Интерпретация результатов
Беглость, или продуктивность
Этот показатель не является
специфическим для творческого мышления
и полезен прежде всего тем, что позволяет
понять другие показатели КТТМ. Данные
показывают (см. табл. 1), что большинство
детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий,
а старшеклассники – от восьми до десяти
заданий. Минимальное количество выполненных
заданий (менее пяти) встречается чаще
всего у подростков (5–8 классы).
Гибкость
Этот показатель оценивает
разнообразие идей и стратегий, способность
переходить от одного аспекта к другому.
Иногда этот показатель полезно соотнести
с показателем беглости или даже вычислить
индекс путем деления показателя гибкости
на показатель беглости и умножения на
100%. Напомним, что если испытуемый имеет
низкий показатель гибкости, то это свидетельствует
о ригидности его мышления, низком уровне
информированности, ограниченности интеллектуального
потенциала и (или) низкой мотивации.
Оригинальность
Этот показатель характеризует
способность выдвигать идеи, отличающиеся
от очевидных, общеизвестных, общепринятых,
банальных или твердо установленных. Тот,
кто получает высокие значения этого показателя,
обычно характеризуются высокой интеллектуальной
активностью и неконформностью. Оригинальность
решений предполагает способность избегать
легких, очевидных и неинтересных ответов.
Как и гибкость, оригинальность можно
анализировать в соотношении с беглостью
с помощью индекса, вычисляемого описанным
выше способом.
Разработанность
Высокие значения этого показателя
характерны для учащихся с высокой успеваемостью,
способных к изобретательской и конструктивной
деятельности. Низкие – для отстающих,
недисциплинированных и нерадивых учащихся.
Показатель разработанности ответов отражает
как бы другой тип беглости мышления и
в определенных ситуациях может быть как
преимуществом, так и ограничением, в зависимости
от того, как это качество проявляется.
Стимульный материал
к методике Торренса «Закончи рисунок»
Фамилия ____________ Имя___________ Дата
_____________
На этих двух страницах нарисованы незаконченные
фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные
линии, у тебя получатся интересные предметы
или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится
10 минут. Постарайся придумать такую картинку
или историю, которую никто другой не сможет
придумать. Сделай её полной и интересной,
добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересное название для каждой
картинки и напиши его внизу под картинкой.
Приложение 2.
Батарея тестов «Творческое мышление»
Туник Е.Е.
Методика предназначена для диагностики
изучения уровня развития творческого
мышления (вербальная и образная области)
детей дошкольного и школьного возраста
в возрасте 5—15 лет.
Время проведения батареи тестов — 40
минут. Тесты предназначены для возрастной
группы от 5 до 15 лет. С возрастной группой
от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой
форме.
Основные показатели по всей батарее
тестов определяются факторами:
1) Беглость (легкость, продуктивность)
— этот фактор характеризует
беглость творческого мышления
и определяется общим числом
ответов;
2) Гибкость — фактор характеризует
гибкость творческого мышления,
способность к быстрому переключению
и определяется числом классов
(групп) данных ответов;
3) Оригинальность — фактор характеризует
оригинальность, своеобразие творческого
мышления, необычность подхода к
проблеме и определяется числом
редко приводимых ответов, необычным
употреблением элементов, оригинальностью
структуры ответа;
4) Точность — фактор, характеризующий
стройность, логичность творческого
мышления, выбор адекватного решения,
соответствующего поставленной
цели.
Субтест 1.
Использование предметов (варианты употребления)
Задача: Перечислить как можно больше
способов использования предмета, отличающиеся
от обычного употребления.
Инструкция испытуемому: Газета используется
для чтения, ты можешь придумать другие
способы использования газеты. Что из
неё можно сделать? Как её можно использовать?
Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста t=3 мин. При
групповой форме проведения ответы записывают
сами испытуемые. Время засекается после
прочтения инструкции.
Оценивание: Результаты выполнения теста
оценивались в баллах.
Имеются три показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения
идей) — суммарное число ответов.
За каждый ответ дается 1 балл,
все баллы суммируются.
Б=1 × n
n=число уместных ответов; Б=беглость
2) Гибкость — число классов (категорий)
ответов.
Далее перечисляются основные категории
ответов.
Категории ответов — (субтест 1)
1. Использование для записей (записать
телефон, решать примеры, рисовать...)
2. Использование для ремонтно-строительных
работ (заклеить окна, клеить под
обои...)
3. Использование в качестве подстилки
(постелить на грязную скамейку
и сесть, положить под обувь, подстелить
на пол при окраске потолка...)
4. Использование в качестве обертки
(завернуть покупку, обернуть книги,
завернуть цветы...)
5. Использование для животных (подстилка
кошке, подстилка хомяку, привязать
на нитку бантик из газеты
и играть с кошкой).
6. Использовать как средство
для вытирания (вытереть стол, протирать
окна, мыть посуду, туалетная бумага...)
7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать
собаку, плеваться шариками из
газеты...)
8. Переработка (сдать в макулатуру...)
9. Получение информации (смотреть
рекламу, давать и смотреть объявления,
делать вырезки, проверить номер
лотерейного, билета, посмотреть дату,
посмотреть программу ТV и т.д.)
10. Покрытие (сверху) (укрываться от
дождя, прикрыть что-то от пыли,
укрыться от солнца...)
11. Сжигание (для растопки, для разведения
костра, сделать факел)
12. Создание поделок, игрушек (сделать
корабль, шапку, папье-маше...)
Следует приписать каждому ответу номер
категории из вышеприведенного списка,
затем, если несколько ответов будут относиться
к одной категории, то учитывать первый
ответ из этой категории, т.е. учитывать
каждую категорию только один раз.. Затем
следует подсчитать число использованных
ребенком категорий. В принципе, число
категорий может изменяться от 0 до 12 (если
не будет дано ответов, отнесенных к новой
категории, которой нет в списке категорий).
Кто-то может дать много ответов, т.е. иметь
высокий показатель по фактору беглость,
но все ответы могут относиться к одной
категории, например к категории № 12 —
Создание поделок, игрушек.
За одну категорию даём — 3 балла.
Г = 3 × m
Г — показатель гибкости, m — число использованных
категорий.
Ответам не подходящим ни к какой категории
присваивается новая категория и, соответственно,
добавляется по 3 балла за каждую новую
категорию. Таких ответов может быть несколько.
Но прежде чем присваивать новую категорию,
следует очень внимательно соотнести
ответ с приведенным списком категорий.
3) Оригинальность — число ответов
с необычным употреблением понятия,
в данном случае оригинальным
считается ответ, данный 1 раз на
выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный
ответ — 5 баллов.
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.
Ор = 5 × k
Ор — показатель оригинальности, k —
число оригинальных ответов.
Строгий подсчёт суммарного показателя
по каждому субтесту следует проводить
после процедуры стандартизации, т.е. перевода
сырых баллов в стандартные. В данном случае,
мы предлагаем проводить суммирование
баллов по различным факторам, отдавая
себе отчёт в том , что такая процедура
не является достаточно корректной, а
следовательно, суммарными баллами можно
пользоваться только как приблизительными
и оценочными.
Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 × m + 5 × k
где Т1, — суммарный балл по 1 субтесту,
Б1 — беглость по 1 субтесту, Г1 — гибкость
по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по
1 субтесту, n — общее число уместных ответов,
m — число категорий, k — число оригинальных
ответов
Следует исключать повторяющиеся ( полностью)
дублирующие друг друга ответы.
Субтест 2. Заключения
Задача: Перечислить различные последствия
гипотетической ситуации.
Инструкция испытуемому: Вообрази, что
случится, если животные и птицы смогут
разговаривать на человеческом языке.
Время выполнения субтеста 3 минуты.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста
оценивались в баллах:
Имеются два показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения
идей) — общее число приведённых
следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.
2) Оригинальность — число оригинальных
ответов, число отдаленных следствий.
Здесь оригинальным считается
ответ приведенный только один
раз ( на выборке — 30—40 человек).
1 оригинальный ответ — 5 баллов
Ор = 5 × k
Ор — показатель оригинальности, k —
число оригинальных ответов
Т2 = n + 5 × k
Т2 — Суммарный показатель 2 субтеста.
Как и в первом субтесте следует обратить
внимание на исключение неуместных (неадекватных)
ответов; а именно: повторяющихся ответов
и ответов, не имеющих отношения к поставленной
задаче.
Субтест 3. Выражение
Модификация для 9—15 лет.
Задача: Придумать предложения, состоящие
из четырех слов, в которых каждое слово
начинается с указанной буквы.
Инструкция испытуемому: Придумай как
можно больше предложений, состоящих из
четырех слов, причем каждое слово в предложении
начинается с указанной буквы. Вот эти
буквы: (испытуемым предъявляются напечатанные
буквы)
ВМСК
Пожалуйста, используйте буквы только
в таком порядке, не меняйте буквы местами.
Приводится пример предложения — «Веселый
мальчик смотрит кинофильм».
А теперь придумай как можно больше своих
предложений с этими буквами.
Время выполнения субтеста — 5 минут.
Оценивание: Результаты выполнения субтеста
оценивались по трем показателям