Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
В заключении был проведен третий этап эксперимента — контрольный. Для выявления эффективности, проведённых занятий необходимо было сравнить знания, умения и навыки детей на начальном и конечном этапах экспериментального исследования.
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста по средствам аппликации после проведения серии занятий в ходе формирующего эксперимента.
На данном этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:
1. подтвердить
правильность выбранных
На третьем этапе нашего эксперимента было проведено занятие «Улитки в траве».
Программные
задачи: учить мастерить объемные аппликации
из бумажных спиралей. Совершенствовать
технику работы с ножницами; развивать
воображение, память, творческие способности,
глазомер. Воспитывать усидчивость, развивать
мелкую моторику рук.
Предварительная работа: чтение сказки
В. Берестова «Как найти дорожку», В. Бианки
«Хвосты», заучивание наизусть стихотворения
Т. Собакина «Улитка», отрывка из «Кто
на себе свой дом носит?» Г. Ганейзер. Рассматривание
улиток на слайдах, на иллюстрациях в книгах.
Оборудование и материалы: подносики,
клееночки, клей ПВА, кисточки, цветной
картон форматаА4 по количеству детей,
ножницы; цветная бумага различных оттенков;
квадраты из цветной бумаги 4 см x 4 см для
ракушек улиток; вата; фломастеры; салфетки;
слайды с изображениями улиток.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
На себе свой дом таскает,
В дождик мало горя знает,
Ручек нет и ножек нет!
Вот и весь ее секрет.
Кто это?
Первый ребенок: Улитка.
Воспитатель: Правильно. А кто еще знает
загадки или стихи об улитке?
Второй ребенок: Я знаю поговорку: Улитка
едет – когда-то будет.
Третий ребенок:
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Четвертый ребенок: Стихотворение Т. Собакина
«Улитка»:
Хочет в сад попасть улитка,
Но мешает ей калитка.
Я открыть калитку рад –
Пусть ползет улитка в сад!
Полчаса держал калитку –
Поторапливал улитку!
Воспитатель хвалит детей. Показывает
слайд с изображением улитки. Говорит,
что сегодня дети будут делать объемную
аппликацию «Улитки в траве». Затем показывает
готовую работу с улитками.
Вопросы детям:
- Какие части тела есть у улитки?
Дети: У улитки есть раковина и тельце,
на тельце голова с рожками.
Воспитатель показывает этапы работ:
1. Из цветной бумаги вырезают туловища
большой и маленькой улиток, предварительно
нарисовав их на бумаге.
Из квадратов цветной бумаги вырезают круги, в них по контуру вырезают спирали на раковинах улиток.
Нарезают полоски зеленой бумаги (травка).
Раскладывают элементы улиток на листе картона; под раковины подкладывают округлые кусочки ваты, приклеивают все клеем, излишки клея снимают салфеткой.
На готовых улиток приклеивают глазки, ротики, можно их нарисовать фломастером; приклеивают травку, раздвигая полоски в стороны.
Воспитатель
по ходу занятия при необходимости помогает
детям; напоминает о технике безопасности
при работе с ножницами.
В конце занятия воспитатель предлагает
детям рассмотреть все работы, отмечает,
что все дети молодцы, хвалит всех детей
за выдумку, фантазию, самостоятельность.
Работа проходила творчески, эмоционально. Эта работа отразила не только умения и навыки детей, но и вместе с тем показало их фантазию и творческую активность.
Дети стремились сами придумать замысел, оригинально его изобразить и как можно интереснее раскрыть придуманное. Это свидетельствует о том, что мы смогли заинтересовать детей аппликацией.
Итоги занятия были занесены в таблицу №2 и диаграмму №2.
Таблица № 2.
№ |
Ф.И. ребенка |
Эмоциональный отклик |
Аккуратность |
Владение техническими умениями и навыками |
Проявление творчества, оригинальность работы |
Композиционные умения и навыки |
Способность к детализации |
Способность к передаче пропорций |
Общий балл |
Уровень |
1 |
Полина П |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
В |
2 |
Аня В. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
9 |
С |
3 |
Саша С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
В |
4 |
Егор С. |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
В |
5 |
Максим М. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
С |
6 |
Андрей Е. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
В |
7 |
Катя Ч. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
13 |
В |
8 |
Сережа Е. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
В |
9 |
Таня О. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
В |
10 |
Гор Э. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
13 |
В |
В- высокий уровень, С- средний уровень, Н — низкий уровень.
Диаграмма № 2.
Работы детей были проанализированы по выявленным критериям, в результате чего мы определили уровни сформированности навыка:
Сравнение результатов контрольного и констатирующего этапов экспериментального исследования показало, что дети приобрели достоточные знания по аппликации, научились творчески выполнять задания, применяя полученные знания.
Из полученных результатов видно, что уровень развития творчества значительно повысился, не осталось ни одной детской работы на низком уровне, что, безусловно, свидетельствует о продуктивности проделанной работы и говорит об эффективности выбранных педагогических условий, методов и приемов, используемых в нашей работе.
На основе полученных результатов были выявлены некоторые особенности развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации:
Анализируя работы детей, ощущается эффективность разработанных занятий. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал низкий уровень развития и проявления творчества. В ходе контрольного занятия стал заметен творческий подход, в работах детей появились значительные различия от результатов первого занятия. Проделанная работа оказала большое значение для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Результаты по выбранным нами критериям возросли, о чем свидетельствуют работы детей.
Таким образом, можно подчеркнуть, что при соблюдении выбранных нами педагогических условий (наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий, обучение детей технике аппликации из разных материалов, создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки, индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества, обогащение детского воображения через применение художественного слова, собственной эмоциональности педагога) занятия по аппликации могут способствовать развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы.
Развитие творчества у детей зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, особенностей развития (какое-либо нарушение психофизического развития), индивидуальных особенностей личности и от разработанности процесса обучения и воспитания.
Именно поэтому мы в своем исследовании учитывали следующие педагогические условия:
Для достижения цели исследования нами последовательно были решены поставленные задачи:
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. Именно в нем закладывается фундамент для формирования основ творческой личности. Теоретический анализ литературы по данному вопросу показал актуальность проблемы развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации и недостаточное внимание к ней в практике. Были выявлены некоторые особенности развития творчества у детей данного возраста средствами аппликации.
В экспериментальном исследовании участвовали 10 дошкольников в возрасте 5-6 лет в ДОУ. Исследовательская работа состояла из трех основных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что способности в аппликации детей находятся на низком уровне и необходимо специальное обучение.
Нами была разработана и апробирована серия экспериментальных занятий, направленных на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации, в ходе которых совершенствовались умения и навыки владения различными методами и приёмами работы с бумагой. Внедрение этих занятий в практику подтвердило наше предположение, что если систематически проводить занятия и учитывать выбранные нами педагогические условия, то возможно развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведенных занятий была выявлена положительная динамика развития творчества у детей экспериментальной группы.
В процессе исследования достигнута основная цель данной работы: выявить педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации. По результатам нашего исследования видно, что использование выбранных нами педагогических условий способствует развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствам аппликации.
В ходе проведения формирующего этапа эксперимента дети, принимавшие в нем участие, научились целенаправленно использовать средства выразительности, повысился художественный уровень детских работ.
Мы считаем, что разработанную серию занятий целесообразно применять в практической деятельности воспитателем в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Внедрение ее в процесс обучения в дошкольных учреждениях окажет благотворное влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы, видно, что наша гипотеза подтвердилась: проведение занятий по средствами аппликации может активизировать процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, при соблюдении выбранных нами педагогических условий. У детей повысился уровень развития творчества. Они стали охотно включаться в игровые ситуации, у них повысился интерес к аппликации.
Использование качественных художественных образцов, разнообразных материалов, художественного слова, сюрпризных моментов и игровых приемов способствовало повышению интереса детей к предлагаемым заданиям. Дети с удовольствием знакомились с различными способами аппликации, работы становились интереснее и оригинальнее.
В своей экспериментальной работе мы опирались на исследование таких психологов, ученых, педагогов, как Л.С. Выготский, В.А.Левин, М. Арнаудов, О.И.Никифорова, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Е.А. Флерина, Р.Г.Казакова и др.
Таким образом, в результате проведения с детьми старшего дошкольного возраста занятий по средствам аппликации происходит активное развитие творчества. Мы считаем целесообразным последующее изучение проблемы развития творчества у детей старшего дошкольного возраста не только средствами аппликации, но и в других видах изобразительной деятельности и художественного труда. Проведенное нами исследование может быть интересно воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам колледжа, как пособие по организации занятий по изобразительной деятельности.
Приложение
Занятие 1 «Теремок».
Задачи: