.
Толмен противопоставляет бихевиоризму ментализм. «Менталист — это тот, кто признает, что «психика» является, по существу, потоком «внутренних событий». Человеческое существо, говорит он, «смотрит внутрь» и наблюдает за такими «внутренними событиями» Бихевиорист же утверждает, что в них нет ничего приватного или «внутреннего»: «Организм, человеческий и животный, является биологической сущностью, включенной i окружающие условия. К этим окружающим условиям он должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Его «психически! процессы» являются функционально определяемыми аспектами, детерминирующими приспособление» [16]
Толмен
приходит к выводу, что Уотсон имеет
дело с двумя различными понятиями
поведения, но сам он ясно их не различает:
«С одной стороны, он определяет поведение
в терминах составляющих его физических
и физиологических элементов, т.е. в терминах
процессов, происходящих в рецепторе,
и проводящих путях и в эффекторе. Обозначим
это как молекулярное определение поведения.
С другой стороны, он приходит к признанию,
хотя, может быть, и неясному, что поведение
как таковое является чем-то большим, чем
все это, и отличается от суммы своих физиологических
компонентов». Толмен придерживается
второй точки зрения - поведение как молярный
феномен. Актам поведения как «молярным»
единицам свойственны некоторые собственные
черты. Именно эти свойства и должны интересовать
психологов в первую очередь. «Поведение
должно быть изучено в его собственных
свойствах» [16].
Особенности
поведенческого акта
по Толмену:
а) целевой объект или объекты, которые его направляют или из которых оно исходит;
б) специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве средств для достижения цеди;
в)
относительная селективность к объектам,
выступающим в качестве средств, проявляющаяся
в выборе тех из них, которые ведут к достижению
цели более коротким путем.
Поведение,
рассматриваемое как молярное, является
целевым и когнитивным. Цели и опознавательные
моменты составляют его непосредственную
основу и ткань. Несомненно, поведение
зависит от лежащих в его основе многообразных
физических и химически процессов, но
в качестве основной его черты как поведения
выступает его целевой и познавательный
характер.
Несколько
заключительных слов
о бихевиоризме.
В заслугу бихевиоризму можно поставить тот сильный материалистический дух, благодаря которому психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Так же, он ввел объективный метод наблюдения - метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Кроме того, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевио-ристкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.
Но
основной недостаток бихевиоризма, состоял
в недоучете сложности психической деятельности
человека, сближении психики животных
и человека, игнорировании процессов сознания,
высших форм научения, творчества, самоопределения
личности и т. п.
Активность
(в психофизиологии) (лат. activus — деятельный,
энергичный) — принципиальное свойство
живой материи, конкретная форма
проявления активности зависит от уровня
организации этой материи. Например,
А. нейрона определяется его структурно-
Впервые областью активности заинтересовался Н.А.Бернштейн.
Он сделал объектом изучения естественные движения нормального, неповрежденного организма, и, в основном, движения человека [6]. До него же главным объектом были так называемые лабораторные движения. Бернштейн же был первым, кто заинтересовался движениями здорового организма.
До Н. А. Бернштейна физиологи считали (и излагали в учебниках тех времен), что двигательный акт описывался только лишь схемой рефлекторной дуги: стимул - процесс его центральной переработки (возбуждение программ) - двигательная реакция.
Однако Н. А. Бернштейн пришел к тому, что сколько-нибудь сложное движение так не может осуществляться. Для того, чтобы окончательная цель была достигнута, в движение постоянно должны вносится поправки. А для этого ЦНС должна знать, какова реальная судьба текущего движения. Иными словами, в ЦНС должны непрерывно поступать афферентные сигналы, содержащие информацию о реальном ходе движения, а затем перерабатываться в сигналы коррекции.
Таким образом, Н. А. Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями - принцип сенсорных коррекций, вносимых в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения.
Помимо моторных команд, есть еще дополнительные факторы, влияющие на ход движения:
Бернштейн разработал модель рефлекторного кольца. Рефлекторное кольцо функционирует следующим образом. В программе записаны последовательные этапы сложного движения. В каждый данный момент отрабатывается какой-то ее частный этап, или элемент, и соответствующая частная программа спускается в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы поступают на прибор сличения; Н. А. Бернштейн обозначает их двумя латинскими буквами SW (от нем. Soll Wert, что означает «то, что должно быть»). На тот же блок от рецептора приходят сигналы обратной связи, сообщающие о состоянии рабочей точки; они называются IW (от нем. Ist Wert, что означает "то, что есть"). В приборе сличения эти сигналы сравниваются, и на выходе из него получаются ДW, т. е. сигналы рассогласования между требуемым и фактическим положением вещей. Они попадают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции; через промежуточные центральные инстанции (регулятор) они попадают на эффектор.