Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

диплом сюзанна.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок о животных, показ театра на фланелеграфе и на ширме, раскрашивание персонажей. Проведение игр – упражнений: «Скажи ласково», «Какой формы?», «Каким цветом?», «Что бывает круглым (квадратным, треугольным, прямоугольным», «Что бывает зелёным (красным, жёлтым, синим)?».

Оборудование: листы бумаги для иллюстраций, цветная бумага готовых форм для домика (квадрат и треугольник), силуэты животных, деревьев и других атрибутов. Клей, кисточки, тряпочки, файлы для книжки. 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это за необычный сундучок стоит на столе? Вы хотите посмотреть что там находится? (достаёт игрушки, дети называют) Правильно это животные: мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, медведь.)

Воспитатель: А как называется сказка, в которой есть все эти герои? (ответы детей).

А как называли их ласково, сказочно?

Дети: Зайка - побегайка, мышка- норушка, лягушка – квакушка, волчок – серый бочок, лисичка – сестричка, Михайло Потапыч.

Правильно, сказка называется «Теремок». Что случилось в конце этой сказки?

Дети: Медведь сломал теремок и все звери разбежались, а потом звери все вместе построили новый домик.

Воспитатель: Молодцы. А давайте мы с вами сделаем сами книжку по сказке «Теремок». У вас на столе лежат листочки бумага для странички нашей книжки, цветная бумага и фигурки зверей, кустов и деревьев. Посмотрите на жёлтую бумагу. Какой она формы?

Дети: Квадратной.

Воспитатель: Это у нас будет дом. А какой формы чёрная бумага?

Дети: Треугольной формы.

Воспитатель: Как вы думаете, на что это похоже?

Дети: На крышу.

Воспитатель: Правильно, это будет крыша. Давайте на листочках соберём теремок. Сначала положим квадрат, а сверху треугольник. Что у нас получилось? (ответы детей)

А теперь будем аккуратно приклеивать.

Кто наклеил теремок, может выбрать себе любое животное, которое будет жить в вашем теремке.

Где живут эти животные?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Да, это дикие животные, они живут в лесу, поэтому нам нужно около домика приклеить ёлочки, кустики, травку. На небо наклеим солнышко, облака. Я тоже сделала страничку для нашей книжки.

Посмотрите сколько красивых, ярких страничек у нас получилось!

А давайте теперь собирать книжку. Кто первым прибежал к теремку? Кто вторым? Кто потом? (ответы детей)

А я сделала последнюю страницу. Что же здесь изображено? (ответы детей)

А на последней странице звери все вместе построили новый большой теремок. Всем хватит места. Посмотрите, у нас получилась настоящая книжка. Как она называется? (ответы детей)

Правильно, сказка называется «Теремок». А странички к этой сказке мы

сделали с вами вместе, дружно. Поэтому у нас получилась интересная

книжка. Вам понравилось делать книжку? В следующий раз мы с вами сами сделаем книжку для другой сказки. А сейчас будем рассматривать нашу книжку - малышку (рассматривание и обсуждение картинок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 2 «ГРИБЫ».

Программные задачи.

Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве, большой гриб располагать посередине, два одинаковых маленьких слева и справа от него; познакомить детей со способом парного вырезывания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек, упражнять детей в различении оттенков красного, коричневого и оранжевого цвета.

Материал. 
У воспитателя образец — аппликационная композиция из трех грибов: одного большого и двух одинаковых маленьких; 
для показа приемов парного вырезывания к ножек одинаковых грибов; по два-три квадратика оранжевого и коричневого цвета разных оттенков; две-три картонные улитки. У детей листы тонированной бумаги величиной в 1/2 альбомного листа; исходные формы для вырезания грибов: для большого гриба прямоугольники размера 7 х 3,5 см (шляпка) и 6х4 см (ножка), для двух маленьких грибков прямоугольники размерами 6х6 см (для двух шляпок), (для двух ножек); полоска для травы 21х2 см зеленого цвета, клей, кисточки для клея, ножницы.

