Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

диплом сюзанна.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

Ход занятия:

-Ребята, сейчас я вам загадаю  загадку, а вы попробуйте её  отгадать

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Кто это? /Бабочка/

-А что это за звук? /Кто-то  плачет/

-Ой, ребята, да это бабочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя  что-то случилось?

Бабочка: Я хочу вам рассказать об одной истории. Недавно у меня было очень много подруг, мы с ними любили перелетать с одного цветка на другой и переносили пыльцу. Но однажды на луг пришли дети и всех моих подруг переловили сачками. Теперь я осталась совсем одна и мне очень грустно. /Бабочка заплакала/

-Ребята, вам жалко бабочку? /Да/

-Скажите, можно ловить бабочек? /Нет, надо ими любоваться/

-А как мы можем помочь ей? / Сделаем подружек/

-Давайте рассмотрим бабочек, подходите  все сюда!

Обсуждение этапов работы:

1. Складываем квадрат пополам, прикладываем  к линии сгиба трафарет половины  бабочки, обводим, вырезаем.

2. Вырезаем листик для  украшения полянки.

3. Украшаем бабочку, срезаем  у квадратов уголки, приклеиваем.

Предлагаю вам взять своих бабочек и «порхать» на нашей полянке. Дети танцуют под музыку П. И. Чайковского, кружатся, дуют на них.

А теперь приклеиваем листочки и бабочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6 «Цыпленок на лужайке».

Цель: развивать фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.

Задачи:

образовательные:  научить делать аппликацию «Цыпленок на лужайке» методом смятия бумаги и в обрывной технике;

*учить создавать сюжетную композицию;

Воспитательные:  воспитывать доброе отношение к природе:

Развивающие:  развивать фантазию, воображение;

развивать мелкую моторику.

Материалы и оборудование: образец аппликации; игрушка «цыпленок»; белый картон; желтая, синяя, зеленая бумага; квадратики белой, голубой и оранжевой бумаги для глазок и клювика.

Предварительная подготовка: изготовить образец аппликации.

Содержание занятия.

I. Вводная часть.

Ребята вместе с воспитателем сидят кружком на стульчиках.

Воспитатель приветствует ребят, затем предлагает отгадать загадку:

Весь он золотистый,

Мягкий и пушистый.

Он у курицы - ребёнок,

А зовут его.

(цыпленок)

Воспитатель показывает игрушку цыпленка ребятам и предлагает им познакомиться с цыпленком: по очереди передавая игрушку, называть свое имя и говорить что-нибудь хорошее и ласковое цыпленку, например: «Меня зовут Катя, а цыпленок очень пушистый и красивый».

II. Основная часть.

Воспитатель предлагает ребятам сесть за столы и сделать аппликацию цыпленка на лужайке.

Этапы работы:

1. Разорвать на небольшие кусочки  голубую и зеленую бумагу.

2. Приклеить зеленые кусочки  снизу на картон – это лужайка; приклеить голубые кусочки бумаги  на верхнюю часть картона –  это небо.

3. Смять желтый лист бумаги, придавая  ему округлую форму – это  туловище цыпленка. Приклеить цыпленка  на картон.

4. Из белых и голубых квадратиков  вырезать и приклеить глазки.

5. Из оранжевого квадратика вырезать  и приклеить клювик.

6. Нарисовать фломастером лапки  цыпленку.

7. намазать клеем лужайку и  посыпать на клей пшена, стряхнуть  остатки пшена.

III. Итоговая часть.

Воспитатель хвалит ребят за их аппликации.

 

 

 

 

Занятие  7. «Ёлочка» (коллективная работа)

Цели занятия: учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки; продолжать учить элементам торцевания: накручивать бумажные квадратики и приклеивать на силуэт елочки; создание коллективной композиции из гофрированной бумаги; вовлекать детей в совместное сотворчество с педагогом; развивать чувство цвета и ритма; разнообразить технику наклеивания: обмакивать в клей и прикреплять к фону в определенном месте.

Методы и приемы: сюрпризный момент, показ способа изображения, объяснение задания, наблюдение за детьми.

Материал: конусы из картона, гофрированная бумага квадраты со стороной 1 см. (зеленого цвета), клей в розетках, маленькая нарядная елочка, новогодние игрушки.

Ход занятия: « К нам в гости сегодня пришла елочка (воспитатель берет елочку и ставит на стол)».

«Здравствуй, наша елочка

Приходи скорей,

Покажи иголочки

Для наших малышей!»

Дети  разглядывают елочку, трогают руками ее веточки – иголочки. Беседа с детьми о елочке. Воспитатель  достает коробочку с игрушками и вместе с детьми украшает ёлочку.

Воспитатель: « Давайте смастерим елочку в подарок зверятам в лес?»

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность (показывает конус), предлагает сделать елочку пушистой и красивой. Обращает внимание на гофрированную бумагу зеленого цвета. Уточняет и показывает, как нужно закручивать бумагу и как приклеивать ее к конусу. По ходу совместной работы воспитатель подсказывает и помогает детям.

В конце занятия воспитатель благодарит всех детей за прекрасную работу. Готовую работу поставить на стенд, дети любуются ею, рассказывают о своих впечатлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 8 «Снеговик охраняет сугробы»

Программное содержание:

Закреплять знания детей о круглой форме, о различи предметов по величине.

Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине.

Воспитывать аккуратность.

Оборудование: надувной Снеговик, иллюстрации времен года «Зима», «Зимние забавы», карточки с последовательностью изготовления снеговика, салфетки, клей, баночки для клея, кисточки. Листочки с нарисованными сугробами формата А4, заготовки деталей снеговика на каждого ребёнка, д/игра «Забавные превращения Верёвочки», ноутбук, диск.

Предварительная работа: Беседа о «Временах года», «Зимние забавы», лепка и рисование снеговика, наблюдения на прогулке, Дидактическая игра «Весёлая мозаика», «Назови фигуру» «Найди различия между двумя снеговиками». 

 

Воспитатель: - Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Холодно, снег ….

Воспитатель: А что зимой на улице делают дети?

Дети: Играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговиков.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости тоже пришёл гость, но вы должны отгадать кто это.

Меня не растили- из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодный, большой, кто я такой?

- Но с ним случилась беда. В нашей группе тепло и он  растаял, а Снеговик любит холод.

- Давайте мы сейчас подуем  сильно сильно, чтобы в группе стало холодно, и он снова оживёт.

(Дети дуют.)

Воспитатель: Ребята скажите какого цвета Снеговик?

Дети: Белого.

Воспитатель: Что у него одето на голове?

Дети: Шапка.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Чёрного.

Воспитатель: А что ещё одето на нём?

Дети: Шарф, рукавички.

Воспитатель: Какого цвета шарф?

Дети: Полосатый, в красную и зелёную полоски.

Воспитатель: Какого цвета варежки?

Дети: Синего.

Воспитатель: Наш Снеговик какой? Весёлый или грустный?

Дети: Весёлый.

Воспитатель: Ребята, давайте мы нарисуем портрет нашего гостя ниточкой.

Д/игра «Забавные превращения Верёвочки».

Воспитатель: Молодцы ребятки, посмотрите как красиво получилось, Снеговику понравился портрет.

Физкультминутка

Лепим мы снеговика из пушистого снежка (дети "лепят снежки"). 
Вот скатали первый ком 
Вот такой большущий он. 
Ком второй чуть-чуть поменьше, 
Третий это голова (выполняют круговые движения руками), 
Шляпа будет из ведра (руки поднимают вверх). 
Нос - морковь, а глаза (руки вперед, в стороны) -  
Два веселых огонька. 
Все готов наш снеговик (улыбаемся) 
У него довольный вид. 
Тот смеется до ушей, 
Веселит он малышей (прыжки на двух ногах).

Воспитатель: Ребята нашему гостю скучно одному. Он просит сделать ему друзей, таких же снеговиков как он. Поможем ему?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите какого я сделала снеговика.

Скажите из каких фигур я его сделала?

Дети: Из кружков.

Воспитатель: Сколько кружков?

Дети: Много.

Покажите мне самый большой кружок, поменьше, маленький.

Показ приёмов наклеивания.

Дети выполняют задание.

Итог: Воспитатель размещает снеговиков на выставку и рассматривают с ребятами.

Молодцы ребятки. Вы все очень постарались и посмотрите, каких красивых сделали снеговиков. Теперь нашему гостю не будет скучно, ведь у него сколько много появилось друзей.

Снеговик говорит вам большое спасибо и прощается с нами, ему пора домой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 9 «Клубничная поляна»

Программные задачи.

Знакомить детей с техникой выполнения объемного изображения, развивать мелкую моторику рук, координацию движений, чувство цвета и формы; воспитывать интерес к познанию природы.

Оборудование и материалы.

Плотный светло-салатовый картон для фона, нарезанные квадраты красных салфеток (4х4 см), желтые, зеленые салфетки, клей ПВА, кисти клеевые (щетина № 3), клеенки, салфетки тканевые.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, какие ягоды поспевают у нас на даче, в саду в начале лета? (Клубника, малина, земляника, смородина.) Ягоды эти не только вкусные, но и очень красивые. Посмотрите!

(Показ картинок или фотографий.)

А теперь отгадайте загадку:

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.                                          

(Земляника.)

Давайте мы сегодня сделаем ягоду-клубничку из цветных салфеток! Посмотрите, у вас на столах лежат листы картона с нарисованными контурами ягодки. Чтобы изображение клубнички получилось объемным и красивым, нужно нанести клей внутри контура ягоды, взять кусочки салфетки, смять пальцами неплотные комочки и приклеивать их плотно друг к другу, вначале по краю контура, затем заполняя середину. Из желтых салфеток скрутить маленькие жгутики, наклеить их в шахматном порядке по всей клубничке. Когда ягодка будет готова, взять зеленую салфетку, оторвать небольшие кусочки и приклеить их сверху, не сминая – это будут наши листики. Можно сделать по-другому – вырезать из зеленой бумаги круг, затем по краю сделать зубчики, присобрать середину и наклеить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 10 «Плывет кораблик»

Цели занятия: познакомить детей с понятием «морской пейзаж»; закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали; воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего изображения, развивать творчество.

Методы и приемы: использование художественного слова, показ иллюстраций с изображением разных кораблей, объяснение задания, показ способов изображения.

Материал: цветная бумага для вырезывания, лист голубой бумаги для коллективной композиции, иллюстрации, изображающие разные корабли ножницы, клей, кисть клеевая, салфетка, клеенки (на каждого ребенка).

Ход занятия.  Загадывание загадок:

«Ходит город-великан

На работу в океан.    (Корабль)

«Какие красавцы  
Всегда и везде  
На суше родятся –  
Живут на воде?»    (Корабль)

Рассматривание иллюстраций с морским пейзажем.

Предложить детям вырезать из бумаги, сложенной вдвое, красивые кораблики.  Показ способов вырезания и составления кораблика. Изображение украсить солнышко.

Показать несколько образцов разных по форме корабликов. Педагог поощряет самостоятельность детей при подборе цвета бумаги, красивом расположении изображения на листе.

Готовые работы разместить на стенде и посмотреть, какие они получились красивые. Прочитать детям стихотворение  Г. Кротова «Большие корабли»

«Я читал сегодня книгу, 
Про большие корабли. 
Как плывут они по морю, 
Словно белые киты.  
Поеду я к морю, 
Поеду я к морю. 
Где пальмы и жёлтый песок. 
Поеду я к морю, 
Поеду я к морю. 
Где белый корабль плывёт. 
Там в порту с огромной трубкой, 
Ходит важно капитан. 
А у самого причала, 
Грузит груз почтовый кран.  
У синего моря, 
У синего моря, 
Где пальмы и жёлтый песок. 
У синего моря, 
У синего моря, 
Где белый корабль плывёт.  
Но места красивей дома. 
Всё равно мне не найти. 
Покажу я маме книгу, 
Про большие корабли.  
Где синее море, 
Где синее море, 
Где пальмы и жёлтый песок. 
Где синее море, 
Где синее море, 
Где белый корабль плывёт.»

Занятие 11 «Дружные котята во дворе»

Программные задачи:

1. Закрепить знания детей  о геометрических фигурах (круг, треугольник, овал), о цвете.

2. Упражнять детей в  составлении изображения из геометрических  фигур.

3. Продолжать учить детей  использовать нетрадиционный вид  аппликации – торцевание.

4. Развивать диалогическую  речь, активизировать словарь.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации