Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

диплом сюзанна.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

Только  три работы  содержат дополнительные детали, выделяющих аппликацию, придающих индивидуальность. В остальных работах не отражаются проявление творчества и самостоятельности, так как дети действовали по образу воспитателя.

Многие просили помощи у воспитателя, так как не хватало навыка пользования ножницами. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы.

Все выше перечисленное говорит о необходимости продолжать работу по обучению детей аппликации.

 

Результаты занятия, а значит и констатирующего эксперимента представлены в таблице №1 и диаграмме №1.

Таблица № 1.

Ф.И. ребенка

Эмоциональный отклик

Аккуратность

Владение техническими умениями и навыками

Проявление творчества, оригинальность работы

Композиционные умения и навыки

Способность к детализации

Общий балл

Уровень

1

Полина П

3

2

2

2

2

1

12

В

2

Аня В.

1

1

0

0

1

0

3

Н

3

Саша С.

2

1

1

0

1

0

5

С

4

Егор С.

1

0

1

0

1

0

3

Н

5

Максим М.

2

1

1

0

1

0

5

С

6

Андрей Е.

0

1

1

0

0

0

3

Н

7

Катя Ч.

0

2

2

0

1

1

6

С

8

Сережа Е.

1

0

1

1

1

1

5

С

9

Таня О.

2

1

1

0

1

0

4

Н

10

Гор Э.

0

0

0

1

1

0

2

Н


 

В- высокий уровень, С- средний уровень, Н — низкий уровень.

 

 

 

 

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что способности в аппликации детей находятся преимущественно на низком уровне. Это позволило сделать вывод о том, что владения различными методами и приёмами работы с бумагой  будут способствовать развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации.

Исходя из вышесказанного,  мной была разработана и проведена серия занятий,  направленная на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста по изображению пейзажа средствами аппликации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Педагогические условия  развития творчества у детей  старшего дошкольного возраста  в изображении пейзажа средствами аппликации

При организации творческих занятий, прежде всего нужно обратить внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы: педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.»

Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к нижнему уголку, чтобы рассмотреть игрушку. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности [3, с. 133].

Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых - ситуаций, игровых приемов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия аппликацией. Неуместно замечание детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает, эмоционально радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включение игровых приемов, сказочных эпизодов стихов, песен, предложений придумать что - то необычное, новое, свое, загадочное.

Повышение интереса к занятиям и созданию радостной творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям,- подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для игровой комнаты, атрибуты для игр и т.п [22, с. 49].

Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов, цветового и композиционного решения темы. Создания положительно настроя способствуют и уважительные бережные отношения воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно, как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.

Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращения к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающими или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.п.

Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по- другому. При работе с ними педагогу следует:

1. быть готовым  к тому, что они достаточно  медленно переключаются с одного  вида деятельности на другой - если с ними сначала побеседовали, а затем предложили что-то нарисовать (как это обычно делается на  занятиях) им потребуется определенное  время для того, чтобы перестроиться  на выполнение нового задания

2. не ждать  от них быстрого включения  в работу, выдерживать после вопроса  не менее 5-ти секундной паузы, уметь переформулировать задания, даже сократить его при необходимости

3. показывать  и доказывать свою заинтересованность, готовность помочь, стремиться достичь  вместе с ребенком хотя бы  небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит  основой для индивидуальной или  совместной творческой деятельности.

Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосфере занятия, нельзя забывать о его содержании: это главное, что побуждает ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, совместное эмоциональное переживание и т.д.

Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, позволили нам сформулировать цель на формирующем этапе.

Цель: развить творчество у детей  старшего  дошкольного возраста  на занятиях по изображению пейзажа средствам аппликации.

Были выявлены следующие задачи:

  • разработать и апробировать на практике серию занятий по средствам аппликации в изображении пейзажа для развития творчества у детей старшего дошкольного возраста;
  • выявить эффективные педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста  на  занятиях по аппликации;
  • развивать умение использовать различные средства выразительности.

При проведении занятий нами учитывались следующие педагогические условия:

  • наличие различного демонстрационного материала для проведения занятий;
  • обучение детей технике аппликации из разных материалов;
  • создание для детей благоприятной эмоциональной и психологической обстановки;
  • индивидуальный творческий подход к каждому ребенку, продукту его творчества;
  • обогащение детского воображения через применение художественного слова;
  • собственной эмоциональности педагога.

1.Наличие  различного демонстрационного материала  для проведения занятий. При проведении  занятий предполагается использование  как традиционных материалов  и оборудования (бумага, картон, кисти  и т. д.), так и нетрадиционных (вата, крупы и т. д.). Педагогу необходимо  заранее подготовить необходимые  материалы и оборудование для  занятия.

2. Обучение  детей технике аппликации из  разных материалов. Педагог должен  знакомить детей с различными  материалами и техникой аппликации  из них. Перед тем, как ребенок  приступит к выполнению задания, ему необходимо потренироваться  в способе изображения на отдельном  листе.

3. Создание  для детей благоприятной эмоциональной  и психологической обстановки. При  организации занятия педагогу  необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, игровые  ситуации, художественное слово, наглядный  материал.

4. Индивидуальный  творческий подход к каждому  ребенку, продукту его творчества. В ходе выполнения детьми задания  педагог должен способствовать  проявлению творчества и относиться  к детям и их работам с  уважением, учитывая индивидуальные  особенности каждого ребенка.

5. Обогащение  детского воображения через применение  художественного слова. Педагогу  необходимо развивать  у детей  воображение. В этом может помочь  использование художественного  слова (стихи, загадки, рассказы и  т. д.). 

6. Собственной  эмоциональности педагога. В ходе  всего занятия педагог должен  быть эмоционален, т. к. дети должны  видеть интерес взрослого к  предлагаемому заданию.

После проведенного занятия мы выяснили, что уровень развития творческих способностей у детей данной возрастной группы не высок, поэтому с детьми была проведена работа из серии  разработанных занятий по  аппликации, целью которых  являлось развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Были проведены следующие занятия (конспекты занятий в приложении):

Занятие  1. «Осенний клен»

Цели занятия: Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозайки; вызывать радость от результата.

Методы и приемы: использование художественного слова, беседа о осени, объяснение задания, анализ детских работ.

Материал:  лист 1\2  бумаги; полоски цветной бумаги;  клей; черный карандаш.

Ход занятия: Беседа об осени, загадывание загадок:

«Ягоды не сладость, зато глазу радость и садам украшенье, а друзьям угощенье.» (Рябина)

«У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви-только на макушке.» (Сосна)

«Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане.» (Береза)

«Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит.» (Ива)

«С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, шкурку тонкую сдирают.» (Липа)

«Не загадка это даже, сразу назовем, если только кто-то скажет - желуди на нем!» (Дуб)

«Очень густо он растет, незаметно он цветет, а когда проходит лето, мы едим его конфеты, не в бумажке, а в скорлупке – берегите, детки, зубки!» (Орех)

«Из деревьев ранним летом вдруг снежинки запорхают, но не радует нас это - мы от этого чихаем.» (Тополь)

«Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет.» (Клен)

Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем делать листья осеннего клена Посмотрите внимательно на свои столы на них лежат трафареты листа клена. Переведите его на лист картона. Затем показать прием обрывания бумаги короткими движениями пальцев и объяснить последовательность наклеивания предметов на листе бумаги. Заполнять нужно все промежутки.»

Детские работы помещают на стенд, и все вместе любуются красотой осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение: Е. Трутнева

«Утром мы во двор идем — 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят 
И летят… летят… летят…

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации