Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Кто это? /Бабочка/
-А что это за звук? /Кто-то плачет/
-Ой, ребята, да это бабочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?
Бабочка: Я хочу вам рассказать об одной истории. Недавно у меня было очень много подруг, мы с ними любили перелетать с одного цветка на другой и переносили пыльцу. Но однажды на луг пришли дети и всех моих подруг переловили сачками. Теперь я осталась совсем одна и мне очень грустно. /Бабочка заплакала/
-Ребята, вам жалко бабочку? /Да/
-Скажите, можно ловить бабочек? /Нет, надо ими любоваться/
-А как мы можем помочь ей? / Сделаем подружек/
-Давайте рассмотрим бабочек, подходите все сюда!
Обсуждение этапов работы:
1. Складываем квадрат пополам, прикладываем
к линии сгиба трафарет
2. Вырезаем листик для украшения полянки.
3. Украшаем бабочку, срезаем у квадратов уголки, приклеиваем.
Предлагаю вам взять своих бабочек и «порхать» на нашей полянке. Дети танцуют под музыку П. И. Чайковского, кружатся, дуют на них.
А теперь приклеиваем листочки и бабочки.
Занятие 6 «Цыпленок на лужайке».
Цель: развивать фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.
Задачи:
образовательные: научить делать аппликацию «Цыпленок на лужайке» методом смятия бумаги и в обрывной технике;
*учить создавать сюжетную
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к природе:
Развивающие: развивать фантазию, воображение;
развивать мелкую моторику.
Материалы и оборудование: образец аппликации; игрушка «цыпленок»; белый картон; желтая, синяя, зеленая бумага; квадратики белой, голубой и оранжевой бумаги для глазок и клювика.
Предварительная подготовка: изготовить образец аппликации.
Содержание занятия.
I. Вводная часть.
Ребята вместе с воспитателем сидят кружком на стульчиках.
Воспитатель приветствует ребят, затем предлагает отгадать загадку:
Весь он золотистый,
Мягкий и пушистый.
Он у курицы - ребёнок,
А зовут его.
(цыпленок)
Воспитатель показывает игрушку цыпленка ребятам и предлагает им познакомиться с цыпленком: по очереди передавая игрушку, называть свое имя и говорить что-нибудь хорошее и ласковое цыпленку, например: «Меня зовут Катя, а цыпленок очень пушистый и красивый».
II. Основная часть.
Воспитатель предлагает ребятам сесть за столы и сделать аппликацию цыпленка на лужайке.
Этапы работы:
1. Разорвать на небольшие
2. Приклеить зеленые кусочки
снизу на картон – это лужайка;
приклеить голубые кусочки
3. Смять желтый лист бумаги, придавая ему округлую форму – это туловище цыпленка. Приклеить цыпленка на картон.
4. Из белых и голубых
5. Из оранжевого квадратика
6. Нарисовать фломастером лапки цыпленку.
7. намазать клеем лужайку и посыпать на клей пшена, стряхнуть остатки пшена.
III. Итоговая часть.
Воспитатель хвалит ребят за их аппликации.
Занятие 7. «Ёлочка» (коллективная работа)
Цели занятия: учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки; продолжать учить элементам торцевания: накручивать бумажные квадратики и приклеивать на силуэт елочки; создание коллективной композиции из гофрированной бумаги; вовлекать детей в совместное сотворчество с педагогом; развивать чувство цвета и ритма; разнообразить технику наклеивания: обмакивать в клей и прикреплять к фону в определенном месте.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ способа изображения, объяснение задания, наблюдение за детьми.
Материал: конусы из картона, гофрированная бумага квадраты со стороной 1 см. (зеленого цвета), клей в розетках, маленькая нарядная елочка, новогодние игрушки.
Ход занятия: « К нам в гости сегодня пришла елочка (воспитатель берет елочку и ставит на стол)».
«Здравствуй, наша елочка
Приходи скорей,
Покажи иголочки
Для наших малышей!»
Дети разглядывают елочку, трогают руками ее веточки – иголочки. Беседа с детьми о елочке. Воспитатель достает коробочку с игрушками и вместе с детьми украшает ёлочку.
Воспитатель: « Давайте смастерим елочку в подарок зверятам в лес?»
Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность (показывает конус), предлагает сделать елочку пушистой и красивой. Обращает внимание на гофрированную бумагу зеленого цвета. Уточняет и показывает, как нужно закручивать бумагу и как приклеивать ее к конусу. По ходу совместной работы воспитатель подсказывает и помогает детям.
В конце занятия воспитатель благодарит всех детей за прекрасную работу. Готовую работу поставить на стенд, дети любуются ею, рассказывают о своих впечатлениях.
Занятие 8 «Снеговик охраняет сугробы»
Программное содержание:
Закреплять знания детей о круглой форме, о различи предметов по величине.
Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине.
Воспитывать аккуратность.
Оборудование: надувной Снеговик, иллюстрации времен года «Зима», «Зимние забавы», карточки с последовательностью изготовления снеговика, салфетки, клей, баночки для клея, кисточки. Листочки с нарисованными сугробами формата А4, заготовки деталей снеговика на каждого ребёнка, д/игра «Забавные превращения Верёвочки», ноутбук, диск.
Предварительная работа: Беседа о «Временах года», «Зимние забавы», лепка и рисование снеговика, наблюдения на прогулке, Дидактическая игра «Весёлая мозаика», «Назови фигуру» «Найди различия между двумя снеговиками».
Воспитатель: - Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Холодно, снег ….
Воспитатель: А что зимой на улице делают дети?
Дети: Играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговиков.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости тоже пришёл гость, но вы должны отгадать кто это.
Меня не растили- из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодный, большой, кто я такой?
- Но с ним случилась беда. В нашей группе тепло и он растаял, а Снеговик любит холод.
- Давайте мы сейчас подуем сильно сильно, чтобы в группе стало холодно, и он снова оживёт.
(Дети дуют.)
Воспитатель: Ребята скажите какого цвета Снеговик?
Дети: Белого.
Воспитатель: Что у него одето на голове?
Дети: Шапка.
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Чёрного.
Воспитатель: А что ещё одето на нём?
Дети: Шарф, рукавички.
Воспитатель: Какого цвета шарф?
Дети: Полосатый, в красную и зелёную полоски.
Воспитатель: Какого цвета варежки?
Дети: Синего.
Воспитатель: Наш Снеговик какой? Весёлый или грустный?
Дети: Весёлый.
Воспитатель: Ребята, давайте мы нарисуем портрет нашего гостя ниточкой.
Д/игра «Забавные превращения Верёвочки».
Воспитатель: Молодцы ребятки, посмотрите как красиво получилось, Снеговику понравился портрет.
Физкультминутка
Лепим мы снеговика из пушистого снежка
(дети "лепят снежки").
Вот скатали первый ком
Вот такой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий это голова (выполняют круговые
движения руками),
Шляпа будет из ведра (руки поднимают вверх).
Нос - морковь, а глаза (руки вперед, в стороны)
-
Два веселых огонька.
Все готов наш снеговик (улыбаемся)
У него довольный вид.
Тот смеется до ушей,
Веселит он малышей (прыжки на двух ногах).
Воспитатель: Ребята нашему гостю скучно одному. Он просит сделать ему друзей, таких же снеговиков как он. Поможем ему?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите какого я сделала снеговика.
Скажите из каких фигур я его сделала?
Дети: Из кружков.
Воспитатель: Сколько кружков?
Дети: Много.
Покажите мне самый большой кружок, поменьше, маленький.
Показ приёмов наклеивания.
Дети выполняют задание.
Итог: Воспитатель размещает снеговиков на выставку и рассматривают с ребятами.
Молодцы ребятки. Вы все очень постарались и посмотрите, каких красивых сделали снеговиков. Теперь нашему гостю не будет скучно, ведь у него сколько много появилось друзей.
Снеговик говорит вам большое спасибо и прощается с нами, ему пора домой.
Занятие 9 «Клубничная поляна»
Программные задачи.
Знакомить детей с техникой выполнения объемного изображения, развивать мелкую моторику рук, координацию движений, чувство цвета и формы; воспитывать интерес к познанию природы.
Оборудование и материалы.
Плотный светло-салатовый картон для фона, нарезанные квадраты красных салфеток (4х4 см), желтые, зеленые салфетки, клей ПВА, кисти клеевые (щетина № 3), клеенки, салфетки тканевые.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, какие ягоды поспевают у нас на даче, в саду в начале лета? (Клубника, малина, земляника, смородина.) Ягоды эти не только вкусные, но и очень красивые. Посмотрите!
(Показ картинок или
А теперь отгадайте загадку:
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
Давайте мы сегодня сделаем ягоду-клубничку из цветных салфеток! Посмотрите, у вас на столах лежат листы картона с нарисованными контурами ягодки. Чтобы изображение клубнички получилось объемным и красивым, нужно нанести клей внутри контура ягоды, взять кусочки салфетки, смять пальцами неплотные комочки и приклеивать их плотно друг к другу, вначале по краю контура, затем заполняя середину. Из желтых салфеток скрутить маленькие жгутики, наклеить их в шахматном порядке по всей клубничке. Когда ягодка будет готова, взять зеленую салфетку, оторвать небольшие кусочки и приклеить их сверху, не сминая – это будут наши листики. Можно сделать по-другому – вырезать из зеленой бумаги круг, затем по краю сделать зубчики, присобрать середину и наклеить.
Занятие 10 «Плывет кораблик»
Цели занятия: познакомить детей с понятием «морской пейзаж»; закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали; воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего изображения, развивать творчество.
Методы и приемы: использование художественного слова, показ иллюстраций с изображением разных кораблей, объяснение задания, показ способов изображения.
Материал: цветная бумага для вырезывания, лист голубой бумаги для коллективной композиции, иллюстрации, изображающие разные корабли ножницы, клей, кисть клеевая, салфетка, клеенки (на каждого ребенка).
Ход занятия. Загадывание загадок:
«Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
«Какие красавцы
Всегда и везде
На суше родятся –
Живут на воде?» (Корабль)
Рассматривание иллюстраций с морским пейзажем.
Предложить детям вырезать из бумаги, сложенной вдвое, красивые кораблики. Показ способов вырезания и составления кораблика. Изображение украсить солнышко.
Показать несколько образцов разных по форме корабликов. Педагог поощряет самостоятельность детей при подборе цвета бумаги, красивом расположении изображения на листе.
Готовые работы разместить на стенде и посмотреть, какие они получились красивые. Прочитать детям стихотворение Г. Кротова «Большие корабли»
«Я читал сегодня книгу,
Про большие корабли.
Как плывут они по морю,
Словно белые киты.
Поеду я к морю,
Поеду я к морю.
Где пальмы и жёлтый песок.
Поеду я к морю,
Поеду я к морю.
Где белый корабль плывёт.
Там в порту с огромной трубкой,
Ходит важно капитан.
А у самого причала,
Грузит груз почтовый кран.
У синего моря,
У синего моря,
Где пальмы и жёлтый песок.
У синего моря,
У синего моря,
Где белый корабль плывёт.
Но места красивей дома.
Всё равно мне не найти.
Покажу я маме книгу,
Про большие корабли.
Где синее море,
Где синее море,
Где пальмы и жёлтый песок.
Где синее море,
Где синее море,
Где белый корабль плывёт.»
Занятие 11 «Дружные котята во дворе»
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, овал), о цвете.
2. Упражнять детей в
составлении изображения из
3. Продолжать учить детей
использовать нетрадиционный
4. Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.