Развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Креативность (творческие способности)- это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения креативности и факторов, оказывающих влияние на становление креативности детей
1. 1. Исследования креативности отечественными и зарубежными авторами………………………………………………………………………….6
1.2. Специфика развития креативности в младшем школьном возрасте….17
1.3. Значение и возможности изодеятельности в развитии креативности младших школьников…………………………………………………………24
Глава 2. Примеры практического изучения креативности младших школьников и рекомендации по проведению занятий с элементами изобразительной деятельности, направленных на развитие креативности
2.1. Примеры практического изучения креативности младших школьников……………………………………………………………………..34
2.2. Рекомендации по проведению занятий с элементами изобразительной деятельности, направленных на развитие креативности…………………….35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

K_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_na_uroke_i.docx

— 237.96 Кб (Скачать)

Интерпретация результатов

Беглость, или продуктивность

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

Гибкость

Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

Оригинальность

Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

Разработанность

Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

 

 

 

Стимульный материал к методике Торренса «Закончи рисунок»

 

Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай её полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

 
Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Батарея тестов «Творческое мышление» Туник Е.Е.

 

Методика предназначена для диагностики изучения уровня развития творческого мышления (вербальная и образная области) детей дошкольного и школьного возраста в возрасте 5—15 лет.

Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме.

Основные показатели по всей батарее тестов определяются факторами:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует  беглость творческого мышления  и определяется общим числом  ответов;

2) Гибкость — фактор характеризует  гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению  и определяется числом классов (групп) данных ответов;

3) Оригинальность — фактор характеризует  оригинальность, своеобразие творческого  мышления, необычность подхода к  проблеме и определяется числом  редко приводимых ответов, необычным  употреблением элементов, оригинальностью  структуры ответа;

4) Точность — фактор, характеризующий  стройность, логичность творческого  мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной  цели.

Субтест 1.

Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно.

Время выполнения субтеста t=3 мин. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения  идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

 

Б=1 × n

 

n=число уместных ответов; Б=беглость

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Далее перечисляются основные категории ответов.

Категории ответов — (субтест 1)

1. Использование для записей (записать  телефон, решать примеры, рисовать...)

2. Использование для ремонтно-строительных  работ (заклеить окна, клеить под  обои...)

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку  и сесть, положить под обувь, подстелить  на пол при окраске потолка...)

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы...)

5. Использование для животных (подстилка  кошке, подстилка хомяку, привязать  на нитку бантик из газеты  и играть с кошкой).

6. Использовать как средство  для вытирания (вытереть стол, протирать  окна, мыть посуду, туалетная бумага...)

7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать  собаку, плеваться шариками из  газеты...)

8. Переработка (сдать в макулатуру...)

9. Получение информации (смотреть  рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер  лотерейного, билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТV и т.д.)

10. Покрытие (сверху) (укрываться от  дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца...)

11. Сжигание (для растопки, для разведения  костра, сделать факел)

12. Создание поделок, игрушек (сделать  корабль, шапку, папье-маше...)

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т.е. учитывать каждую категорию только один раз.. Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, т.е. иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории № 12 — Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём — 3 балла.

Г = 3 × m

Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

Ответам не подходящим ни к какой категории присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным списком категорий.

3) Оригинальность — число ответов  с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным  считается ответ, данный 1 раз на  выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный  ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, т.е. перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае, мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том , что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k

где Т1, — суммарный балл по 1 субтесту, Б1 — беглость по 1 субтесту, Г1 — гибкость по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по 1 субтесту, n — общее число уместных ответов, m — число категорий, k — число оригинальных ответов

Следует исключать повторяющиеся ( полностью) дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения  идей) — общее число приведённых  следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

2) Оригинальность — число оригинальных  ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается  ответ приведенный только один  раз ( на выборке — 30—40 человек).

1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов

Т2 = n + 5 × k

Т2 — Суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Выражение

Модификация для 9—15 лет.

Задача: Придумать предложения, состоящие из четырех слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы.

Инструкция испытуемому: Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов, причем каждое слово в предложении начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: (испытуемым предъявляются напечатанные буквы)

ВМСК

Пожалуйста, используйте буквы только в таком порядке, не меняйте буквы местами. Приводится пример предложения — «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста — 5 минут.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались по трем показателям

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в школе