Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
Для старших дошкольников используются формы различных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Основные задачи
обучения аппликации следующие:
- различать геометрические формы, знать
их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник,
треугольник, ромб);
- знакомить с
основными, дополнительными цветами и
их оттенками, овладевая умением составлять
гармоничные сочетания;
- знать величины и количество: большие,
маленькие формы; одна форма больше (меньше)
другой, одна, несколько, много форм;
- развивать композиционные умения: ритмично
располагать одинаковые формы в ряд или
чередовать две или несколько форм; строить
изображение в зависимости от формы листа
— на полосе, квадрате, прямоугольнике,
круге;
- составлять изображение предмета из
отдельных частей;
- располагать предметы в сюжетной
аппликации.
Согласно программным требованиям в старшей группе детского сада решаются следующие задачи:[11, 56]
- развивать умение
вырезывать, пользуясь разнообразными
приемами: по прямой в разных направлениях,
с закруглениями, из бумаги, сложенной
вдвое;
- развивать умение составлять предмет
из нескольких частей и компоновать узоры
на круге, квадрате, прямоугольнике из
геометрических и растительных форм;
- использовать новые цвета (оранжевый,
фиолетовый) и различные светлые и темные
оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), необходимо проводить анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Поскольку мелкие детали дети этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения изображения на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец можно заменить натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а зимний домик или сказочный дом).
В старшей, а затем и в подготовительной группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, для того чтобы показать возможность различных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Клоуна из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Клоуна может быть разной формы, цветов, в руках у него могут быть разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одинаковых элементов используют бумагу в форме квадрата, круга, полосы и т. д. Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно
для детей этого возраста вырезывание
симметричных форм из бумаги, сложенной
вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого
приема требует развитого восприятия
и аналитического мышления, в частности,
умения расчленить предмет на две половины
и вырезывать.
И. Л. Гусарова рекомендовала при первом
ознакомлении детей с этим приемом вырезать
формы по заранее нарисованному контуру
по согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок
не может себе представить, что в результате
у него получится матрешка или неваляшка.
Когда дети понимают, что нарисованный
контур изображает только половину предмета,
они смогут вырезывать на глаз, пользуясь
объяснением и показом воспитателя .
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Цветы на лугу», «Аквариум с рыбками», «Город») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне. Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.
Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Бабочки на цветочной поляне») дошкольники объединяются в подгруппы по 4—5 человек. Фризовые композиции («Город», «Кораблики в море») выполняют всей группой.
Новым в программном материале в подготовительной группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения. При анализе натуры обращается внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить детям сделать то же самое. Обводить предмет следует начинать с той части, с которой затем начнется вырезывание.
Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (иглы у ежа, плавники у рыбок и т. п.). Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (плавник и хвост у рыбы, иглы и ножки ежа).
В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора. В альбоме «Аппликация в детском саду» Л. Г. Суховской и В. А. Паллона приводится набор таких форм.
Дети подготовительной
группы знакомятся с более сложными приемами
вырезывания из сложенной бумаги. Вначале
закрепляются умения, полученные ими в
старшей группе при вырезывании форм из
бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий
предлагают более сложные симметричные
формы — животных, людей, елку. При
подготовке формы елки для аппликации
следует показать, как сохранить ее конусообразное
строение: согнутый пополам прямоугольник
разрезают по диагонали, а затем у полученного
треугольника, также согнутого пополам,
по краю вырезывают ветки. Такой прием
можно применять лишь в подготовительной
группе, так как шестилетние дети могут
идти в построении изображения от общего
к частному и от частного снова к общему.
Более сложный прием вырезывания — из
бумаги, сложенной в несколько раз, применяют
при выполнении цветов, салфеточек, снежинок.
Воспитатель показывает, как следует сложить
бумажный листок в форме квадрата несколько
раз (3—4), как затем вырезать в зависимости
от контура создаваемого предмета одну
или несколько частей, расположенных вокруг
центра (угол сложенного квадрата). При
развертывании вырезанная деталь повторится
6—8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут
использовать этот прием самостоятельно
при декоративных работах. Образец в этой группе используют не
для копирования, а для выяснения поставленной
задачи. Поэтому он может не давать законченное
изображение, а иметь вид схемы. Например,
при выполнении декоративной аппликации
на образце отмечают условными знаками
места расположения элементов узора. Дети,
пользуясь такой схемой, составляют узор,
подбирая элементы по своему желанию.
В подготовительной группе продолжаются
занятия сюжетной аппликацией. Новое для
детей — это соблюдение последовательности
в расположении и наклеивании форм. В отличие
от рисунка, где последовательность пространственного
расположения предметов может быть различной,
в аппликации последовательность расположения
и наклеивания форм всегда является строго
определенной: сначала общий фон (небо,
земля), затем предметы дальнего плана,
среднего и переднего планов.
Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга и поэтому будут видны частично. Образец в данном случае применяется только для объяснения приема, а выполнение работы проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений, знаний.
Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, при этом дошкольники без помощи воспитателя распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря», «Пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, - золотою», «Перед ним изба со светелкой, с кирпичною, беленою трубой, с дубовыми, тесовыми вороты» и др.
Распределение
сюжетов между группами проводит воспитатель,
ребята же самостоятельно решают, кто
будет вырезывать и украшать рыбку, кто
— облака и звезды, кто — избу, кто — волны
и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены
на листе, ребята решают, в каком порядке
следует их наклеивать. Совместно дети
прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают
их клеем, другие помещают на место, третьи
прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная
работа ценна тем, что она, с одной стороны,
воспитывает чувства коллективизма, товарищества,
а с другой — способствует формированию
умения планировать и заранее продумывать
весь ход работы.
В старших группах ребята самостоятельно
вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают
их. Дети 6—7 лет могут предварительно
сделать эскиз будущей работы (нарисовать
несложный сюжет простым карандашом),
подготовить соответственно эскизу детали
для аппликации.
Таким образом, можно сделать вывод о том что, аппликационная деятельность дошкольников направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение. В свою очередь, развитие этих психических процессов позволяет овладеть теми знаниями, на основе которых у дошкольников формируются художественно-творческие способности.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду». [62]
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (аппликация, лепка, конструирование, рисование), то выделяют методы:
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения:
В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:
Словесный метод включает в себя:
Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
Упражнения в обучении детей дошкольного возраста должны иметь место во всех возрастных группах детского сада. Однако форма их проведения и содержание должны меняться в зависимости от возраста [44,13].
Эвристический (или частично-поисковый) метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.