Поведение, активность, деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:54, реферат

Краткое описание

Цель реферата – найти точки соприкосновения поведения, активности и деятельности.

Оглавление

Введение 3
Поведение 3
Активность 8
Деятельность. 13
Заключение. 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат 3.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

     Бернштейн обнаружил, что в зависимости  от того, какую информацию несут  сигналы обратной связи, афферентные  сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Причем под уровнями следует понимать буквально морфологические  «слои» в ЦНС.

  • Уровень А - самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он заведует очень важным аспектом движения - тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями.

     Есть  немногочисленные движения, которые  регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха и др [6].

  • Уровень В. Бернштейн называет его уровнем синергии. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела.
  • Уровень С. Бернштейн называет его уровнем пространственного поля. На него поступают сигналы от органов чувств, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов.
  • Уровень D назван уровнем предметных действий. Это корковый уровень, который заведует организацией действий с предметами. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами и др.
  • Уровень Е. Это уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

     Теперь  необходимо обратить внимание на 2 важных аспекта функционирования уровней.

     1) в организации сложных движений  участвуют, как правило, сразу  несколько уровней - тот, на  котором строится данное движение (он называется ведущим), и все  нижележащие уровни.

     2) формально одно и то же движение  может строиться на разных  ведущих уровнях.

     Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения.

     Формирование  навыка:

     Начало  движения: на субъекта обрушивается поток  новых непривычных сенсорных  сигналов. Первый период - распознавание  движения, понимания принципа работы, необходимость перешифровок обратной связи в корректирующие сигналы. Последнее чрезвычайно важное событие, которым кончается этот период, состоит  из первоначальной росписи коррекций  по нижележащим уровням (это и  есть важная часть рефлекторного  кольца).

     Второй  период – автоматизация движений за счет частой повторяемости и коррекций. В низовых уровнях уже есть «блоки» движений, они могут задействоваться  при освоении нового типа движения.

     По  мере автоматизации движения, последнее  уходит из-под контроля сознания. Так  вот субъект может и должен помочь этому процессу «ухода» из сознания. Если в течение первого  периода субъекту нужно максимально  включаться в движение, то теперь следует  перестать обращать внимание на движение.

     В последний, третий, период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации.

     Стабилизация  означает, что навык не разрушается  ни при каких условиях и  появляется помехоустойчивость. Стандартизация же представляет собой  приобретение навыков  стереотипности. В этот период при  многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий  суть принципа активности состоит в  постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности  организма.

     Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт определяется внешним стимулом.

     Командные сигналы из блока программы опережают  сигналы обратной связи, поэтому  их и считаем определяющими движение.

     Согласно  Н.А.Бернштейну, «активные» сигналы обеспечивают существенные параметры движения, а «реактивные» - несущественные, технические детали движения.

     Сообразование с логикой предмета и определяется программой, которая задает общий  план действия, и только благодаря  этому действие оказывается выполнимым в осложненных условиях. 

     Часто процесс идет от задающего прибора  на рецептор. В результате из внешней  среды выбирается стимул, который  используется для организации движения. Таким образом, программой определяются не только эффекторные команды, но и  действующие стимулы.

     В каждом двигательном акте мы должны различать:

     1) его смысловую структуру 

     2) его двигательный состав.

     Смысловая структура целиком вытекает из существа возникшей двигательной задачи и  определяет ведущий уровень построения, которому эта задача приходится «по  плечу». Двигательный же состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением  с двигательными возможностями  особи, устройством кинематических цепей этой особи, наличием того или  другого орудия, содержанием накопленного к этому времени психомоторного опыта и т. д 
 
 

     Деятельность.

 

     Деятельность отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

     Деятельность  неразрывно связана с поведением и активностью.

     Деятельность  – это направленная активность. Деятельность можно определить как  специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая  самого себя и условия своего существования.  «Деятельность — это не реакция  и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие»[11] Гиппенрейтер упоминает, что деятельность человека имеет сложное иерархическое строение.

