Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Огромное значение в развитие полноценной творческой и всесторонне-развитой личности имеет непосредственная образовательная деятельность в детском саду. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего саморазвития личности. И совсем не маловажную роль в этом играют занятия по аппликации, особенно в старшем дошкольном возрасте.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические аспекты развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
1.1. Психологическое обоснование особенностей развития творчества детей 5-6 лет на занятиях по изображению пейзажа средствами аппликации …6-15
1.2. Анализ изучаемого вопроса в педагогической литературе…………16-23
1.3. Роль аппликации в развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.…................................................................................................24-31
1.4 . Методы и приёмы способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.....................32-37
Глава II. Экспериментальное исследование развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества у детей старшего возраста в изображении пейзажа средствами аппликации…………...…...38-44
2.2. Педагогические условия развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации..45-60 2.3. Динамика развития творчества детей 5-6 лет в изображении пейзажа средствами аппликации……………………………………………………61-66
Выводы ………………………………………………………………………67-69
Список литературы………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

диплом сюзанна.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

5. Способствовать развитию  познавательного интереса к изобразительной  деятельности;

6. Воспитывать аккуратность  при работе клеем, ножницами;

7. Вызвать желание помочь  герою, поддержать его в трудную  минуту, воспитывать дружеские чувства.

Материал: игрушка кошка, на ватмане изображения кошки из геометрических фигур, образцы форм воздушных шаров, цветная бумага с заготовками изображением кошки из геометрических форм, клей, ножницы, простые карандаши, клеёнка на столы, бумажные салфетки, тарелочки для клея, цветная гофрированная бумага (квадратик 3X3 см.). 

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Но есть ещё одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

Острые ушки, на лапках подушки, 
Усы, как щетинка, дугою спинка.

Кто это? Правильно. Посмотрите, какая кошка Мурка пришла к нам. Красивая, но грустная. И я знаю, почему. А вы хотите узнать, ребята? Тогда скажите, вы любите день рождения? А за что?

Чем запомнился вам ваш день рождения? В какое время года он у вас? А может кто-нибудь знает название месяца?

Ответы детей.

Воспитатель: День рождения – весёлый праздник, которого все ждут с нетерпением. Вот и у нашей Мурки сегодня день рождения. И ей тоже хочется, чтобы к ней пришли гости, подарили подарки. А в подарок она хочет получить много воздушных шариков. Но беда в том, что у Мурки совсем нет друзей, некому прийти к ней в гости и подарить ей воздушные шарики. Когда я узнала всё это, мне стало жаль Мурку и захотелось ей помочь. Ребята, давайте вместе подарим нашей кошечке воздушные шары.

Воспитатель: Ребята! А какой формой бывают воздушные шары?

Дети: отвечают.

Воспитатель: демонстрирует образцы шаров.  
Воспитатель: Ребята! А теперь посмотрите на фотографию Мурки внимательнее. Из каких фигур состоит фото кошки Мурки?

Дети: Из геометрических фигур.

Воспитатель: Назовите их. Дети: один большой треугольник и круг, четыре маленьких треугольника, шесть маленьких кругов, один овал. Воспитатель: Молодцы! Все знают названия геометрических фигур. А сейчас мы с вами немного отдохнем, давайте представим, что мы котята. 

Физ. минутка «Кошка»

 

Вы со мной знакомы

близко.

Я приветливая киска.

Кверху — кисточки

на ушках,

Когти спрятаны в

подушках.

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно —

Я царапаюсь ужасно.

Идут по кругу на носочках, крадучись,

держа согнутые руки перед грудью.

Останавливаются, встают лицом в круг,

делают «ушки» из ладошек, затем —

«когти» из пальчиков.

Вновь идут по кругу крадучись.

Опять останавливаются, встают лицом

в круг

и показывают «когти»   

 

В. Стоянов


 

 

Воспитатель: А теперь ребята, давайте пройдем с вами в нашу художественную мастерскую, где мы вместе с вами из цветной бумаги будем изготавливать друзей для нашей гостьи кошки Мурки. Посмотрите, перед вами на рабочем столе приготовлены листы цветной бумаги, где нарисованы заготовки для нашей аппликации друзей кошки. Мы с вами должны вырезать точно по намеченной линии, и затем эти детали приклеить. Ребята, что вы видите на листах? Какие это геометрические фигуры? (дети перечисляют). Как вы думаете, сможем ли мы из них выложить кошек? Давайте попробуем.

Перед тем, как приступить к работе, проводиться пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Котята»

Вот пятеро котят. 
Один ушёл – и нет его. 
Котят осталось четверо. 
Один ночной порою на дерево залез –  
Котят осталось трое. 
Но где-то запищал 
Мышонок тонко-тонко. 
Котёнок услыхал –  
Осталось два котёнка. 
Один из них с мячом 
Исчез в дверях бесследно. 
А самый умный тот, 
Оставшийся, последний –  
Лакать за пятерых 
Стал молоко из миски.

Дети из вырезанных заготовок выкладывают кошек на листе бумаги.

Воспитатель: спрашивает у детей, какого цвета их кошки. А есть ли у вас, дома или в деревне кошки и какого они цвета?

А как вы думаете, для чего у нас на столе цветные квадратики? (разных цветов).

Дети: чтобы заклеивать воздушные шарики.

Воспитатель: Да! Правильно. Мы с вами

будем делать аппликацию воздушного шарика, уже знакомым вам способом - торцевание.

Воспитатель: Но сначала вы наклейте кошечек на лист бумаги. Затем простым карандашом нарисуйте воздушный шарик на ниточке, только после этого будем выкладывать точно по намеченной линии цветную бумагу.

Воспитатель напоминает детям правила работы с клеем и ножницами.

Воспитатель (после выполнения работы): Ребята, мне кажется, теперь у Мурки будет много друзей. Каких замечательных кошек вы сделали. А сколько шариков изготовили! У нашей Мурки будет весёлый день рождения! Ребята, как хорошо когда имеешь много друзей, может кто-нибудь знает пословицы про дружбу?

Ответы детей.

Воспитатель: Пора поздравлять её. Ребята, поздравляйте. 

 

Итог занятия:

Ребята, вам понравилось? Что именно вам понравилось? Чем вы сегодня делали на занятии? Кому вы старались помогли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 12 «Веселые медвежата» (Коллективная работа)

Цель: Развитие творческих способностей детей

-учить детей вырезать  круг из квадрата, нарезать квадратики  из полоски бумаги, разрезать  круг пополам, различать по форме  и размеру;

-развивать воображение, творческие способности;

-закрепить знания о  цвете, умения наклеивать деталей;

-воспитывать интерес  к созданию любимых персонажей.

Материал: заготовки изображений медвежат на каждого ребёнка, ножницы, клей-карандаш, ватные диски, заготовки квадратов разной величины и цвета, полоски, влажные салфетки, игрушка-медвежонок.

Ход занятия:

Дети сидят на модулях. Стук в дверь. Заходит Медвежонок.

Воспитатель: Вышел из лесу медведь,

Начал топать и реветь.

-Чем ты, мишка, огорчен?

Медвежонок:

-Мне приснился страшный  сон,

Видел девочку Алину-

В роще съела всю малину!

Воспитатель: Мишка, ты постой не сердись.

С нами рядышком садись.

Мы послушные и дружные.

Мы малины много не кушаем.

Мишка: Вот какие молодцы. Что ж, давайте с вами подружимся.

-Здравствуйте ребята, меня  зовут Медвежонок-Мишутка. Я живу  в лесу и очень люблю кушать  мёд и малину.

Воспитатель: Это мы уже поняли. Мишутка, а игры играть и веселиться ты любишь.

Медвежонок: да, люблю.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с медвежонком пальчиковую игру.

Медвежонок в гости шёл,

К рыжей белке он зашел,

И на озеро к бобру

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заглянул наш мишка.

Мишка: Ребята, как интересно. С вами так весело. А вот я живу один. Мне всегда грустно.

Воспитатель: Мишутка, мы с ребятами можем тебе помочь.

Мы без дела не сидим

Мы и клеим, мастерим,

И поём мы и рисуем,

Мы и пляшем и танцуем.

Поэтому мы можем тебе смастерить друзей-медвежат.

Да, ребята.

Давайте сначала рассмотрим нашего гостя. Какие у него части тела (голова, лапы, уши, шерсть, когти, нос,. ) .

Показ и рассказ приемов изображения. У нас есть ватный диск. Какой он формы? Так как наш мишка мохнатый, то на живот мы наклеим ватный диск.

Второй ватный диск мы разрежем пополам. Одну половинку мы наклеим на голову. Это будет мордочка. Другую половинку разрежем на три равные части и наклеим на ушки и лапы. Верхний слой диска снимем и у нас получится мохнатость.

Из квадратов голубого, белого цвета вырежем кружочки для глаз. Наклеим их друг на друга. В серединку приклеим чёрненький квадратик (зрачок). Вот и получились глаза.

Ротик сделаем из квадрата красного цвета. Сложим его пополам и приклеим одной стороной. У нас получился говорящий рот.

Когти и реснички сделаем из полосок чёрного цвета. Вот такой мишка у нас получился.

Медвежонок: ребята, как здорово у вас получилось. Ваши мишки, как настоящие. Они такие весёлые.

Давайте с ними поиграем: игра «У медведя во бору».

Мне так понравилось с вами играть. За то, что вы мне сделали таких прекрасных мишек я дарю вам сладкие угощения (конфетки) .

А теперь мне пора уходить. До свидания. Дети прощаются.

Воспитатель: Ребята, а вам понравился наш гость. Что вам запомнилось больше всего.

«Улитки в траве»

Программные задачи: учить мастерить объемные аппликации из бумажных спиралей. Совершенствовать технику работы с ножницами; развивать воображение, память, творческие способности, глазомер. Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику рук.  
 
Предварительная работа: чтение сказки В. Берестова «Как найти дорожку», В. Бианки «Хвосты», заучивание наизусть стихотворения Т. Собакина «Улитка», отрывка из «Кто на себе свой дом носит?» Г. Ганейзер. Рассматривание улиток на слайдах, на иллюстрациях в книгах.  
 
Оборудование и материалы: подносики, клееночки, клей ПВА, кисточки, цветной картон форматаА4 по количеству детей, ножницы; цветная бумага различных оттенков; квадраты из цветной бумаги 4 см x 4 см для ракушек улиток; вата; фломастеры; салфетки; слайды с изображениями улиток.

Ход занятия:  
Воспитатель загадывает детям загадку:  
На себе свой дом таскает,  
В дождик мало горя знает,  
Ручек нет и ножек нет!  
Вот и весь ее секрет.  
Кто это?  
Первый ребенок: Улитка.  
Воспитатель: Правильно. А кто еще знает загадки или стихи об улитке?  
Второй ребенок: Я знаю поговорку: Улитка едет – когда-то будет.  
Третий ребенок:  
Две антенны на макушке,  
А сама сидит в избушке,  
На себе ее везет,  
Очень медленно ползет.  
Четвертый ребенок: Стихотворение Т. Собакина «Улитка»:  
Хочет в сад попасть улитка,  
Но мешает ей калитка.  
Я открыть калитку рад –  
Пусть ползет улитка в сад!  
Полчаса держал калитку –  
Поторапливал улитку!  
Воспитатель хвалит детей. Показывает слайд с изображением улитки. Говорит, что сегодня дети будут делать объемную аппликацию «Улитки в траве». Затем показывает готовую работу с улитками. 
Вопросы детям:  
- Какие части тела есть у улитки?  
Дети: У улитки есть раковина и тельце, на тельце голова с рожками.  
Воспитатель показывает этапы работ:  
1. Из цветной бумаги вырезают туловища большой и маленькой улиток, предварительно нарисовав их на бумаге.

Из квадратов цветной бумаги вырезают круги, в них по контуру вырезают спирали на раковинах улиток.

Нарезают полоски зеленой бумаги (травка).

Раскладывают элементы улиток на листе картона; под раковины подкладывают округлые кусочки ваты, приклеивают все клеем, излишки клея снимают салфеткой.

На готовых улиток приклеивают глазки, ротики, можно их нарисовать фломастером; приклеивают травку, раздвигая полоски в стороны.

Воспитатель по ходу занятия при необходимости помогает детям; напоминает о технике безопасности при работе с ножницами.  
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть все работы, отмечает, что все дети молодцы, хвалит всех детей за выдумку, фантазию, самостоятельность. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дощкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 23-27.
  2. Афонькин С.Ю. и др. Оригами и аппликация. СПб: Кристалл, 1998. - 48с.
  3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Мотестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб: Издательство Буковского, 1994. - С.20.
  4. Богатеева З.А. Занятие аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Богатеева З.А. Эстетическое воспитание детей 5-7 лет в процессе обучения декоративной аппликации // В помощь дошкольному работнику: Ученые записки. - Ульяновск, 1981. - T.XXIV.- Вып.1. - С. 66-114.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 1997.
  7. Большая советская энциклопедия // slovari.yandex.ru
  8. Вавилов С.И. Гдаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. - М., 1972.
  9. Васильева Л.Г. Формирование художественного образа в содержании декоративного рисования и аппликации детей 4-6 лет // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: Материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.140-144.
  10. Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка — М.; 1968.
  11. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание, 1982, №11, С.32
  12. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985.
  13. Виниченко В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С.41-43.
  14. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
  15. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2007.
  16. Воробьева Д.И. Воспитание творческой активности детей на занятиях аппликацией // Дошкольное воспитание — на новый уровень: Материалы съезда работников детских учреждений. - Р-н-Д., 1986.
  17. Воспитательный процесс: изучения эффективности /  Под ред. Е.Н.Степанова.- М., 2006.
  18. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб: Союз, 1997.
  19. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: Союз, 1997.
  20. Вышеславцева В.В. Развитие детского творчества средствами разнообразных техник аппликации //  Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1998. - С.152-154.
  21. Головин С.Ю. Словарь практического психолога // psyho.ru.
  22. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986.
  23. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвящение, 2009.
  24. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. - С.61.
  25. Гусакова М. Из истории аппликации //  Дошкольное воспитание. - 1980. - № 10. - С.64-67.
  26. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ. - М.: Просвящение, 1997.
  27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
  28. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб: «Детство-Пресс», 2006.
  29. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2003.
  30. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.
  31. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвящение, 1988.
  32. Дубровская И.В., Данилова Е.Е., Прихожан И.В. Психология. - М.: ACADEMIA, 2002.
  33. Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природного материалов. - М.: Астрель, Сова, 2010.
  34. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. Обучение дошкольников технике аппликации: Методическое пособие. - М.: Детство-Пресс, 2002. - 128с.
  35. Дубровская Н.В. Аппликации из камней и ракушек. Издательство: М., СПб, АСТ; Сова, 2008. - 30с.
  36. Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство — детям // Дошкольное воспитание. - 1997 - № 5.
  37. Жарова Т.В. Особенности развития творческих способностей дошкольников и младших школьников в условиях освоения символических средств художественной аппликации: Дис. … канд. пед. наук. - М., 2007.
  38. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: т.1 Психическое развитие ребенка. - М., 1986. - С.86.
  39. Игра дошкольника/ Под ред. Новосёлово  С.Л. – М., 1989.
  40. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография, изд.2. - М., 2004. - С.15
  41. Клюева И.Н. Предметно-пространственная деятельность детей на занятиях изобразительным искусством: Дис. … канд. пед. наук. - М., 2001. - С. 35
  42. Кнушевицкая Н.А. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. Методические пособия для родителей и воспитателей. - М.: Аркти, 2008. - С. 15-20
  43. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. - М.: Аркти, 2008. - С. 6-18
  44. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество. Что под этим следует понимать? //Дошкольное воспитание - 2005. - №2. - С. 80.
  45. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  46. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание — 1998. - № 10. - С.65-67.
  47. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
  48. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика — синтез, 2009.
  49. Комарова Т.С., Филлипс О. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
  50. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Р-н-Д: Феникс, 2002.
  51. Косминская В.Б., Казакова Р.Г., Васильева Е.И. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1985. - С. 21-47
  52. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. старшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2008.
  53. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
  54. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.: «Гном-Пресс», 2005.
  55. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.И. Ступеньки к творчеству. - М.: Педагогика, 1987. - С.87-200.
  56. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Сакулиной Н.П., Комаровой Т.С. – М.: 1979.
  57. Морозова Т.В., Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
  58. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2008.
  59. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство — детям: Пособие для воспитателя ст.групп детского сада. - М.: Просвещение, 1976.
  60. Перевертень Г.И Мозаика из круп и семян. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
  61. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2006.
  62. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
  63. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. - М., 2005.
  64. Работа над выразительностью детского рисунка/ Методические рекомендации. – Минск, 1981.
  65. Размыслова Л.В. Педагогические условия формирования чувства цвета у детей в изобразительной деятельности. Автореферат. Дис. канд. пед. наук. – М., 1997.
  66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
  67. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  68. Сакулина Н.П. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Просвящение,1982.
  69. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М., 1965.
  70. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приёмов обучения рисованию, лепке в детском саду. – М.:Известия АПН РСФСР, 1959.
  71. Салагаева Л.М. Объемные картинки: Учебно-методическое пособие для дошкольников.- СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
  72. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
  73. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. - М.: Знание, 1974.
  74. Скачкова Т. Использование детьми цвета в рисовании. / Дошкольное воспитание -1978.- № 4 — С.16-19.
  75. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: 1990.
  76. Теория эстетического воспитания / Отв.ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. - М.: Искусство, 1979. - С. 115-130.
  77. Теплинская О.А. Аппликация и коллаж. - М.: Академия, 2010. - 280с.
  78. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: 1960.
  79. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. - Дубна: Феникс плюс, 2007. - С. 63.
  80. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 1996. - С. 23-33.
  81. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз., 1956.
  82. Юсов. Б.П. Вопросы художественного развития дошкольников на занятиях изобразительным искусством. – М., 1956.

Информация о работе Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в изображении пейзажа средствами аппликации