Развитие творческой активности на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

Главные задачи, отсюда вытекающие:

показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Файлы: 1 файл

Тема для аттестации.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

1.Введение.

Велика  и познавательна область географии.

Какая другая наука  может быть прекраснее для детей,

                                                       может быстрее возвысить поэзию  младенческой души их.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

( Н. В. Гоголь.)

      В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

     Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

     География по выражению И. Канта, - наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. В отличие от науки хронологической (т.е.  временной, например: истории), география – наука хорологическая (т.е. пространственная). Этим она и отличается от других школьных дисциплин. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально – экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, географические знания помогут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности школьника.  Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в основной школе.

     Поэтому, целью моей работы является:

   Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

   Главные задачи, отсюда вытекающие:

  • показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
  • рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

II. Познавательный интерес как способ  формирование любви к географии.

      В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область -   познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

     Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

    Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей деятельности в обучении, состоит в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в большей самостоятельности учащихся, в новизне их суждений и выводов.

     Воспроизводящая и творческая познавательная деятельности взаимно не исключают друг друга, а лишь отражают различие уровней протекания этой деятельности.

     Творческая деятельность предполагает более высокий уровень познавательной деятельности, характеризующейся тем, что учащиеся не ограничиваются простым воспроизводством, а высказывают свои собственные суждения и оценки, ставят вопросы, сравнивают и сопоставляют изучаемые явления, обобщают их, предлагают оригинальные пути решения поставленных задач, выдвигают новые проблемы, создают свои собственные работы: стихи,  рассказы, проекты и т. д. Творческая познавательная деятельность учащихся характеризуется тем, что они самостоятельно раскрывают новые стороны изучаемых явлений, приобретают знания о новых фактах, умеют видеть новое в уже известных им фактах. В процессе этой деятельности учащиеся овладевают такими приемами деятельности, как умение наблюдать, сравнивать, обобщать, намечать порядок работы, а затем упражняться в применении названых приемов.

       Научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, значит избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.

      Научить учащихся наблюдать и описывать явления — это первоначальная задача. Следующая задача — научить учащихся переходить от описания к объяснению, то есть к раскрытию связей, отношений и обоснованию их закономерного характера. Если учащиеся овладеют процедурой объяснения, ее основными операциями, то они окажутся действительно способными самостоятельно находить закономерные связи и отношения, ранее описанных явлений, формулировать на основе этого законы, принципы, свойства, доказывать их справедливость для заданных условий, то есть смогут усваивать определенные элементы теоретических знаний на основе их прогнозирования.

     Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее не возможно. Творческое же развитие возможно только при условии включении учащихся в самые разнообразные виды деятельности.

     Творческая познавательная деятельность учащихся в обучении, какой бы характер она ни носила, какой бы активной она ни была, всегда должна направляться и организовываться учителем. Это руководство зачастую имеет стихийный характер, но в тоже время необходимость его заложена в самой природе учебного процесса и тех методов, которыми пользуется учитель.

     Таким образом, самостоятельность творческой деятельности условна, так как сама субъективность познания нового учащимися несет в себе обязательность контроля со стороны учителя. Учитель должен направлять творческую познавательную деятельность учащихся.

     Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

     Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

       В. Сухомлинский говорил: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

       Организовывая  урок, я стремлюсь так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

Постоянные  неудачи отбивают охоту учиться. Поэтому я стараюсь не злоупотреблять попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараюсь поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет.

     На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха.

     Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед.

Считаю  успех в труде - это основа взаимопонимания  между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни  своей скоростью и своим путем - этого не изменить. Но как при  этом не убить человечное в человеке - вот задача обучения и воспитания. Не озлобиться и не озлобить ученика. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом.

     У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития. В формировании познавательного интереса школьников можно выделить три этапа: любопытство (ситуативный интерес), любознательность (неустойчивый интерес) и устойчивый познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику построения учебного курса. Используя  методы поиска и осмысления новых знаний в учебе, его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение нестандартных задач доставляет удовольствие.

     Психология установила, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Сущность такого изложения состоит в том, что учитель наряду с готовыми знаниями раскрывает и пути их приобретения. Это осуществляется путем доказательства правильности сообщенного вывода. Учитель ставит проблему, вскрывает внутренние противоречия, возникающие на пути ее решения, рассуждает, доказывает, опровергает возможные возражения, ставит эксперимент, т. е. раскрывает пути познания явления, пути решения проблемы. Среди приемов создания проблемных ситуаций – столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими объяснения, практическая работа.

     Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.

     Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия, как показали исследования, характерны для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от конкретных элементарных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.

     Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимы движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредование осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей.

Информация о работе Развитие творческой активности на уроках географии