     Уровни(сверху вниз):

  1. особенных деятелъностей (или особых видов деятельности)
  2. действий
  3. операций
  4. психофизиологических функций

     Операции  это способы выполнения действия. Операции бывают двух родов: возникающие  путем адаптации, подражания и возникающие  из автоматизированных действий. Операции, возникающие за счет адаптации, практически  не осознаются и не могут быть вызваны  в сознании даже при специальных  усилиях. Операции, возникающие за свет автоматизации действий, находятся  на границе сознания. Они как бы подстораживаются сознанием и легко  могут стать актуально сознаваемыми.  
 

     Действие.

     Основная  единица анализа деятельности –  это действие. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели». Любое сложное действие состоит из слоя действий и слоя "подстилающих" их операций. [4]

     Действие  включает в качестве необходимого компонента акт сознания, не замкнутый в себе, а раскрывающийся в действии, в  виде постановки и удержания цели. Действие - это одновременно и акт  поведения. Однако теория деятельности, в отличие от бихевиоризма, рассматривает  внешние движения в неразрывном  единстве с сознанием. Через понятие  действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма.

     «Архибихевиоризм» считал возможным через систему  сложных реакций описать все  поведение человека. Однако многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий. «Для человека слишком типичны действия, которые  подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели».[4]

     Понятие действия "выводит" деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может быть абсолютно любым. Это  может быть установление социального  контакта, получение знаний и др.

     «Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность»[10]

     «Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность»[11].  Именно предмет придает деятельности определенную направленность.

     Важнейшее изменение, характеризующее переход на психологический уровень, состоит в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. 

     Потребности.

     «Потребность - это исходная форма активности живых организмов, состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования» (4)

     Когда речь заходит о потребностях, с  которыми рождается человек, то к  этому списку элементарных биологических  потребностей нужно добавить по крайней  мере еще две.

     Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. У ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, ее лицо, ее прикосновения - первые раздражители, на которые появляется положительная реакция ребенка. Это

     так называемый "комплекс оживления", который можно наблюдать  в возрасте 1,5 - 2 месяцев.

     Потребность в социальных контактах, или в  общении, остается одной из ведущих  у человека.

       «Именно в направляющей своей функции потребность и является предметом психологического познания. Лишь в результате ее «встречи» с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность» [11]

     Мотивы.

     «Оно  важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности» [8]

     Мотив - это то, ради чего совершается действие. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько "запускают", сколько дополнительно стимулируют данную деятельность»

     Заключение.

 

     Итак, стоит заметить, что вынесенные в  заголовок 3 понятия действительно  соотносятся друг с другом. Существует активность, а есть и реактивность. Активность бывает двух видов: направленная и ненаправленная. Направленная активность есть деятельность и поведение. Деятельность состоит из действий, мотивов, потребностей и целей, которые влияют на поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

 
  1. Бернштейн Н.А. "Природа, навыки, тренировка" (Гиппенрейтер, Романов "Психология внимания") 257-260
  2. Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 483. — 864 с
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. 4 лекция "Психология как наука о поведении"
  4. Гиппенрейтер Ю.Б 7 лекция  «Введение в общую психологию»
  5. Гиппенрейтер Ю.Б 8 лекция «Введение в общую психологию»
  6. Гиппенрейтер Ю.Б 9 лекция (физиологическое движение) 135-147
  7. Гиппенрейтер Ю.Б 10 лекция (физиологическая активность) 148 -169
  8. Годфруа Ж.1 том 1 глава "Что такое поведение" 24-56, 7 глава "Научение" 300-317
  9. Леонтьев А.Н. "Мотивы, эмоции, личность" (Петухов "Общая психология") 464-475
  10. Леонтьев А.Н. "Общее строение деятельности" (Петухов "Общая психология")493-507
  11. А.Н. Леонтьев "Психические вопросы создания учения" (Петухов "Общая психология") 507-513
  12. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  13. Психофизиология. Словарь / Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
  14. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" часть 2 глава 4 стр 102-124

Информация о работе Поведение, активность, деятельность