Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа
Актуальность исследования. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Сущность познавательного интереса школьников
1.2 Использование информационно-коммуникационных технологий
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИнКТ
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1
Сущность познавательного 1.2
Использование информационно- 1.3
Развитие познавательного 1.4
Изучение животного мира в
программе А.А. Плешакова « Вывод по первой главе ГЛАВА
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ 2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК Введение
Актуальность исследования. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании. Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося; определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие; выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности; изучалась предметная направленность и осознание познавательного интереса учащимися разных возрастных групп (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, С.Г. Якобсон и др.). Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. Полученные эмпирические данные состояния развития познавательного интереса у младших школьников показывают недостаточный уровень его сформированности в современных условиях, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой. У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся. Большинство
авторов признают компьютер в
качестве эффективного средства активизации
обучения. Вместе с тем, в исследованиях
не находят должного отражения дидактические
и методические аспекты использования
средств информационно- В целом, изучение особенностей состояния формирования познавательного интереса у младших школьников позволило выявить ряд противоречий: - между
пониманием принципиальной — между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, содействующей развитию их творческих познавательных возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне; —
между стремительной Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия использования информационно - коммуникационных технологий при изучении животного мира в начальной школе как средства развития познавательного интереса учащихся. Таким
образом, актуальность рассматриваемой
проблемы, ее недостаточная разработанность
и большая практическая значимость
определили тему исследования: «Информационно- Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий. Объект. Организация учебного процесса при изучении курса «Окружающий мир». Предмет. Процесс использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира. Гипотеза исследования: — если процесс обучения опирается на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, методик обучения, воспитания, развития. — если выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения; —
если разработаны дидактические
и методические аспекты оптимального
использования средств —
если организация процесса обучения
в начальной школе с — если выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у младших школьников и на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития; То это будет способствовать формированию познавательного интереса у младших школьников, при изучении окружающего мира в начальной школе. Задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения. 2.
Выявить значение ИКТ в 3.
Разработать учебные занятия
и соответствующее Методологической основой исследования являются: Для
решения намеченных задач в процессе
исследования были использованы различные
теоретические и эмпирические методы:
теоретический анализ научных работ
в области проблем Теоретическая значимость. Изучена философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования, задано направление эксперимента, подобраны и разработаны методики для диагностики начального уровня развития познавательного интереса у младших школьников и выявления динамики дальнейшего его развития. Практическая
значимость. Разработка подходов к использованию
информационных технологий при изучении
окружающего мира в начальной школе. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
первом параграфе дается характеристика
ключевого понятия 1.1 Сущность познавательного интереса школьников Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес". При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности. Наше исследование, базируясь на основополагающих методологических принципах этих наук, при решении поставленных задач предполагает последовательную реализацию деятельностного подхода. Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Понятие
"интерес" многозначно. Его содержание
связывают как с Познавательный
интерес - важнейшая область общего
феномена интереса. Его предметом
является самое значительное свойство
человека: познавать окружающий мир
не только с целью биологической
и социальной ориентировки в действительности,
но и в стремлении проникать в
его многообразие, отражать в сознании
сущностные стороны, причинно-следственные
связи, закономерности, противоречивость.
Своеобразие познавательного В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" Она указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом. [24,368c.] Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности". В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает: —
как избирательная — как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение; — как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам. Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров). По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.[21,448c.] В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.[21,48c.] Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, мыслей; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. Потребности
первичны, а интересы развиваются
на основе потребностей, основные побудители
деятельности человека - не сами потребности
(как нужда в восполнении Ориентировка
в окружающей действительности есть
самый начальный акт Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем появляется любознательность, которая является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов («Откуда?», «Зачем?», «Почему?»). В любой период своего становления познавательный интерес является побудительной силой. Познавательный интерес вырастает из потребностей знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становиться лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека. Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому, на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком. Любознательность
- ценное состояние личности. Она
характеризуется стремлением Познавательный
интерес на пути своего развития обычно
характеризуется познавательной активностью,
явной избирательной Теоретический
интерес связан как со стремлением
к познанию сложных теоретических
вопросов и проблем конкретной науки,
так и с использованием их как
инструмента познания. Эта ступень
активного воздействия человека
на мир, на его переустройство, что
непосредственно связано с В
реальном процессе все указанные
ступени познавательного Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то, что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство. Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Следует подчеркнуть, что в интересе выражен и момент избирательности. В своей работе мы будем употреблять термин "познавательный интерес" Волевой
компонент связан, прежде всего, с
тем, что школьник стремится сам
планировать свою деятельность. Его
интерес к занятиям предполагает
активно-действенное отношение Эмоциональный
компонент выражается в удовольствии,
положительных эмоциональных Поведенческий компонент выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. Под влиянием познавательного интереса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он ищет сам постоянно и активно. Уровень развитости интереса (глубина, стойкость, осознанность) во многом определяют характер включенности учащегося в деятельность и ее эффективность. Поведенческий аспект характеризует степень действенности интереса, ее актуализацию в практической деятельности. У школьника прослеживается тенденция развития внимания, контроля и самоконтроля. Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе у разных авторов выделяется разное их число. Интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами: 1.
положительной эмоцией по 2.
наличие познавательной 3.
наличием непосредственного Однако
чаще всего выделяют две группы психологических
характеристик познавательного
интереса: содержательные характеристики
(связаны с содержанием Избирательность, действенность, осознанность, самостоятельность возникновения, доминирование в общей структуре мотивации, устойчивость, интенсивность, широта, эмоциональная окраска. Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности. Интерес всегда имеет определенную предметную направленность, интересы человека многообразны, как многообразен окружающий мир. Но из многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием. По предметной направленности интересов и ограниченно связанными с ними сферами деятельности вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и т. д. В свою очередь, внутри каждой из указанных областей может быть более тонкая дифференциация интересов к особым видам спорта, искусства, областями науки, учебным предметам. Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познавания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Суть познавательного интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений. Познавательный интерес представляет собою сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, появляется:· активный поиск;· догадка;· исследовательский подход;· готовность к решению задач. Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: · эмоции удивления;· чувство ожидания нового; · чувство интеллектуальной радости; ·
чувство успеха. В этом своеобразном
сплаве психических процессов, важнейшим
элементом является волевое усилие.
Самыми характерными для познавательного
интереса волевыми проявлениями следует
считать инициативу поиска, самостоятельность
добывания знаний, выдвижения и постановки
задач на пути познания. Ядром познавательного
интереса являются мыслительные процессы.
Итак, познавательный интерес выступает
как избирательная Взаимосвязь
между познавательными Подход к познавательному интересу как к внешнему стимулу обучения может иметь основания. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не все, а только значимое для него, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное в обучении представить в интересной для ученика форме. Избирательное отношение к учебным предметам, в первую очередь, зависит от учителя, от его личности и от степени его мастерства. Рассматривая
познавательный интерес в качестве
средства, стимула обучения, мы не всегда
можем рассчитывать на то, что все
наши стимулы будут иметь в
ходе обучения именно тот эффект, который
важен для познавательного Ограничивать
трактовку познавательного Познавательный интерес как средство обучения становится наделенным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть. Там,
где при отборе «оживляющих» учебный
процесс средств учитель Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности. Занимательность
- элементарный уровень интереса, возникающий
под влиянием яркости впечатлений
и сосредотачивающийся на внешних
сторонах, этот интерес нестоек, легко
вытесняется новыми яркими впечатлениями.
Включая занимательность в Руководство поведением и деятельностью детей - без знаний о сущности общих мотивов деятельности и специальных мотивов деятельности - невозможно. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательного интереса всегда имеет свой предмет, в нем ясно и отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится. Для
образования мотивов 1.
Познавательный интерес 2.
Особенностью познавательного 3.
Познавательный интерес раньше
и более ясно, чем другие мотивы,
осознается школьником. «Интересно»
и «неинтересно» - основной критерий
школьника, по которому он 4.
Для характеристики 5.
Будучи сильным мотивом учения,
познавательный интерес, 6.
Как и всякий мотив, Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает своим вниманием другие мотивы Методы развития познавательного интереса: 1.Формирование
готовности восприятия Метод представляет собой одно или несколько упражнений или заданий учителя направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. 2.Выстраивание
вокруг учебного материала Игры
с готовым содержанием и Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. Эти игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Творческие игры. Большое
значение для развития детей имеют
творческие игры, связанные с природой.
Основная особенность творческих игр:
они организуются и проводятся по
инициативе самих детей, которые
действуют самостоятельно. Во время
игр дети усваивают знания о труде
взрослых в природе, идет процесс
осознания значения труда взрослых,
формируется положительное Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В чем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Можно выделить три группы игр: · Короткие игры. · К ним относятся предметно, сюжетно – ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. · Игровые оболочки. · Это игровые формы организации учебной деятельности более продолжительны по времени. · Представление урока в виде целостной учебы - игры. · Например: сюжетом объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости к ребятам» · Длительные развивающие игры. Это игры воспитывающей направленности. 3.Метод
стимулирования занимательным Подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Приемы:
введение в учебный процесс Наблюдение
– это специально- Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с природой приучает детей, приглядываться к ее особенностям и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Опыт
– это наблюдение, которое проводиться
в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у
детей познавательного интереса
к природе, развивает наблюдательность,
мыслительную деятельность. В каждом
опыте раскрывается причина наблюдаемого
явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям. Уточняются их знания
о свойствах и качествах Например: в природоведении это могут быть примеры типа «круговорот воды в нашем городе», «явление природы в сказках» 4.Методы создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.[5,84c.] Знакомя
детей с природой, педагог использует
разнообразный иллюстративно- Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С их помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине.) Иллюстративно-наглядный
материал позволяет дать детям представление
о длительно протекающих в
природе явлениях (например, рост и
развитие растений и животных, сезонные
явления природы). С помощью иллюстративно- Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении при рассматривании репродукции с художественных картин, просмотре кинофильмов. Использование иллюстраций – это наглядный метод. Обычно наглядные пособия используют в совокупности со словесными и практическими методами. Методы
иллюстрации предполагают показ
ученикам иллюстрированных пособий
плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок
на доске.[5,176c.] 1.2
Использование информационно- Информационно- Информационные технологии – это совокупность методов и программно – технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации. Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Также
под информационными Возникновение информационных технологий связано со следующими достижениями: появление новых средств накопления информации, развитие средств связи, возможность автоматизированной переработки информации с помощью компьютера. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи. Часто к ИКТ относят также технологии управленческого консультирования и проектирования бизнес и административных процессов, так как результаты проектирования, как правило, подразумевают использование компьютеров и электронной связи. Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс). Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках). Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор). Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии. Презентации
– это наиболее распространенный
вид представления Обучающие
игры и развивающие программы
ориентированы на дошкольников и
младших школьников. К этому типу
относятся интерактивные Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов. Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям. Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ. В
электронных энциклопедиях В начальных классах используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка. Существуют следующие виды наглядностей.[4,157c.] *картинная
и картинно-динамическая *Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение звуковых образов. *смешанная наглядность – учебный, звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действия. *Учебные
кинофильмы и кинофрагменты –
они служат для систематизации
и обобщения знаний. Демонстрация
фильма является органической
частью урока и сочетается
с другими методами обучения,
самостоятельной работы *Учебные
диафильмы – это статичное
изображения на пленке, объединенное
единой сюжетной линией и в
связи с этим имеющее *Учебные
диапозитивы – это *Грамзаписи
используются записи отрывков, пластики
с музыкальных произведений. Под
специальные записи можно *Телевидение – это телепередача, которая используется в учебном процессе. Они составляют учебные процессы, созданные с учетом учебных программ; они используются на уроках, применяются во внеурочной работе.[5,49с.] В настоящее время наша страна начала пользоваться техническими средствами обучения. Г.М. Коджаспирова понимает технические средства как устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышение эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств.[6,17с.] Перечислим основные классификации технических средств обучения, выделенные Коджаспировой: -по функциональному назначению; -по принципу устройства и работы; -по роду обучения; -по логике работы; -по
характеру воздействия на -по
характеру предъявления По функциональному назначению технические средства обучения подразделяет на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели и т. д.), контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура на тренажере), обучения и самообучения (телевизор и учебная программа), вспомогательные (электронная доска, электромагнитофоны) и комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые телевизионные системы, компьютерные системы). По принципу устройства и работы технические средства обучения бывают механические (макет часов), электромеханические (швейная машинка), оптические (телескопы), звукотехнические (проигрыватель), электронные (мультимедийный телевизор) и комбинированные (магнитофон). По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального (презентация), группового (телевизор), поточного. По логике работы технические средства обучения могут быть с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи); и с разветвленной программой, обеспечивающий различные режимы работы (электронные учебники). По
характеру воздействия на органы
чувств выделяют визуальные (картины),
аудиосредства (проектор) и аудиовизуальные
(телевизор) технические средства обучения.
По характеру предъявления информации
технические средства обучения можно
разделить на экранные (картины), звуковые
(запись, проектор), экранно-звуковые (видеозапись).
Широкое распространение Все
виды средств обучения несут различную
дидактическую нагрузку, способствуя
созданию у школьников целостной
картины исторического Технические средства обучения уже довольно давно вошли в наша образовательные учреждения и в течении второй половины XIX, получили широкое распространение. Выходят в свет тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы базируются на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа – современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации. Современное
человечество включилось в общеисторический
процесс, называемый информацией. В
данный период развития общества производство
информации становится основным видом
деятельности, и компьютеризация
выступает как часть этого
процесса. Информация становится главным
ресурсом научно-технического развития
и социально-экономического развития
мирового сообщества существенно влияет
на ускорение развития науки. Новые
информационно-технические Понятие информация является основополагающим в этом процессе. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического процесса. Понятие информация используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Новые
информационно-технические В
настоящее время развиваются
следующие направления новых
информационно-технических 1)универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.); 2)компьютерные средства телекоммуникаций; 3)компьютерные
обучающие и контролирующие 4)мультимедийные программные продукты. Различают компьютерное и электронное обучение. По определению Коджаспировой, компьютерное обучение – это такая система обучения, в котором одним из технических средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение – это обучение с помощью систем и устройств современной электроники.[10,18с.] Все
программы развивающего обучения нацелены
на активизацию субъекта учебной
деятельности. Мы хотим видеть ученика
начальной школы По словам Молоковой, использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень детей к учебе. Компьютер способен быстро и эффективно научить детей самостоятельной работе с объемным текстом, чего требует средняя школа от начальной, когда обсуждаются вопросы преемственности. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.[13,39с.] С помощью информационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Информационные технологии могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством для изучения учебных материалов в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они, информационные технологии, помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. В
информационных технологиях видят
возможное средство, которое позволяет
осуществить наибольшую доступность
к образовательным ресурсам. Стремительный
процесс информатизации системы
образования позволяет Специфические
особенности информационных технологий
позволяют оценить их роль в реализации
целей образования младших Во-вторых, информационные технологии обеспечивают условия для индивидуального процесса обучения как учащихся, испытывающих трудности в обучении, так и для успешных учеников. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности. В-третьих,
уровень наглядности Кроме того, информационные технологии обеспечивают создание учителем благополучного интеллектуального фона обучения, особенно необходимого для хорошо успевающих учащихся. Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, которые обеспечивают готовность младших школьников к дальнейшему обучению, к осознанному усвоению знаний естественнонаучного и обществоведческого содержания. Развевающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения окружающего мира важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления. Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм. Возможность индивидуальной работы с информационными технологиями создает благоприятное условие для развития учебно-позновательной мотивации, осознанного личностного принятия норм в природной и социальной среде. Используя информационные технологии, учитель преследует следующие цели: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки основным средствам обучения, усиления наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции младших школьников, обеспечение создания благополучного интеллектуального фона обучения. В-третьих, формирование информационной культуры учащихся, ознакомление их для самообразования. И, в-четвертых, развитие познавательных интересов учащихся, углубление их интереса к изучению «Окружающего мира». Существуют
различные формы организации
обучения при использовании Классно-урочная система, с ориентировкой на руководство учителем процесса получения новых знаний, остается и сегодня главной задачей организации обучения. Необходимо, чтобы информационные технологии органически вписывались в существующую систему организационных форм и средств обучения, расширяя возможности традиционных и закладывая предпосылки для развития новых форм обучения. В
зависимости от особенностей коммуникативного
взаимодействия между учителем и
учащимися, выделяют индивидуальную и
фронтальную форму организации
обучения. Фронтальная форма обучения
предлагает работу всего класса по
реализации конкретной дидактической
задачи, достижение которой становится
возможным при активном взаимодействии
учащихся друг с другом. При этой
форме организации обучения ученики
выполняют общее для всех задание
в едином темпе. Эту особенность
следует учитывать при Именно
такая форма организации Выстраивая
индивидуальную форму обучения, учитель
может из любых существующих, модифицированных
или разработанных им по специальным
шаблонам упражнений. Индивидуальное
задание может содержать Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения. При организации индивидуальной формы обучения учитель должен подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного ученика, его психологических особенностей и темпа обучаемости, постепенного усложнения предъявляемых заданий, предъявления заданий разного вида, успешности деятельности ребенка, опоры на его положительные достижения, возможности за короткое время получить реальный результат, предоставления возможности работать в «зоне ближнего развития», то есть разрешить попытки выполнять трудные задания при помощи учителя, предоставления ученику права выбирать самому типы заданий и партнера по деятельности. Поверка
и оценка достижений младших школьников
является существенной составляющей учебного
процесса. При использовании Исходя
из конкретных успехов или неуспехов
учащегося, учитель разрабатывает
план дальнейшего предъявления школьнику
системы заданий. Таким образом,
четкое определение результатов
обучения позволяет прогнозировать
направление продвижения Контроль и оценка в начальной школе рассматривается как одно из средств формирования положительных мотивов учения и готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию качеств контролирующей деятельности учащихся. Иногда отрицательной стороной деятельности учителя является его эгоцентричностью, которая проявляется в необъективности оценки не результата, процесса деятельности, в подведении итогов контроля на основе «среднего балла», поэтому перенос оценочной функции с учителя на компьютер может способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих силах и оптимизма. Любой
контроль, в том числе организованный
в рамках использования информационных
технологий, создает определенный эмоциональный
фон и вызывает соответствующую
эмоциональную реакцию у В
настоящее время разработано
электронное учебное пособие
«Природа. Человек. Общество», которое
можно использовать в практике обучения
при разной оснащенности компьютерной
техникой. Наиболее оптимальным является
проведение занятий по естествознанию
в кабинете информатики, то есть в
аудитории, где расположены индивидуальные
рабочие места учащимся у компьютеров,
аналогичное рабочее место есть
и у учителя. В этом случае существует
возможность максимально Таким
образом, организовать деятельность учащихся,
можно используя различные 1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно – коммуникационных технологий В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения учащихся к информационной культуре. Важно
научить ребенка за короткое время
осваивать, преобразовывать и использовать
в жизни огромное количество информации.
Помогает учителю в решении этой
задачи сочетание традиционных методов
обучения и современных информационных
технологий, в том числе и компьютерных.
Ведь использование компьютера на уроке
позволяет сделать процесс Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность ИнКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества ИнКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. Так, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам. ИнКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Одним
из очевидных достоинств уроков с
использование ИКТ является усиление
наглядности, что способствует воспитанию
художественного вкуса Медиопособия, создаваемые нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности. Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. В «Методической копилке» школы более 30 разработок уроков, внеклассных мероприятий с медиоподдержкой по учебным программам начального курса обучения. В рамках опорной школы ежемесячно проводятся «Недели открытого урока», практические семинары, где своё педагогическое мастерство проявляют как учителя нашей школы, так и учителя закреплённых за нашей опорной школой. Часто
учебная аудитория оснащена 1-2 компьютерами,
что позволяет использовать индивидуальные
формы работы. В этом случае класс
получает одно задание, а 1-2 ученика
получают индивидуальное задание, оценка
которого запрограммирована в Для обобщающих уроков по некоторым темам можно использовать данное электронное учебное пособие в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к аудиопроектору. В этой ситуации будет предпочтительна фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний учащихся ( при предъявлении демонстраций). Единственный
компьютер в классе может использоваться
учителем для организации групповой
деятельности учащихся, в процессе
которой 2-4 ученикам получают общее
задание, которое необходимо выполнить,
работая электронным учебным
пособием. В данной ситуации важен
и результат работы и способ их
взаимодействия в процессе работы.
Поэтому учителю необходимо предварительно
продумать все возможные При наличии одного или нескольких компьютеров в учебной аудитории учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу некоторых учеников с электронным учебным пособием. Это будет эффективно, если учителем будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного ученика, нацеленная на коррекцию его типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать знания более высокого уровня сложности наиболее успешным ученикам. Множество
загадочного и неизвестного находят
дети в окружающем их мире. Ребенку
очень сложно найти ответы на интересующие
их вопросы, но интересно и ребенок
стремится найти ответы на все
интересующие их вопросы. Ученики с
удовольствием принимают Метод
проектов даёт ученикам возможность
учиться весело и интересно, создаются
условия для активизации Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами. Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление меж предметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка. Исследовательское
поведение ребёнка универсально
и может быть реализовано в
различных сферах: общении с природой,
рисовании, конструировании, игре на музыкальных
инструментах, в общении и играх
со сверстниками и взрослыми, а также
в других видах деятельности. В
ходе занятий учащиеся овладевают специальными
знаниями, умениями и навыками исследовательского
поиска: видеть проблемы, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы,
готовить тексты собственных докладов,
объяснять, доказывать и защищать свои
идеи, осваивают практику презентаций
результатов собственных Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий. Каждая серия транспарантов, как правило, посвящена одному, конкретному вопросу учебной программы. Эта особенность транспарантов не позволяет использовать их для иллюстраций при изложении нового материала учителем. Транспаранты необходимы при углубленном изучении природных явлений, выявлении их сущности. Одно из самых важных средств обучения природоведению – учебное кино. Это обусловлено тем, что кинофильм позволяет: 1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности; 2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом; 3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности; 4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию; 5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике. Учебное
кино применяют на разных этапах процесса
обучения. При сообщении новых
знаний кинофильм может служить
иллюстрацией рассказа учителя. Он обогащает
рассказ зрительными и Итак,
различные виды средств обучения
являются носителями специфических
свойств и функций, определяющих
их дидактические возможности. Такое
представление о средствах познавательный
интерес школьник информационный технология 1.4 Изучение животного мира в программе А.А. Плешакова «Зеленый дом» с использованием ИнКТ По программе дисциплины «Окружающий мир» живая природа изучается на естествознании с первого по четвертый класс. Анализ программы: Живые организмы: растения, грибы, животные, человек. Свойства живых организмов: питание, дыхание, рост, размножение. Развитие живых организмов: значение живых организмов в природе и жизни человека. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Грибы. Съедобные и несъедобные. Растения и их роль на Земле. Условия, необходимые для жизни растений: свет, тепло, воздух и вода с растворенными веществами. Многообразие растений, их роль в жизни человека. Мхи и папоротники. Отдельные представители хвойных и цветочных растений. Строение растения. Травы, кустарники, деревья. Дикорастущие и культурные растения. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Выращивание растений человеком. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство. Сельскохозяйственные растения своей местности. Животные и их роль на земле. Условия, необходимые для жизни животных: пища, воздух и вода. Многообразие животных и их строение. Насекомые, рыбы, птицы и другие животные. Приручение и разведение домашних животных. Животноводство и его роль в хозяйстве человека. Сельскохозяйственные животные своей местности. Практические работы и экскурсии: проращивание семян; наблюдение за животными в уголке живой природы; уход за комнатными растениями, домашними животными ( при наличии условий); особенности растений, их плодов и семян ( работа с живыми и гербарными экземплярами растений). Возьмем
для анализа программу Анализ программы Плешакова «Зеленый дом» Таблица 1
Мы составили конспект с использованием презентации для третьего класса по программе Плешакова «Зеленый дом». Тема: Разнообразие животных. Цели: 1. Познакомить детей с новой классификацией животных и их групповыми признаками; 2.Обеспечить
развитие познавательного 3.
Воспитывать бережное Оборудование: презентация по классификации животных.
Вывод
по первой главе Одним
из основных показателей становления
личности является познавательный интерес,
уровень развития которого в значительной
мере определяет продуктивность процесса
обучения. Важность развития познавательного
интереса у учащихся в современных
условиях обучения не вызывает никаких
сомнений. Однако вопрос о том, каким
образом достигнуть наибольшего
эффекта в его развитии, до сих
пор остается открытым. При рассмотрении
данного процесса мы опирались на
теоретические положения Мы рассмотрели методы развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе, такие методы, как наблюдение, игра, опыты, иллюстрация, демонстрация. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Затем
мы раскрыли понятие информационно- Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. В четвертом параграфе мы проанализировали программу по животному миру. В пример ей раскрыли программу Плешакова «Мир вокруг нас» с первого по четвертый класс. При анализе программы мы выявили, что почти на каждом уроке можно использовать информационно-коммуникационные технологии. Таким
образом, в современном мире необходимы
информационно-коммуникационные технологии.
ГЛАВА
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО- 2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий. Задачи: 1. Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 класса на констатирующем этапе; 2. Разработать и осуществить учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 3 класса. 3. Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 класса на контрольном этапе; 4. Обобщить результаты проведенной работы по формированию познавательного интереса учащихся 3 класса и сделать выводы. На основе определения ключевого понятия познавательный интерес – это потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения, имеющейся у него «жажды знаний»; мы разработали критерии, показатели, уровни. За основу взяли такие критерии: наличие интереса к учебной деятельности у учащихся 3 класса; наличие мотива, требующего заниматься этой деятельностью у учащихся 3 класса и ориентационные качества учащегося 3 класса. С этими критериями вы можете ознакомиться в таблице 2. Критерии, показатели, уровни развития познавательного интереса у учащихся 3 класса Таблица 2
Таким образом, данные этих таблиц можно использовать при проведении эксперимента. Для
их решения используются различные
методы и методики. Прямые методы изучения
интересов основаны на анализе высказываний
детей, самооценке ими своих данных
по различным анкетам и Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач. Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка. Методика №1 Первоначальное выявление области интересов ребенка. Ребенку предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной доверительной беседе, среди других вопросов. Вопросы к ребенку. Удовольствие. Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными? Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки? Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов? Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за комнатными цветами? Желание. Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить? Вышивать? Лепить? Кем быть? Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым? Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку, попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)? Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить? Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки? Досуговая деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать, пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить, поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать, украсить, сшить, вышить. Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить. Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы. Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство. Беседа
с родителями ребенка. Задача беседы
с родителями заключается в том,
чтобы получить как можно более
подробные данные об интересах и
склонностях ребенка. На предварительных
сборах, дне открытых дверей, в специальной
памятке родителям объясняется,
по каким направлениям работает школа,
показывается работа учебных отделений.
Затем проводятся индивидуальные собеседования
с родителями, их анкетирование на
предмет выяснения области Методика №2 Вопросы для оценки самоактуализации учащихся. Детям задают вопросы, варианты ответов только да–«+», нет-«-», не задумывался – 0. Учитель диктует вопросы, дети проставляют баллы. После проведения теста подсчитывается количество баллов Определяется сумма баллов по каждому опросному лицу. Определяется доля (в%) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой. 1. Чувствуешь ли ты себя нужным? 2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость? 3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются? 4. Получаешь ли ты в школе то, чего не достает дома? 5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью? 6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе? 7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем? 8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками? 9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей? 10. Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы? Для того, чтобы выявить потребность заниматься учебной деятельностью у учащихся 3 класса мы составили вопросы для наблюдения: 1. Интересен ли детям учебный материал? 2. Насколько активное слушание на уроке? 3. Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями? 4. Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод? 5. Используют ли дети полученные знания на практике в других областях деятельности? Способность учащихся переносить нагрузки мы проверяли с помощью наблюдения по таким вопросам: 1. На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности? 2. Насколько усидчив ребенок? 3. Сосредоточенность детей? 4. на какое время удерживается внимание у детей? 5. Умение доводить начатое до конца? Для того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим действиям мы наблюдали за детьми по таким вопросам: 1. Любознательность к изучаемому материалу у учащихся? 2. Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке? 3. Насколько быстро дети выполняют задания? 4. Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности? 5. Активно ли дети противодействуют препятствиям к достижению целей? Констатирующий этап эксперимента. Проведем
анализ сформированности познавательного
интереса у учащихся 3 класса. Первоначальное выявление области интересов у учащихся 3 класса. Устойчивость интересов и широту знаний. Таблица 3
Обобщим
полученные данные с помощью первичной
обработки по уровням в таблицу: Таблица 4
Обобщим полученные данные в таблицу, для выявления в процентном соотношении наличие интереса у учащихся в третьем классе: Таблица 5
Представим
выше изложенные данные графически:
Сводная таблица оценки уровня познавательного интереса:
Таким образом, по данным нашей таблицы, мы выявили, что наличие интереса у учащихся на разном уровне. 17% высокий уровень, 56% средний уровень и 27% с низким уровнем наличия интереса. Составим по этой таблице графический рисунок.
Заключение В
заключение можно сказать, что проблема
развития интересов младших школьников
актуальна. Чтобы данный процесс
проходил легче и эффективнее
мы пробовали решить задачу с помощью
информационно – Комплексное
решение образовательных, воспитательных
и развивающих задач, возможно лишь
при условии воздействия не только
на сознание учащихся, но и на эмоциональную
сферу и одним из наиболее эффективных
способов воздействия на чувства
и эмоции ребенка является использование
информационно – Цель,
поставленная на начало работы, по нашему
мнению достигнута. Мы выявили уровень
развития познавательных интересов
младших школьников, провели анализ
программ, раскрыли сущность понятия
информационно – Таким
образом, можно сделать вывод, что
одной из задач воспитания младших
школьников является развитие познавательных
интересов через использование
информационно – Библиографический
список 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А. Амонашвили. – М.: «Издательство университетское»,1990.- 516 2. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. – 1997 - №3 3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.-С.50-54. 4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7 5. Вахрушев, А.А. Окружающий нас мир: учебник – тетрадь для первого класса четырех лет.нач.шк. Я и мир вокруг нас. Часть 1./ А.А. Вахрушев. – М.: Баллас, 1997. – 64с. 6.
Голов, В.П. Методика обучения
естествознанию и 7. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159. 8. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51. 9.
Завьялова О.А. Воспитание 10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с. 11.
Комарова, И. Использование 12. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений./ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 357с. 13. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.-№6.-С.73-76. 14.
Лебедева А.В. Информационные
технологии на уроках 15. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 286с. 16. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 324с. 17.
Обобщение опыта. Когда 18.
Павлова, С.И. Информационно- 19.
Педагогический словарь/под 20.
Петросова, Р.А. Методика 21.Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 1 /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2001. -160с. 22. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. -160с. 23. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с. 24.
Соколова, Т.Е. Воспитание 25.
Суворова, Г.Ф. Средства обучения
и методика их использования
в начальной школе/Г.Ф. 27. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с. 28. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88 29.
Щукина Г.И. Проблема |
Информация о работе Развитие творческой активности на уроках географии