Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа
Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.
Главные задачи, отсюда вытекающие:
показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.
Из проделанной мною работы можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала. И если наши дети считают самым интересным наш предмет, сдают экзамены за курс географии – это большой успех и постоянное ощущение радости за свой нелёгкий труд.
5.Использованная литература.
Журналы «География в школе»№2/05, №7/01,№2/03.
Селенко. Г.К. «Современные образовательные технологии». Народное образование. Москва. 1998 год.
Савина. Н.Г. «Новые технологии обучения географии». Брянск. БГПУ. 2000 год.
Н. В. Болотникова.
« Уроки-игры в средней школе»
Волгоград. 2007 год.
УРОК НА ТЕМУ:
«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»
8 класс
ЦЕЛЬ: Рассмотреть природную зону как зональный природный комплекс
ЗАДАЧИ:
1) Рассмотреть
особенности природы и
Начать формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природных зон и связанных с ними экологических проблем;
2) Формирование
умений находить причинно-
3) Прививать любовь к окружающей природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
атласы; карта природных зон России; рисунки с изображением растительности и животного мира арктических пустынь и тундры; схемы; гербарные экземпляры.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка знаний и умений
1) Выберите правильный ответ:
а) ПТК это:
~ среда
обитания производственной
~ закономерное
сочетание взаимосвязанных
~ это
глубоководная область дна
б) Синонимом ПТК является:
~ природная зона;
~ фация;
~ ландшафт;
~ регион.
в) Создателем учения о ПТК (ландшафтоведение) является:
~ Берг;
~ Вавилов;
~ Сукачев;
~ Докучаев.
2) Два человека работают у доски:
Расположите данные ПТК в правильном порядке:
1) Валдайская возвышенность ? темнохвойная тайга ? Восточно-европейская равнина;
2) Возвышенность ? склон холма ? крупная равнина ? холм.
3) У доски работают 2 ученика
Из перечисленных
компонентов выбрать
(схемы
закреплены на доске;
4) Вопрос
- Какие
факторы влияют на
III.
Подготовка к восприятию
1) Учитель: вы дома повторяли по учебнику 7 класса особенности природных зон.
Вопросы:
~ Что такое природная зона?
~ Какие существуют закономерности в размещении природных зон?
~ Какие природные зоны расположены в России?
2) Сообщение
учащегося: «Докучаев –
IV. Постановка У. З.
V. Изучение нового материала
1) Зона арктических пустынь
а) Учитель зачитывает яркое описание этой зоны из художественного произведения, затем раздает учащимся рисунки и гербарные экземпляры представителей органического мира зоны и задает вопросы: (предварительно показав зону на карте)
- Что
вы можете сказать об
- Расскажите
о чертах приспособленности
(Жизнь
связана с морем, которое дает
тепло и пищу; подушкообразная
форма растений позволяет
(Учитель дополняет, обобщает)
б) Учитель:
Теперь попрошу вас поработать коллективом.
Раздает
учащимся карточки (каждой группе) и
просит расположить описанные
Причина ? следствие.
Напротив каждой особенности поставит порядковый номер, что зачем следует.
Раздаются карточки с заданиями. ( Приложение)
Результаты вычисляются так:
1. Коллективная > индивидуальной, это хорошо, но необходимо повторить;
2. Коллективная < индивидуальной, это хорошо, умеешь слушать других, но необходимо повторить.
3. Сумма = 0 – молодец!
(Учитель подводит итоги и делает вывод об особенностях природы зоны арктических пустынь вместе с учащимися)
2) Зона тундры
а) Учитель зачитывает яркое описание зоны тундры. (См. стр. 43 журнала «География в школе» 1/94)
б) Демонстрирует учащимся картину с изображением тундры, называет ее особенности; показывает ее расположение на карте.
Задание 1.
Докажите, что подобный облик природы является характерным для данной зоны, объясните отмеченные особенности, для ответа на вопрос обратитесь к физической и тектонической карте.
(Господство
низкого рельефа, т. к.
Задание 2.
- По
климатической карте
- Сравните с температурой июля лесных зон.
Учитель зачитывает:
> Например,
в зоне тундры: полуостров Ямал
и п-ов Таймыр в июне получают
такое же количество суммарной
радиации (более 15 ккал/см2), как и
южные районы лесных зон,
> После
ответов учащихся учитель
«Взаимосвязи между солнечной радиацией и летней t воздуха в тундре»
> Как итог, учитель зачитывает текст на стр. 111 хрестоматии по природоведению В. П. Горощенко: об особенностях зимы и лета в зоне тундры.
Задание 3.
Проблемный вопрос:
Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?
(Низкие температуры, следственно малая испаряемость, мерзлота, препятствующая просачиванию вод вглубь; малые высоты территории, что не способствует поверхностному стоку; протаивание верхнего слоя мерзлоты ведет к образованию западин, где скапливаются талые воды и атмосферные осадки, образуя многочисленные озера)
Задание 4.
Учитель раздает карточки учащимся (2 человека)
~ Определите
по рис. растительноядных
(обилие растительного корма)
подтверждение находит на стр. 134 учебника
~ Перечислите хищных зверей и птиц данной зоны, как они приспособлены к среде обитания.
(покровительственная окраска, теплый густой мех, корм морей)
Ученики
получают текст с описанием
~ Выписывает в тетрадь представителей растительного мира тундры. (1 человек)
~ Читает текст и готовит ответы на вопросы, которые получила от учителя. (1 человек)
Вопросы:
- Почему «лес» в тундре низкорослый?
- Почему
в тундре нет однолетних
- Почему листья растений тундры бывают, свернуты, одеты волосяным покровом, имеют восковой налет?
- Почему в тундре много растений с кожистыми листьями?
- Почему
тундровая растительность
(текст см. на стр. 111 – 112 хрестоматии по природоведению В. П. Горощенко)
Учитель дополняет, обобщает после ответов учащихся.
3) Обобщение по зоне «Тундра»
Учитель закрепляет на доске схему, по которой один из учащихся делает общий вывод, исходя из схемы: причина ? следствие.
«Основные причинно-следственные связи в тундре»
4) Отношение человека к тундре.
(Комментированное чтение текста учебника на стр. 132 и стр. 134 – 135)
VI. Подведение итогов урока
~ Общий вывод по уроку
~ Оценки за урок
VII. Задание на дом
* Прочитать текст параграфа 23;
* Нанести на контурную карту зоны тундры и арктических пустынь;
* Вопрос № 6 на стр. 135.
Информация о работе Развитие творческой активности на уроках географии