Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.»
Занятие 2. «ГРИБЫ».
Программные задачи.
Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, большой гриб располагать посередине, два одинаковых маленьких слева и справа от него; познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек, упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета.
Материал.
У воспитателя образец — аппликационная
композиция из трех грибов: одного большого
и двух одинаковых маленьких;
для показа приемов парного вырезывания
к ножек одинаковых грибов; по два-три
квадратика оранжевого и коричневого
цвета разных оттенков; две-три картонные
улитки. У детей листы тонированной бумаги
величиной в 1/2 альбомного листа; исходные
формы для вырезания грибов: для большого
гриба прямоугольники размера 7 х 3,5 см
(шляпка) и 6х4 см (ножка), для двух маленьких
грибков прямоугольники размерами 6х6
см (для двух шляпок), (для двух ножек); полоска
для травы 21х2 см зеленого цвета, клей,
кисточки для клея, ножницы.
Примечание. Для каждой аппликационной
работы у всех грибов одинаковый цвет
ножек и цвет шляпок. Одни дети получают
исходные формы для шляпок темно-красные,
для ножек серые, другие дети соответственно
— коричневые и белые,
третьи — оранжевые и желтые и т.д.
Ход занятия.
Педагог рассказывает:
— В лесу растут грибы с разными по цвету ножками и шляпками. Я нашла грибок, у которого одна часть была такого цвета (показывает коричневый квадратик), а другая такого (показывает белый квадратик). Угадайте, какого цвета была шляпка грибка и какого — ножка. (Такое же упражнение провести с темно-красным и серым квадратиками.)
— В лесу часто можно встретить вместе несколько белых грибов или несколько подосиновиков. Среди них одни побольше, другие поменьше. Их называют семейством грибов. Посмотри те на эту аппликацию (показывает образец). На ней изображено семейство грибов. Скажите, как расположены грибы на траве?
(В середине растет большой гриб, слева и справа от него маленькие.) Посмотрите на два маленьких грибка. Отличаются ли они чем-нибудь друг от друга? (Нет.) Да, эти грибы совершенно одинаковые. Шляпки и ножки у них одинаковые по цвету, форме и величине. А как можно вырезать два совсем одинаковых грибка?
Педагог не спешит отвечать
за детей — дает им возможность догадаться,
что идентичности можно добиться, если
сразу вы. резать две шляпки и две ножки.
Подтверждает ответы детей, что если сразу
вырезать две ножки и две шляпки, то они
будут одинаковыми. Для этого нужно сложить
бумагу пополам и сразу вырезать пару
шляпок и пару ножек.
Педагог показывает приемы вырезывания
двух шляпок и двух ножек из листа бумаги,
сложенного вдвое. При показе поясняет,
что вырезать шляпку гриба нужно начинать
с нижнего уголка, вести закругленный
плавный разрез до второго нижнего уголка,
используя всю поверхность заготовки.
Две ножки гриба тоже вырезают из листа
бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезывание
называют парным
Говорит, что на подосиновиках
у детей лежат четыре прямоугольника:
два для ножки и шляпки большого гриба
и два для ножек и шляпок маленьких грибков.
Предлагает детям отложить в сторону исходные
формы для большого гриба и сложить пополам
прямоугольники для парного вырезывания
маленьких грибков. Спрашивает, как называется
способ вырезывания двух одинаковых предметов
из листа бумаги, сложенного вдвое (парный).
В ходе занятия надо следить, чтобы дети
использовали всю поверхность исходной
формы, чтобы при закругленном разрезе
левая рука с заготовкой плавно поворачивалась
навстречу руке с ножницами.
В конце занятия педагог выставляет детские
работы на стенд или полочки доски. Предлагает
детям посмотреть, на всех ли аппликациях
маленькие грибки вырезаны парным способом.
Проводит указкой по детским работам в
верхнем ряду, потом — по работам нижнем
ряду.
Организуется игра. Педагог вызывает трех детей к стенду, дает одному красные квадратики разных оттенков, другому коричневые квадратики, третьему — оранжевые. Они должны найти и назвать такой же цвет и оттенок шляпок у грибов на аппликациях. Ребенок ставит квадратик на аппликацию, где шляпки грибов такого же цвета и оттенка, или с помощью воспитателя прикрепляет квадратик скрепкой и поясняет: «Квадратик и шляпки грибов светло-коричневые, оранжевые, коричневые, темно-красные и т.д.). Затем воспитатель говорит: «Дети, вы, наверное, знаете, что люди, лоси, белки и улитки любят грибы, Я сейчас прикреплю улиток возле нескольких грибов, а вы попробуйте догадаться, почему я возле этих грибов поместила улиток.. Прикрепляет улиток возле грибов с неровной поверхностью шляпок. Когда дети догадаются, подтверждает, что у этих грибов улитки проели шляпки. Спрашивает, есть ли грибы, которые улитки не трогали. Просит показать их. Это грибы с плавно закругленными шляпками.
Занятие 4. Картина "Гриб под дубом"
Цель Развитие моторики рук.
Научить делать аппликацию из природного материала.
Развитие творческой фантазии, воспитание трудолюбия.
Чтение отрывка из сказки В Сутеева Под грибом.
Рассмотрения картинок с грибами.
1 Подготовить материал:
-основу картон (упаковочный)
-цветную бумагу для фона (синего и зеленого цвета)
-основу дерева (вырезав из упаковочного картона так, как дети маленькие)
-основу гриба (дети могут вырезать нарисованную заготовку сами)
-сухие листья с разных
-рамка для картины.
2 На основу наклеиваем детали фона:
- небо- синий лист цветной бумаги,
-траву- зеленый лист цветной бумаги.
3 На основу гриба наносим клей тонким слое и наклеиваем кусочки сухих листья разных оттенков (шляпка используем листья темных тонов, ножка- листья светлых тонов)
4 На основу наклеиваем заготовку дерево.
5 Под дерево приклеиваем наш грибок.
6 На веточки дерева приклеиваем сухие листочки дуба.
7 Оформляем полянку листочками похожими на небольшие кустики.
8 На картину наклеиваем рамку (заранее сделанную из картона и обклеенную креповой бумагой)
9 Сушим под прессом.
Пальчиковая гимнастика1 Подготовить материал:
-основу картон (упаковочный)
-цветную бумагу для фона (синего и зеленого цвета)
-основу дерева (вырезав из упаковочного картона так. как дети маленькие)
-основу гриба (дети могут вырезать нарисованную заготовку сами)
-сухие листья с разных
-рамка для картины.
2 На основу наклеиваем детали фона:
- небо- синий лист цветной бумаги,
-траву- зеленый лист цветной бумаги.
3 На основу гриба наносим клей тонким слое и наклеиваем кусочки сухих листья разных оттенков (шляпка используем листья темных тонов, ножка- листья светлых тонов)
4 На основу наклеиваем заготовку дерево.
5 Под дерево приклеиваем наш грибок.
6 На веточки дерева приклеиваем сухие листочки дуба.
7 Оформляем полянку листочками похожими на небольшие кустики.
8 На картину наклеиваем рамку (заранее сделанную из картона и обклеенную креповой бумагой)
9 Сушим под прессом.
Пальчиковая гимнастика «Грибок»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел!
В конце занятия рассмотрения картины.
Беседа о работе над картиной.
Занятие 5. Бабочки на осенней
полянке.
Цели: закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещая уголки; развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать; воспитывать интерес к насекомым.
-Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Кто это? /Бабочка/
-А что это за звук? /Кто-то плачет/
-Ой, ребята, да это бабочка-красавица! А почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?
Бабочка: Я хочу вам рассказать об одной истории. Недавно у меня было очень много подруг, мы с ними любили перелетать с одного цветка на другой и переносили пыльцу. Но однажды на луг пришли дети и всех моих подруг переловили сачками. Теперь я осталась совсем одна и мне очень грустно. /Бабочка заплакала/
-Ребята, вам жалко бабочку? /Да/
-Скажите, можно ловить бабочек? /Нет, надо ими любоваться/
-А как мы можем помочь ей? / Сделаем подружек/
-Давайте рассмотрим бабочек, подходите все сюда!
Обсуждение этапов работы:
1. Складываем квадрат пополам, прикладываем
к линии сгиба трафарет
2. Вырезаем листик для украшения полянки.
3. Украшаем бабочку, срезаем у квадратов уголки, приклеиваем.
Предлагаю вам взять своих бабочек и «порхать» на нашей полянке. Дети танцуют под музыку П. И. Чайковского, кружатся, дуют на них.
А теперь приклеиваем листочки и бабочки.
Занятие 6 Цыпленок на лужайке.
Цель: развивать фантазию и мелкую моторику рук посредством выполнения аппликации.
Задачи:
образовательные: научить делать аппликацию «Цыпленок на лужайке» методом смятия бумаги и в обрывной технике;
*учить создавать сюжетную
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к природе:
Развивающие: развивать фантазию, воображение;
развивать мелкую моторику.
Материалы и оборудование: образец аппликации; игрушка «цыпленок»; белый картон; желтая, синяя, зеленая бумага; квадратики белой, голубой и оранжевой бумаги для глазок и клювика.
Предварительная подготовка: изготовить образец аппликации.
Содержание занятия.
I. Вводная часть.
Ребята вместе с воспитателем сидят кружком на стульчиках.
Воспитатель приветствует ребят, затем предлагает отгадать загадку:
Весь он золотистый,
Мягкий и пушистый.
Он у курицы - ребёнок,
А зовут его.
(цыпленок)
Воспитатель показывает игрушку цыпленка ребятам и предлагает им познакомиться с цыпленком: по очереди передавая игрушку, называть свое имя и говорить что-нибудь хорошее и ласковое цыпленку, например: «Меня зовут Катя, а цыпленок очень пушистый и красивый».
II. Основная часть.
Воспитатель предлагает ребятам сесть за столы и сделать аппликацию цыпленка на лужайке.
Этапы работы:
1. Разорвать на небольшие
2. Приклеить зеленые кусочки
снизу на картон – это лужайка;
приклеить голубые кусочки
3. Смять желтый лист бумаги, придавая ему округлую форму – это туловище цыпленка. Приклеить цыпленка на картон.
4. Из белых и голубых
5. Из оранжевого квадратика
6. Нарисовать фломастером лапки цыпленку.
7. намазать клеем лужайку и посыпать на клей пшена, стряхнуть остатки пшена.
III. Итоговая часть.
Воспитатель хвалит ребят за их аппликации.
Занятие 7. «Ёлочка» (коллективная работа)
Цели занятия: учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки; продолжать учить элементам торцевания: накручивать бумажные квадратики и приклеивать на силуэт елочки; создание коллективной композиции из гофрированной бумаги; вовлекать детей в совместное сотворчество с педагогом; развивать чувство цвета и ритма; разнообразить технику наклеивания: обмакивать в клей и прикреплять к фону в определенном месте.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ способа изображения, объяснение задания, наблюдение за детьми.
Материал: конусы из картона, гофрированная бумага квадраты со стороной 1 см. (зеленого цвета), клей в розетках, маленькая нарядная елочка, новогодние игрушки.
Ход занятия: « К нам в гости сегодня пришла елочка (воспитатель берет елочку и ставит на стол)».
«Здравствуй, наша елочка
Приходи скорей,
Покажи иголочки
Для наших малышей!»
Дети разглядывают елочку, трогают руками ее веточки – иголочки. Беседа с детьми о елочке. Воспитатель достает коробочку с игрушками и вместе с детьми украшает ёлочку.
Воспитатель: « Давайте смастерим елочку в подарок зверятам в лес?»
Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность (показывает конус), предлагает сделать елочку пушистой и красивой. Обращает внимание на гофрированную бумагу зеленого цвета. Уточняет и показывает, как нужно закручивать бумагу и как приклеивать ее к конусу. По ходу совместной работы воспитатель подсказывает и помогает детям.
В конце занятия воспитатель благодарит всех детей за прекрасную работу. Готовую работу поставить на стенд, дети любуются ею, рассказывают о своих впечатлениях.