Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

диплом сюзанна.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

Такая последовательность обучения в соответствии с программными требованиями нашла наглядное выражение в альбоме для воспитателей детских садов, созданном В.И. Паллон в соавторстве с Л.Г. Суховской, - «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.). Пособия и альбомы по аппликации постепенно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеиванию готовых работ (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных частей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и силуэтного вырезания (старшая и подготовительная к школе группа).

Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И.Л. Гусаровой  «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания.

В 1960-е гг. под ее руководством были выполнены два исследования также в области аппликации: З.А. Богатеевой [5] о формировании декоративно-орнаментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста и Е.С. Рогалевой по вопросу сенсорных основ изобразительной деятельности детей 6-7 лет на материале декоративных аппликационных работ. В помощь практическим работникам были разработаны наглядные пособия — альбомы по аппликации для всех возрастных групп.

Большие успехи в развитии дошкольной педагогики, детской психологии и методики изобразительной деятельности привели к созданию более совершенного документа для практики дошкольного воспитания. В 1962 г. была издана «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой [62], в которой раздел изобразительной деятельности был разработан с научных позиций. В программе четко определены задачи для каждой возрастной группы по развитию художественных способностей у каждого ребенка.

Тем не менее, современное качество дошкольного образования предъявляет требования не столько к овладению выпускником ДОУ знаниями, умениями и навыками, сколько к освоению им позиции субъекта собственной деятельности.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется разнообразием педагогических услуг.

Т.И. Ерофеева [75, 115- 130] отмечает, что появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, вместе с тем ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Эстетическому развитию в процессе изобразительной деятельности уделено большое внимание в программах «Развитие», «Истоки», «Детство». Однако, авторы программы «Развитие» в содержание раздела изобразительная деятельность предполагают работу с детьми по аппликации проводить в свободное от занятий время. Данный вид деятельности авторами программы не раскрыт. Развитие технологических навыков у старших дошкольников в процессе изготовления выпуклых аппликаций из бумаги авторы программы «Истоки» также не раскрывают.

Интерес в контексте рассматриваемой в данной работе проблемы представляет программа «Детство» [27], которая не только предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни, но и достаточно полно обеспечена методическими пособиями.

Программа «Детство» предусмотрено развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого и эмоционального отношения к выполнению аппликационных работ. Требуется «Способствовать развитию у детей творческой самостоятельности при подборе материала, в выборе техники выполнения аппликации, в использовании цветового богатства, композиции» [27].

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь «... выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластинка формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция)» [27].

Программой определено, что в результате организации педагогической работы к концу старшего дошкольного возраста у ребенка должны быть развиты:

      1. Механизмы сенсомоторного восприятия и воспроизведения.
      2. Сенсомоторные координации.
      3. Зрительно-пространственная ориентация в микропространстве, глазомер, чувство симметрии.
      4. Способность к воображению, творческие способности.

Особое внимание уделяется овладению детьми технологическими навыками и приемами художественно-творческих видов деятельности, а также  вопросам образца и сенсомоторного воспроизведения.

Для эффективного развития технологических навыков у  старших дошкольников в процессе изготовления аппликаций рекомендуется использование различных методов и приемов: наглядных, словесных, практических и игровых.

Среди литературы по рассматриваемой теме, нас заинтересовала  методика обучения изобразительной деятельности Г.Г. Григорьевой [23]. В ней наряду с другими методами, особое место в руководстве изготовлением аппликаций занимают игровые приемы.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно игру можно использовать как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка. Поэтому при обучении детей аппликации важно использовать игровые приемы. «Игровые приемы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем остановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей» [23, 61].

Помимо  игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Т.С. Комарова [45, 65-67] относит репродуктивный, информационно-рецептивный и исследовательский методы. Их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.

Информационно-рецептивный метод иногда называют объяснительно-иллюстративный. На занятиях по аппликации особо следует выделить организацию обследования предметов, предполагаемых для изображения. Форма, цвет, строение, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы, сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как величина, объемная форма,  качество поверхности материала (гладкость,  шероховатость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Репродуктивный метод применяется на самых разных этапах обучения. Для того чтобы знания стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в технологические навыки и умения, нужно организовывать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определенными технологическими навыками, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности.

 

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок [7].

Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приемы для того, чтобы повысить его эффективность. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. В связи с этим в обучении используются методы, помогающие организации практической деятельности детей, способствующие усвоению ими новых знаний, овладению умениями и технологическими навыками.

Как правило, на каждом на занятии воспитатель использует сочетание приемов. Целенаправленно выбирая приемы и методы обучения детей на занятиях, воспитатель обеспечивает более высокое качество знаний, навыков и умений.

Воспитанники различаются по знаниям, мотивации, поведению. Один ребёнок успевает полностью освоить технологический процесс за одно занятие, а другой только за несколько занятий достигает того же уровня. У одного есть природное чувство гармонии, поэтому он самостоятельно может оформить изделие, проявить фантазию, а другой с помощью педагога по определенной заданной схеме. В связи с этим методисты указывают, что педагогические технологии должны быть гибкими, индивидуально-ориентированными [41, 15-20].

Таким образом, на основе анализа искусствоведческой, педагогической, психологической и пр. литературы мы можем сделать вывод о том, что одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное искусство. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительности дошкольника. В тоже время, в большинстве исследований педагогов и методистов по вопросам развития творчества средствами изобразительной деятельности рассмотрено рисование. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации уделено недостаточное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста

 

Аппликация (от латинского applicatio – накладывание) — это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон [20]. В аппликации употребляются самые различные материалы: бумага, кожа, сукно, войлок, береста, соломка, ткань, мех. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. 
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления). 
Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.

Иногда вырезанные части приклеивают к фону не полностью, и тогда аппликация получается частично объемной. Например, у цветка лепесточки  прикрепляются только у середины, а концы его отходят от фона. Это придает особую выразительность изображению. Легкость и простота исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Дети могут  использовать как готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творчества у детей.

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к овладению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями,  способами расположения, цветом, принципами создания узора.

Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры флажки, билеты, и т. д., учатся пользоваться ножницами). В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное). Дошкольники могут вырезать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.

Аппликация содержит большие возможности для развития воображения, фантазии,  творчества у детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний. 
Навыки, полученные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, таких как  в конструировании, при изготовлении теневого театра, одежды для кукол, елочных игрушек.

Для аппликационных работ используют цветную и белую бумагу различных сортов. Для фона лучше использовать более плотную бумагу — белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь. Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. Если нужных оттенков цвета нет, бумагу можно окрасить. Эту работу лучше проводить не со всей группой, а с несколькими ребятами вне занятий.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации