Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

диплом сюзанна.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу [44,14].

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в   обучении   дошкольников   и   младших   школьников:   он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Отечественная детская психология неоднократно указывала на эффективность протекания умственных процессов (целенаправленности внимания, произвольной памяти, развития мышления, и пр.) у детей дошкольного возраста при включении умственных задач в игровую ситуацию (работы проф. А. Н. Леонтьева, диссертации З.М. Истоминой, З.В. Мануйленко и других).

Исследование Г. Г. Григорьевой показало, что использование игровых приемов в процессе занятия повышаем интерес детей к изобразительному искусству, создает положительный эмоциональный настрой и вызывает желание  рисовать,   вырезать   и   наклеивать,   повышает эффективность обучения [23,21].

Игровые приемы обучения могут быть применены в обучении детей всех возрастных групп с помощью разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно-рецептивного метода, когда предмет (игрушка, которую предстоит изобразить и с которой знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации. Игровые приемы включаются и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом («Надо сделать много морковок, чтобы хватило всем зайчикам»), не становятся однообразными и скучными, они оправданы игровым мотивом для детей и становятся для них необходимыми. Это, в свою очередь, повышает эффективность усвоения [44,14].

Игровой приём по мнению Е.А. Флериной оживляет и обогащает детское восприятие, требуя большей подвижности зрения, движений головы, рук; внимание детей становится более активным, дети более остро реагируют на воспринимаемый материал и с большим интересом выслушивают прямые указания и разъяснения воспитателя [80,55].

Е.А.Флёрина считает, что в использовании игровых приёмов при обучении следует руководствоваться некоторыми принципиальными позициями:

1. Чем моложе  возраст, тем большее место занимают  игровые приёмы обучения.

2. Игровые  приёмы должны быть органически  связаны с учебно-воспитательными  задачами, должны служить повышению  внимания и интереса  ребёнка  к решению учебных задач и  повышению умственной активности  детей: целенаправленности внимания, устойчивости, богатству умственных  процессов, эмоциональному отношению  и интересу к учебному процессу.

3. В применении  игровых приёмов должно соблюдаться чувство меры, не позволяющее отвлекать детей от учебной задачи.

4. Характер  игровых элементов должен изменяться  по содержанию и форме в  зависимости от возраста и  развития детей, от задач и  содержания учебного материала (его  сложности и новизны) [80,54].

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём.  Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу  возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).

 Интеграция  видов художественно-эстетической  деятельности в дошкольном детстве  имеет естественный характер. Дети  дошкольного возраста часто самостоятельно  интегрируют виды изобразительной  деятельности. Особенно ярко это  проявляется в деятельности экспериментирования  с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения  способов создания образа и  средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов  с увлечением рассматривают и  обследуют натуру, предложенную  для рисования, лепки или аппликации, изучают «на глаз» и тактично (ощупывают руками) художественные  материалы, формы поверхности; осваивают  самыми разными приёмами особенности  бумаги, красок, природного материала [52,20].

Ещё один приём — сотрудничество педагога с детьми.

Информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстративный) заключается в проведении наблюдения, обследовании детьми предметов, игрушек, готовых построек, организации рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с мячами, флажками, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем [43,80].

Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом и обрисовывающим жестом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать.

Изображение общественных явлений, окружающих объектов природы требует организации наблюдений. К проведению наблюдения, рассматриванию воспитатель должен хорошо подготовиться: выбрать объект, продумать, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части, продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны предметов, которые нужно будет передавать в изображении. Проводить наблюдения рекомендуется живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей (подчеркивая красоту наблюдаемых явлений, предметов) [43,80].

Словесные приемы обучения используются и в процессе изображения: уточнения последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т.п.

Все рассмотренные методы и приемы обучения изобразительной деятельности в процессе обучения можно сочетать, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. В одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приёмы. Выбор их зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, от качества усвоения, а так же от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации.

2.1 Выявление исходного  уровня развития творчества у  детей старшего возраста в  изображении пейзажа средствами  аппликации.

Экспериментальное исследование проводилось на безе детского сада №1666 ФЕНИКС.

Исследовательская работа состояла из 3 этапов:

1.  констатирующего;

  1. формирующего;
  2. контрольного

На каждом этапе эксперимента была сформулирована цель исследования,  поставлены  задачи, в соответствии с которыми проводилась наша работа.

Задачи:

    1. Определить критерии оценки уровня развития творчества у детей старшего дошкольного возраста  в изображении пейзажа средствами аппликации;
    2. Выявить первоначальные умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста по аппликации;
    3. Определить эмоциональное отношение детей к аппликации.

В соответствии с задачами исследования была сформирована выборка испытуемых. В эксперименте участвовали 10 дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) старшей группы ДОУ в возрасте 5-6 лет.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя занятие «Осенняя березка».

Техника: Обрывная мозаика.

Цели: Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе; закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики; учить работать с природным материалом, комбинируя его с бумагой; вызывать радость от результата.

Материалы и оборудование: Иллюстрации осенних деревьев; полоски белой бумаги; черные карандаши; засушенные березовые листья; цветной фон; клей.

Основная часть:

Воспитатель: Дети, какое время года сейчас за окном? Как вы догадались, что осень? Что происходит в природе в это время года?(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а как меняются деревья осенью? (ответы детей) Посмотрите на доску, перед вами иллюстрации осенних деревьев, а у меня на тарелочке лежат листочки. Надо назвать дерево, показать его на картинке и прикрепить к нему соответствующий листок.

Д/и «С какого дерева листок?»

Воспитатель: Вы сказали, что осенью часто дует холодный ветер. А что происходит с деревьями, когда дует сильный ветер? Правильно, они качаются из стороны в сторону. Давайте и мы с вами превратимся в деревья.

Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два -наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем осеннюю березку. Давайте повторим ее строение (ствол, ветки, листья). Ствол будем делать из большого бумажного прямоугольника, обрываем его с обеих сторон, придавая форму треугольника. Также поступаем и с бумажными прямоугольниками меньшей длины - это ветки(воспитатель показывает приемы обрывания).

(Дети моделируют ствол, ветки и наклеивают их на  цветную основу)

Воспитатель: А теперь приклеиваем сухие листочки к березовым веткам. (далее дети рисуют карандашом черточки на стволе березы). Вот наши березки и готовы, посмотрите, какие они красивые, совсем, как настоящие!

 

Для выявления уровня развития творчества у детей  старшего  дошкольного возраста  на занятиях по средствам аппликации в изображении пейзажа мной были разработаны следующие критерии:

  1. эмоциональный отклик;
  2. аккуратность;
  3. владение техническими умениями и навыками;
  4. проявление творчества, оригинальность работы;
  5. композиционные умения и навыки;
  6. способность к детализации;

 

1. Эмоциональный отклик:

0 балов – ребенок не заинтересован, не проявляет положительного отношения к занятию;

1 балл – ребёнок ведёт себя активно, но не внимателен в процессе выполнения задания;

2 балла – ребёнок с удовольствием выполняет задание, проявляет интерес к предложенной теме.

 

2.Аккуратность:

0 баллов – работа выполнена неаккуратно;

1 балл – незначительная неаккуратность;

2 балла – работа выполнена аккуратно.

 

3.Владение  техническими умениями и навыками:

0 баллов – не владеет техникой аппликации;

1 балл – частично владеет отдельными методами и приёмами работы с бумагой;

2 балла – владеет всеми умениями и навыками соответствующими возрасту.

 

4. Проявление творчества, оригинальность  работы:

0 баллов – не проявляет творчества, оригинальность работы отсутствует;

1 балл – частичное проявление творчества, оригинальности работы;

2 балла – яркое проявление творчества, оригинальность работы.

 

5. Композиционные умения и навыки:

0 баллов – композиционные умения и навыки не развиты;

1 балл – частично умеет составлять композицию, иногда выделяет композиционный центр;

2 балла – выделяет смысловой центр, умеет составить гармоничную цветовую композицию.

 

  6.Способность к детализации (использование мелких деталей для придания образу индивидуальности):

0 баллов – работа не содержит деталей и дополнений, характеризующих индивидуальность;

1 балл – работа частично выделяется деталями;

2 балла – использует множество разнообразных деталей и дополнений, формирующих индивидуальный выразительный образ.

 

 

По перечисленным выше критериям были определены уровни развития творчества дошкольников старшего возраста:

Низкий уровень  (0-4 балла) – были отнесены те работы детей, в которых не была построена правильно композиция, деталями работы не дополнялись, дети не понимали процесса работы, и из-за недостаточного владения техническими умениями и навыками просили помощи у воспитателя.                                                           

Средний уровень (5-9 баллов) – отнесены работы тех детей, которые были заинтересованы предложенным заданием, но всё же иногда просили помощи у воспитателя.  В некоторых работах был определён композиционный центр, цвета подбирались в зависимости от их сочетания между собой.

Высокий уровень (10-14 боллов) – отнесены  работы тех детей, в которых присутствовала гармоничная цветовая композиция, использовались множество деталей, дополняющих работу, что говорило о заинтересованности детей в процессе работы и её результате.

Результат анализа детских работ:

В ходе занятия не все дети были полностью заинтересованы в создании аппликации, некоторые делали работы поспешно, не придавая значения красоте, аккуратности.

Так же возникли трудности, связанные с недостаточно развитым воображением большинства детей. 

Композиционные навыки развиты плохо. Много работ, расположенных не по центру.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации