Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу [44,14].
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Отечественная детская психология неоднократно указывала на эффективность протекания умственных процессов (целенаправленности внимания, произвольной памяти, развития мышления, и пр.) у детей дошкольного возраста при включении умственных задач в игровую ситуацию (работы проф. А. Н. Леонтьева, диссертации З.М. Истоминой, З.В. Мануйленко и других).
Исследование Г. Г. Григорьевой показало, что использование игровых приемов в процессе занятия повышаем интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать, вырезать и наклеивать, повышает эффективность обучения [23,21].
Игровые приемы обучения могут быть применены в обучении детей всех возрастных групп с помощью разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно-рецептивного метода, когда предмет (игрушка, которую предстоит изобразить и с которой знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации. Игровые приемы включаются и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом («Надо сделать много морковок, чтобы хватило всем зайчикам»), не становятся однообразными и скучными, они оправданы игровым мотивом для детей и становятся для них необходимыми. Это, в свою очередь, повышает эффективность усвоения [44,14].
Игровой приём по мнению Е.А. Флериной оживляет и обогащает детское восприятие, требуя большей подвижности зрения, движений головы, рук; внимание детей становится более активным, дети более остро реагируют на воспринимаемый материал и с большим интересом выслушивают прямые указания и разъяснения воспитателя [80,55].
Е.А.Флёрина считает, что в использовании игровых приёмов при обучении следует руководствоваться некоторыми принципиальными позициями:
1. Чем моложе возраст, тем большее место занимают игровые приёмы обучения.
2. Игровые
приёмы должны быть
3. В применении
игровых приёмов должно
4. Характер
игровых элементов должен
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём. Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция
видов художественно-
Ещё один приём — сотрудничество педагога с детьми.
Информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный) заключается в проведении наблюдения, обследовании детьми предметов, игрушек, готовых построек, организации рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с мячами, флажками, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем [43,80].
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом и обрисовывающим жестом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать.
Изображение общественных явлений, окружающих объектов природы требует организации наблюдений. К проведению наблюдения, рассматриванию воспитатель должен хорошо подготовиться: выбрать объект, продумать, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части, продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны предметов, которые нужно будет передавать в изображении. Проводить наблюдения рекомендуется живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей (подчеркивая красоту наблюдаемых явлений, предметов) [43,80].
Словесные приемы обучения используются и в процессе изображения: уточнения последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т.п.
Все рассмотренные методы и приемы обучения изобразительной деятельности в процессе обучения можно сочетать, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. В одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приёмы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, от качества усвоения, а так же от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации.
2.1 Выявление исходного
уровня развития творчества у
детей старшего возраста в
изображении пейзажа
Экспериментальное исследование проводилось на безе детского сада №1666 ФЕНИКС.
Исследовательская работа состояла из 3 этапов:
1. констатирующего;
На каждом этапе эксперимента была сформулирована цель исследования, поставлены задачи, в соответствии с которыми проводилась наша работа.
Задачи:
В соответствии с задачами исследования была сформирована выборка испытуемых. В эксперименте участвовали 10 дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) старшей группы ДОУ в возрасте 5-6 лет.
Констатирующий этап эксперимента включал в себя занятие «Осенняя березка».
Техника: Обрывная мозаика.
Цели: Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе; закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики; учить работать с природным материалом, комбинируя его с бумагой; вызывать радость от результата.
Материалы и оборудование: Иллюстрации осенних деревьев; полоски белой бумаги; черные карандаши; засушенные березовые листья; цветной фон; клей.
Основная часть:
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас за окном? Как вы догадались, что осень? Что происходит в природе в это время года?(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, а как меняются деревья осенью? (ответы детей) Посмотрите на доску, перед вами иллюстрации осенних деревьев, а у меня на тарелочке лежат листочки. Надо назвать дерево, показать его на картинке и прикрепить к нему соответствующий листок.
Д/и «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Вы сказали, что осенью часто дует холодный ветер. А что происходит с деревьями, когда дует сильный ветер? Правильно, они качаются из стороны в сторону. Давайте и мы с вами превратимся в деревья.
Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз - наклон и два -наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем осеннюю березку. Давайте повторим ее строение (ствол, ветки, листья). Ствол будем делать из большого бумажного прямоугольника, обрываем его с обеих сторон, придавая форму треугольника. Также поступаем и с бумажными прямоугольниками меньшей длины - это ветки(воспитатель показывает приемы обрывания).
(Дети моделируют ствол, ветки и наклеивают их на цветную основу)
Воспитатель: А теперь приклеиваем сухие листочки к березовым веткам. (далее дети рисуют карандашом черточки на стволе березы). Вот наши березки и готовы, посмотрите, какие они красивые, совсем, как настоящие!
Для выявления уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по средствам аппликации в изображении пейзажа мной были разработаны следующие критерии:
1. Эмоциональный отклик:
0 балов – ребенок не заинтересован, не проявляет положительного отношения к занятию;
1 балл – ребёнок ведёт себя активно, но не внимателен в процессе выполнения задания;
2 балла – ребёнок с удовольствием выполняет задание, проявляет интерес к предложенной теме.
2.Аккуратность:
0 баллов – работа выполнена неаккуратно;
1 балл – незначительная неаккуратность;
2 балла – работа выполнена аккуратно.
3.Владение
техническими умениями и
0 баллов – не владеет техникой аппликации;
1 балл – частично владеет отдельными методами и приёмами работы с бумагой;
2 балла – владеет всеми умениями и навыками соответствующими возрасту.
4. Проявление творчества, оригинальность работы:
0 баллов – не проявляет творчества, оригинальность работы отсутствует;
1 балл – частичное проявление творчества, оригинальности работы;
2 балла – яркое проявление творчества, оригинальность работы.
5.
Композиционные умения и
0 баллов – композиционные умения и навыки не развиты;
1 балл – частично умеет составлять композицию, иногда выделяет композиционный центр;
2 балла – выделяет смысловой центр, умеет составить гармоничную цветовую композицию.
6.Способность к детализации (использование мелких деталей для придания образу индивидуальности):
0 баллов – работа не содержит деталей и дополнений, характеризующих индивидуальность;
1 балл – работа частично выделяется деталями;
2 балла – использует множество разнообразных деталей и дополнений, формирующих индивидуальный выразительный образ.
По перечисленным выше критериям были определены уровни развития творчества дошкольников старшего возраста:
Низкий
уровень (0-4 балла) – были отнесены те работы
детей, в которых не была построена правильно
композиция, деталями работы не дополнялись,
дети не понимали процесса работы, и из-за
недостаточного владения техническими
умениями и навыками просили помощи у
воспитателя.
Средний уровень (5-9 баллов) – отнесены работы тех детей, которые были заинтересованы предложенным заданием, но всё же иногда просили помощи у воспитателя. В некоторых работах был определён композиционный центр, цвета подбирались в зависимости от их сочетания между собой.
Высокий уровень (10-14 боллов) – отнесены работы тех детей, в которых присутствовала гармоничная цветовая композиция, использовались множество деталей, дополняющих работу, что говорило о заинтересованности детей в процессе работы и её результате.
Результат анализа детских работ:
В ходе занятия не все дети были полностью заинтересованы в создании аппликации, некоторые делали работы поспешно, не придавая значения красоте, аккуратности.
Так же возникли трудности, связанные с недостаточно развитым воображением большинства детей.
Композиционные навыки развиты плохо. Много работ, расположенных не по центру.