Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждении высшего профессионального образования
Московский государственный педагогический университет
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Специальная выпускная работа
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации.
Выполнила
Студентка 4-го курса 402 группы
очной формы обучения
Ванюкова Алена Сергеевна
________________________
(подпись студента)
Специальность: Бакалавр педагогики
по направлению «Педагогика».
Научный руководитель:
Доцент кафедры эстетического
воспитания детей дошкольного возраста,
к.п.н. Буянова Татьяна Анатольевна
________________________
(подпись руководителя)
Допущена к защите
Зав. кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста _____________ Радынова О.П.
«….» ………………………………………2011 г.
Москва, 2014
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества
у детей старшего дошкольного возраста.…....................
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития
творчества у детей старшего дошкольного
возраста в изображении пейзажа средствами
аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества
детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами
аппликации……………………………………………………
Выводы ………………………………………………………………………67-
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Из всего вышесказанного следует, что проблема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации представляет интерес для изучения.
Значение занятий по аппликации, в том числе по изображению пейзажа исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
В данной работе нас интересует, прежде всего, развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации.
Проблема исследования — каковы педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Решение данной проблемы являлось целью исследования.
Объектом исследования — процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Предмет исследования — педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Гипотеза. Мы предполагаем, что процесс развития творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Теоретически обосновать аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста.
2) Выявить
педагогические условия
3) Разработать серию занятий направленных на развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Методы исследования:
Практическая значимость заключается в разработке и проведении серии занятий с детьми старшего дошкольного возраста средствами аппликации, которые могут быть направлены на развитие творчества у детей данного возраста в условиях дошкольного учреждения.
Апробация результатов. Ход и результаты педагогического эксперимента обсуждались на педагогических советах и консультациях для воспитателей в ГБОУ № 1666 Феникс, и на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.
1.1 Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации
Творчество является довольно сложным процессом, доступным человеку. Данное понятие связано с понятием «творческая деятельность», которая непосредственно сопутствует детскому развитию. Творчество – необходимое условие существования.
Под творческой деятельностью принято понимать создание нечто нового, никогда раньше не существовавшего. Результат творческой деятельности может представлять ценность, как для других людей, так и только для самого автора[11, 32].
Творческая деятельность неотделима от творческих способностей. Под которыми следует понимать индивидуальные особенности качества человека, определяющие успешность выполнения им задуманного. Развитие творческих способностей у детей происходит во время процесса воспитания и обучения. Познавая содержание материальной и духовной культуры, искусства, ребенок формирует свои способности. Одним из условий успешного развития творческих способностей является раннее начало. Поэтому дошкольный возраст благоприятный период для активного развития творческой личности. К 3-4 годам ребенок овладевает необходимым набором знаний, навыков и умений, позволяющим ему творить осознанно, вкладывать в предмет своей деятельности особый смысл. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Также это сенситивный период для развития творческого воображения.
Наиболее важным фактором развития творческих способностей является создание необходимых условий, способствующих их формированию.
Основными направлениями в развитии творческих способностей являются:
В истории дошкольной педагогики проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. К концу XIX-го века в Российских народных детских садах особенно популярной была «классическая» система Ф. Фребеля, недостатки которой негативно проявились в эстетическом воспитании и препятствуют творческому росту детей. По преимуществу эмпирический характер исследований последователей фребелевской системы (Е. Буссе, Е. Иорданская и др.) требовал более квалифицированного обоснования и дальнейшего прогрессивного развития [37, 86].
В 1920-е годы, по аргументированному мнению И.Н. Клюевой [40, 35] была заложена основа современной трактовки развития творческих способностей, утверждающая, что художественная деятельность ребенка уже в раннем детстве является творчеством (А.В. Бакушинский, В.А. Фаворский и др.). Систематическое развитие органов чувств и творческих способностей детей всех возрастных групп было главной целью программы Единой трудовой школы. Но в 1930-е годы начатая разработка единых программ (в том числе и по предметам художественного цикла) была свернута. К концу 1940-х годов в практике дошкольных учреждений параллельно существовали две стороны единого педагогического процесса: обучение и творчества. Данное несбалансированность остро дискутировалось среди ученых-педагогов (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, А.Н. Усова, Е.А. Флерина и др.) [39, 15].
Наряду с общими проблемами в конце 1950-х начале 1960-х годов широко изучалось художественно-творческое развитие детей в области изобразительного искусства [40, 35].
В 1970-е годы в России начала развиваться целостная система эстетического воспитания. Ученые-психологи проводили исследования по проблемам восприятия пространства. Особое внимание уделялось изобразительной деятельности. Эстетическое отношение к миру формируетсяна протяжении всей жизни детей под влиянием соответствующего воспитания. Восприятие прекрасного в жизненном пространстве и в искусстве в свою очередь влияет на общее психологическое развитие дошкольника [41, 6-18].
Отечественные психологи и педагоги (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Подъяков, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоционально — чувственного и интеллектуального опыта, благодаря чему у ребенка появляется новое отношение к себе, дающее возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный период развития ребенка можно рассматривать как сенситивный период для творческого развития личности [79, 23 - 33 ].
Исследователи (В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова и др.) отмечают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают новые мотивы поведения, связанные с растущей направленностью на учение, стремление к серьезной, ответственной деятельности; возникает и актуализируется осознание собственной личности. Учение при этом принимается как интересный и серьезный вид деятельности, поощряемый и положительно оцениваемый родителями и воспитателями. Более стойкими и углубленными в этот период становятся познавательные интересы: большинство детей осознано и с должным волевым усилием относятся к усвоению знаний; восприятие по своим психологическим характеристикам начинает приближаться к уровню взрослого человека. Заметим, что в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются, и формируется способы практических преобразований объектов, направленные на определение их скрытых свойств; дети осуществляют обследование различных предметов, начинают выделять межпредметные связи [24, 64 - 67].
Начиная с 1950-х годов и по настоящее время проводились исследования использования возможностей воздействия изобразительного искусства. Проблемой взаимосвязи рисунка, аппликации, декоративно-прикладного искусства, лепки, конструирования занимались Э.А. Богатеева, О.О. Доронова, С.В. Иванникова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева, Н.Б. Халезова и др.
Следует отметить многоаспектность психолого-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме: в них рассматриваются новые взгляды на структуру изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста, дается анализ её компонентов, раскрывается содержание, характер создаваемых образов, выразительных средств как художественных эталонов.