Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
Только три работы содержат дополнительные детали, выделяющих аппликацию, придающих индивидуальность. В остальных работах не отражаются проявление творчества и самостоятельности, так как дети действовали по образу воспитателя.
Многие просили помощи у воспитателя, так как не хватало навыка пользования ножницами. У детей прослеживается достаточно низкий уровень выполнения работы.
Все выше перечисленное говорит о необходимости продолжать работу по обучению детей аппликации.
Результаты занятия, а значит и констатирующего эксперимента представлены в таблице №1 и диаграмме №1.
Таблица № 1.
№ |
Ф.И. ребенка |
Эмоциональный отклик |
Аккуратность |
Владение техническими умениями и навыками |
Проявление творчества, оригинальность работы |
Композиционные умения и навыки |
Способность к детализации |
Общий балл |
Уровень |
1 |
Полина П |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
12 |
В |
2 |
Аня В. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Н |
3 |
Саша С. |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
С |
4 |
Егор С. |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
Н |
5 |
Максим М. |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
С |
6 |
Андрей Е. |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Н |
7 |
Катя Ч. |
0 |
2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
6 |
С |
8 |
Сережа Е. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
С |
9 |
Таня О. |
2 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Н |
10 |
Гор Э. |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Н |
В- высокий уровень, С- средний уровень, Н — низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что способности в аппликации детей находятся преимущественно на низком уровне. Это позволило сделать вывод о том, что владения различными методами и приёмами работы с бумагой будут способствовать развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации.
Исходя из вышесказанного, мной была разработана и проведена серия занятий, направленная на развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста по изображению пейзажа средствами аппликации.
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
При организации творческих занятий, прежде всего нужно обратить внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы: педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны.»
Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, поставленными по разному, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к нижнему уголку, чтобы рассмотреть игрушку. На таких занятиях не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос воспитателя: беседа должна быть живой, непосредственной, ибо установление различных формальных требований на занятиях изобразительной деятельностью противоречит художественно-творческому характеру самой деятельности [3, с. 133].
Весьма эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых - ситуаций, игровых приемов. Изобразительная деятельность своими корнями тесно связана с игрой. Поэтому, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более личностно значимыми для детей становятся занятия аппликацией. Неуместно замечание детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения и в момент его создания. Это отвлекает, снижает, эмоционально радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Поддерживать внимание можно включение игровых приемов, сказочных эпизодов стихов, песен, предложений придумать что - то необычное, новое, свое, загадочное.
Повышение интереса к занятиям и созданию радостной творческой обстановки помогает и общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям,- подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для игровой комнаты, атрибуты для игр и т.п [22, с. 49].
Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов, цветового и композиционного решения темы. Создания положительно настроя способствуют и уважительные бережные отношения воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, их широкое использование в жизни детского сада. Целесообразно, как можно чаще устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.
Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращения к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающими или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.п.
Часто в группе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по- другому. При работе с ними педагогу следует:
1. быть готовым
к тому, что они достаточно
медленно переключаются с
2. не ждать
от них быстрого включения
в работу, выдерживать после вопроса
не менее 5-ти секундной паузы,
уметь переформулировать
3. показывать
и доказывать свою
Но, говоря о внешних условиях, способствующих созданию креативной атмосфере занятия, нельзя забывать о его содержании: это главное, что побуждает ребенка к творчеству. Это может быть необычный поворот сюжета, совместное эмоциональное переживание и т.д.
Результаты, полученные нами на констатирующем этапе эксперимента, позволили нам сформулировать цель на формирующем этапе.
Цель: развить творчество у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изображению пейзажа средствам аппликации.
Были выявлены следующие задачи:
При проведении занятий нами учитывались следующие педагогические условия:
1.Наличие
различного демонстрационного
2. Обучение
детей технике аппликации из
разных материалов. Педагог должен
знакомить детей с различными
материалами и техникой
3. Создание
для детей благоприятной
4. Индивидуальный
творческий подход к каждому
ребенку, продукту его творчества.
В ходе выполнения детьми
5. Обогащение
детского воображения через
6. Собственной эмоциональности педагога. В ходе всего занятия педагог должен быть эмоционален, т. к. дети должны видеть интерес взрослого к предлагаемому заданию.
После проведенного занятия мы выяснили, что уровень развития творческих способностей у детей данной возрастной группы не высок, поэтому с детьми была проведена работа из серии разработанных занятий по аппликации, целью которых являлось развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Были проведены следующие занятия (конспекты занятий в приложении):
Занятие 1. «Осенний клен»
Цели занятия: Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозайки; вызывать радость от результата.
Методы и приемы: использование художественного слова, беседа о осени, объяснение задания, анализ детских работ.
Материал: лист 1\2 бумаги; полоски цветной бумаги; клей; черный карандаш.
Ход занятия: Беседа об осени, загадывание загадок:
«Ягоды не сладость, зато глазу радость и садам украшенье, а друзьям угощенье.» (Рябина)
«У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви-только на макушке.» (Сосна)
«Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане.» (Береза)
«Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит.» (Ива)
«С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, шкурку тонкую сдирают.» (Липа)
«Не загадка это даже, сразу назовем, если только кто-то скажет - желуди на нем!» (Дуб)
«Очень густо он растет, незаметно он цветет, а когда проходит лето, мы едим его конфеты, не в бумажке, а в скорлупке – берегите, детки, зубки!» (Орех)
«Из деревьев ранним летом вдруг снежинки запорхают, но не радует нас это - мы от этого чихаем.» (Тополь)
«Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет.» (Клен)
Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем делать листья осеннего клена Посмотрите внимательно на свои столы на них лежат трафареты листа клена. Переведите его на лист картона. Затем показать прием обрывания бумаги короткими движениями пальцев и объяснить последовательность наклеивания предметов на листе бумаги. Заполнять нужно все промежутки.»
Детские работы помещают на стенд, и все вместе любуются красотой осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение: Е. Трутнева
«Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…