Развитие творческой активности на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

Главные задачи, отсюда вытекающие:

показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.

Файлы: 1 файл

Тема для аттестации.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Например:

«Поиграем в рифму» – это двустишие

  • Аты-баты шли солдаты, и попали на (Карпаты)
  • Получили вы наказ отыскать горы (Кавказ)
  • Искал красавицу царевну королевич Елисей, так к морю Карскому стремится очень бурный (Енисей)

      Эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, электронные учебники и др.). И именно модульная технология позволила мне решить многие проблемы в обучении ребят, и целесообразно дала возможность использовать различные средства обучения.

      На протяжении последних восьми лет, я в своей деятельности использую блочно-модульную технологию. На мой взгляд, она как нельзя лучше вписывается в метод выработки новых знаний.

     Основополагающей идеей обучения является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены цели работы, где найти материал, как овладеть им, проверка своей работы, а так же контроль (тесты, письменная работа), которая определяет степень усвоения учебного материала.

     Ведущую роль при модульном обучении играет отбор содержания учебного материала, вычленение в нем основного и вспомогательного. Модульная программа нацеливает на систематическую работу с учебником. На разных этапах урока как в ходе проверки знаний и умений учащихся, так и при изучении нового материала.

     Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и  мне. Приложение№3

      Географические диктанты, чайнворды, кроссворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. Приложение №4

     Развитию познавательного интереса способствует применение элементов внеклассной работы на уроках.

Например: обобщение знаний по разделу: «Природа и население своей местности» (6 класс) я провожу так: конкурс-смотр работ учащихся, материалов экскурсий и практических работ на местности. Выступление учащихся с сообщениями об особенностях природы своей местности, способах ее охраны, отчет учащихся о конкретных мероприятиях, проведенных в течение года и направленных на сохранение природы своего двора, села или улицы

     Для того чтобы урок был более ярким и интересным, а также содержательным, одним из средств достижения этой цели служит использование дополнительной литературы. Причём трудно найти другой такой предмет, при изучении которого необходима была бы дополнительная литература больше, чем при изучении географии, потому что, география как наука, имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать. Подбирая дополнительный материал, я всегда продумываю, объём информации, чтобы материал органично вливался в канву урока, пробуждая у детей потребность в чтении.

Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, сказания всё применяю на уроках.

      Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становится любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конём. Язык загадки точен и лаконичен. На уроке географии народная загадка может стать учебным вопросом, пусть заключённым в несколько необычную для урока форму, познавательная строка которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.

Народная  загадка:

  • Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. ( Молния, гром, дождь)

 Логические  загадки:

  • Название, какой реки у Вас во рту? (Десна - пр. Днепра)
  • Назовите самую горячую Землю? (Огненная Земля)
  • Какой залив носит название ножа (Финский)
  • Какой остров заявляет, что он в спортивной одежде (Ямайка)

     Пословицы - как живая народная мудрость, всегда привлекает людей. Она чётко улавливает своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа.

    Ещё более сильно выражает своеобразие народного видения мира поговорка. «Пословицу сказал - дорогу показал, поговорку сказал - душу утешил».

     Народные приметы служат информационной основой для наблюдения за природой и погодой: «Без примет - ходу нет».

     Изучаю краеведческий материал из истории села Протасово. Я уже говорила немного об оценке знаний. Пока школа наша немыслима без оценки (отметки). И я работаю над тем, чтобы разнообразить формы контроля знаний. Чтобы получение оценок сделать для ребят приятным событием, чтобы на урок они шли не получать оценку, а получать знания. Будут знания - будет и оценка.

   Поэтому, кроме стандартных форм контроля знаний, как индивидуально-фронтальный опрос, письменные работы, применяю тестовый контроль знаний, графические и географические диктанты, самоконтроль и самооценку знаний.

    Немыслим интерес к науке без творчества самих учащихся: они пишут доклады, стихи, рисуют, выпускают памятки и буклеты, газеты, работают с дополнительной литературой, со справочным материалом. Приложение№5 Любовь к своему селу, к Родине, к планете Земля прививается на уроках географии, поэтому часто звучат строки, которые заставляют ребят задуматься не только о настоящем, но и о будущем человечества.

«Океан  седой гремит набатно 
Он таит обиду в глубине, 
Чёрные раскачивая пятна 
На крутой, разгневанной волне 
Стали люди сильными как боги, 
И судьба Земли у них в руках, 
Но темнеют страшные ожоги 
У земного шара на боках 
Мы давно освоили планету 
Широко шагает этот век 
На Земле уж белых пятен нету 
Чёрные сотрёшь ли человек?»                             

  А. Плотников.

    Это стихотворение как пример межпредметных интеграционных связей географии с экологией, литературой, физикой, историей и другими науками.

     География только тогда интересна, когда она изучается вкупе с другими науками.

     Отсутствие скованности на уроках и необычность формы их проведения вызывает их интерес к изучаемому материалу.

    Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства воссоединения с природой, почувствовать себя её частью. На таких уроках я использую дополнительную литературу, рисунки, картины, фрагменты музыкальных произведений.

     Так, в 8-ом классе при изучении темы “Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека” детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Даниил Андреев, находясь вечером на берегу реки Неруссы: “И когда луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни, Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на Земле, и все, что могло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно обращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и все то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством”. После этого отрывка детям задаю вопросы, “Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания Вас охватывали?”. Далее учащиеся выполняют задание “Река моего детства”.

      На уроках рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое “Я”, отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность. Приведу пример задания на самооценку при изучении темы “География Орловской области”.

     Известный ученый-географ и историк Л.Н.Гумилев писал: “Чтобы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе. Ничего!”

А потом  детям задаю вопросы.

  • Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем городе?
  • Каково их современное состояние?
  • Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности;  
    — огорчение беспокойство из-за невозможности их восстановления; 
    — надежду, уверенность в возможности преодоления этого состояния; 
    — потребность в выявлении и паспортизации памятников природы, истории; 
    — желание оказать посильную помощь в восстановлении памятников; 
    — отсутствие эмоциональных откликов.

     Каждый ребенок в силу наследственности имеет определенный набор задатков, которые у него и должны развиваться в процессе обучения, но определенная социальная среда обитания подростка позволяет раскрыться не всем задаткам.

     Кроме этого, ряд индивидуальных черт характера — любознательность, трудоспособность, усидчивость и многие другие, дифференцируют учеников еще больше. И, наконец, такие житейские вещи, как доход и экономические возможности семьи, разделяют детей и по степени доступности географической информации. Использую личностно-ориентирующую технологию, обучение на основе полного усвоения с дифференциацией по степени обученности учащихся. В целях обеспечения определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками, а также самостоятельности в учении мною разработаны разноуровневые задания, практические работы.

     Карточки 3-х уровневого контроля. Первый блок вопросов на репродуктивном уровне, ответы на которые легко найти в текстах учебника. Это в основном понятия, например в 9-ом классе отраслевой состав межотраслевого комплекса, факторы их размещения и другие вопросы.

     Второй блок вопросов — творческого, поискового уровня. Как правило, формулировка начинается со слов: “Почему…?”, “Сравните…”, “Каковы причины возникновения…?”, “Что общего…?” и т.п. Приведу лишь некоторые.

  • В чем вы видите различие между понятиями “трудоемкое” и “металлоемкое” машиностроение. Приведите подтверждающие примеры.
  • Сравните рельеф Южной Америки и Африки. Что общего и в чем различие.

    Третий блок – вопросы на проблемном уровне. Как, по мере хозяйственного развития Поволжья, углублялись экономические проблемы Волги. Каковы первопричины возникновения одной из глобальных проблем человечества — продовольственной.

     Такие задания помогают мне не только выявить уровень знаний учащихся, но и уровень их мыслительной способности, готовность класса к уроку “Деловая игра”, “Урок-дискуссия” и т.д.

Развивать познавательный интерес помогает работа во внеурочное время. Традиционно  в  школе проходит неделя географии. Учащиеся с интересом готовятся к проведению такого рода  работы: создают организационную группу, группу поддержки, экскурсоводов, редколлегию и др. итоги работы подводим в выпускаемой фотогазете. 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Накопленный мною уже немалый опыт по развитию познавательного интереса учащихся при обучении географии показывает, что у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательного интереса учащихся требует от нас, учителей, теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.

Информация о работе Развитие творческой активности на уроках географии