Примечание. Для каждой аппликационной работы у всех грибов одинаковый цвет ножек и цвет шляпок. Одни дети получают исходные формы для шляпок темно-красные, для ножек серые, другие дети соответственно — коричневые и белые, 
третьи — оранжевые и желтые и т.д.

Ход занятия.

Педагог рассказывает:

— В лесу растут грибы с разными по цвету ножками и шляпками. Я нашла грибок, у которого одна часть была такого цвета (показывает коричневый квадратик), а другая такого (показывает белый квадратик). Угадайте, какого цвета была шляпка грибка и какого — ножка. (Такое же упражнение провести с темно-красным и серым квадратиками.)

— В лесу часто можно встретить вместе несколько белых грибов или несколько подосиновиков. Среди них одни побольше, другие поменьше. Их называют семейством грибов. Посмотри те на эту аппликацию (показывает образец). На ней изображено семейство грибов. Скажите, как расположены грибы на траве?

(В середине растет  большой гриб, слева и справа  от него маленькие.) Посмотрите  на два маленьких грибка. Отличаются  ли они чем-нибудь друг от  друга? (Нет.) Да, эти грибы совершенно  одинаковые. Шляпки и ножки у  них одинаковые по цвету, форме  и величине. А как можно вырезать два совсем одинаковых грибка?

Педагог не спешит отвечать за детей — дает им возможность догадаться, что идентичности можно добиться, если сразу вы. резать две шляпки и две ножки. Подтверждает ответы детей, что если сразу вырезать две ножки и две шляпки, то они будут одинаковыми. Для этого нужно сложить бумагу пополам и сразу вырезать пару шляпок и пару ножек. 
Педагог показывает приемы вырезывания двух шляпок и двух ножек из листа бумаги, сложенного вдвое. При показе поясняет, что вырезать шляпку гриба нужно начинать с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Две ножки гриба тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезывание называют парным

Говорит, что на подосиновиках у детей лежат четыре прямоугольника: два для ножки и шляпки большого гриба и два для ножек и шляпок маленьких грибков. Предлагает детям отложить в сторону исходные формы для большого гриба и сложить пополам прямоугольники для парного вырезывания маленьких грибков. Спрашивает, как называется способ вырезывания двух одинаковых предметов из листа бумаги, сложенного вдвое (парный). В ходе занятия надо следить, чтобы дети использовали всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами. 
В конце занятия педагог выставляет детские работы на стенд или полочки доски. Предлагает детям посмотреть, на всех ли аппликациях маленькие грибки вырезаны парным способом. Проводит указкой по детским работам в верхнем ряду, потом — по работам нижнем ряду.

Организуется игра. Педагог вызывает трех детей к стенду, дает одному красные квадратики разных оттенков, другому коричневые квадратики, третьему — оранжевые. Они должны найти и назвать такой же цвет и оттенок шляпок у грибов на аппликациях. Ребенок ставит квадратик на аппликацию, где шляпки грибов такого же цвета и оттенка, или с помощью воспитателя прикрепляет квадратик скрепкой и поясняет: «Квадратик и шляпки грибов светло-коричневые, оранжевые, коричневые, темно-красные и т.д.). Затем воспитатель говорит: «Дети, вы, наверное, знаете, что люди, лоси, белки и улитки любят грибы, Я сейчас прикреплю улиток возле нескольких грибов, а вы попробуйте догадаться, почему я возле этих грибов поместила улиток.. Прикрепляет улиток возле грибов с неровной поверхностью шляпок. Когда дети догадаются, подтверждает, что у этих грибов улитки проели шляпки. Спрашивает, есть ли грибы, которые улитки не трогали. Просит показать их. Это грибы с плавно закругленными шляпками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие  3. «Осенний клен»

Цели занятия: Закрепить название времени года и сезонных изменений в природе; продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозайки; вызывать радость от результата.

Методы и приемы: использование художественного слова, беседа о осени, объяснение задания, анализ детских работ.

Материал:  лист 1\2  бумаги; полоски цветной бумаги;  клей; черный карандаш.

Ход занятия: Беседа об осени, загадывание загадок:

«Ягоды не сладость, зато глазу радость и садам украшенье, а друзьям угощенье.» (Рябина)

«У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви-только на макушке.» (Сосна)

«Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане.» (Береза)

«Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила, а о чём она грустит, никому не говорит.» (Ива)

«С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня все ж обижают, шкурку тонкую сдирают.» (Липа)

«Не загадка это даже, сразу назовем, если только кто-то скажет - желуди на нем!» (Дуб)

«Очень густо он растет, незаметно он цветет, а когда проходит лето, мы едим его конфеты, не в бумажке, а в скорлупке – берегите, детки, зубки!» (Орех)

«Из деревьев ранним летом вдруг снежинки запорхают, но не радует нас это - мы от этого чихаем.» (Тополь)

«Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет на всего один полет.» (Клен)

Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем делать листья осеннего клена Посмотрите внимательно на свои столы на них лежат трафареты листа клена. Переведите его на лист картона. Затем показать прием обрывания бумаги короткими движениями пальцев и объяснить последовательность наклеивания предметов на листе бумаги. Заполнять нужно все промежутки.»

Детские работы помещают на стенд, и все вместе любуются красотой осенних листьев. Воспитатель читает стихотворение: Е. Трутнева

«Утром мы во двор идем — 
Листья сыплются дождём, 
Под ногами шелестят 
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки 
С паучками в серединке, 
И высоко от земли 
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это 
Улетает наше лето.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 4 «Картина "Гриб под дубом"»

Цель Развитие моторики рук.

Научить делать аппликацию из природного материала.

Развитие творческой фантазии, воспитание трудолюбия.

Ход занятия.

Чтение отрывка из сказки В Сутеева Под грибом.

Рассмотрения картинок с грибами.

1 Подготовить материал:

-основу картон (упаковочный)

-цветную бумагу для фона (синего  и зеленого цвета)

-основу дерева (вырезав из упаковочного  картона так, как дети маленькие)

-основу гриба (дети могут вырезать  нарисованную заготовку сами)

-сухие листья с разных деревьев  и оттенков

-рамка для картины.

2 На основу наклеиваем детали фона:

- небо- синий лист цветной бумаги,

-траву- зеленый лист цветной бумаги.

3 На основу гриба наносим  клей тонким слое и наклеиваем  кусочки сухих листья разных  оттенков (шляпка используем листья  темных тонов, ножка- листья светлых тонов)

4 На основу наклеиваем заготовку дерево.

5 Под дерево приклеиваем наш грибок.

6 На веточки дерева приклеиваем сухие листочки дуба.

7 Оформляем полянку листочками похожими на небольшие кустики.

8 На картину наклеиваем рамку (заранее сделанную из картона и обклеенную креповой бумагой)

9 Сушим под прессом.

Пальчиковая гимнастика1 Подготовить материал:

-основу картон (упаковочный)

-цветную бумагу для фона (синего  и зеленого цвета)

-основу дерева (вырезав из упаковочного  картона так. как дети маленькие)

-основу гриба (дети могут вырезать  нарисованную заготовку сами)

-сухие листья с разных деревьев  и оттенков

-рамка для картины.

2 На основу наклеиваем детали фона:

- небо- синий лист цветной бумаги,

-траву- зеленый лист цветной бумаги.

3 На основу гриба наносим  клей тонким слое и наклеиваем  кусочки сухих листья разных  оттенков (шляпка используем листья  темных тонов, ножка- листья светлых тонов)

4 На основу наклеиваем заготовку дерево.

5 Под дерево приклеиваем наш грибок.

6 На веточки дерева приклеиваем сухие листочки дуба.

7 Оформляем полянку листочками похожими на небольшие кустики.

8 На картину наклеиваем рамку (заранее сделанную из картона и обклеенную креповой бумагой)

9 Сушим под прессом.

Пальчиковая гимнастика «Грибок»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел!

В конце занятия рассмотрения картины. Беседа о работе над картиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5 «Бабочки на осенней полянке».

Цели: закрепить умение складывать квадрат пополам, совмещая уголки; развивать умение пользоваться трафаретом, учить обводить и плавно вырезать; воспитывать интерес к насекомым.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации