Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа
Показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.
Главные задачи, отсюда вытекающие:
показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;
рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.
Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение или определение.
Все ученики выполняют работу в своих тетрадях, у классной доски никого нет, но один ученик (по усмотрению учителя), не вставая с места и не отрываясь от работы, громко объясняет, комментирует все то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если один ученик замолкает, немедленно продолжает объяснение другой. Сначала включается сильные ученики, через некоторое время будут свободно и быстро объяснять и самые слабые. Сам процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым, овладение знаниями соединяется с выявлением их, значительно повышается темп работы класса.
Самостоятельная работа учащихся служит средством выполнения заданий без непосредственно участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных действий.
Программированное обучение усиливает, систематизирует самостоятельную работу учеников. Подлежащий изучению учебный материал располагается в строгой логической последовательности и делится на небольшие порции и шаги. Особенностью каждого такого шага, отличающей его от параграфа и абзаца учебника, является то, что он кроме информации (т. е. знаний) содержит, и задание для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, при этом каждый ученик может работать в доступном для него темпе. Такая организация работы позволяет учащемуся, если он быстро усваивает материал, закончить его изучение с меньшей затратой времени по сравнению со временем, отводимым на изучения обычными методами. Оставшееся время может быть уделено более глубокому изучению материала, чтению дополнительной литературы, наконец, тому занятию, которое больше интересует учащегося. Ученик, медленно усваивающий материал, не будучи связан с общим темпом работы, имеет возможность работать в спокойной обстановке, не торопясь.
Для успеха обучения необходимо, прежде всего, управлять вниманием учащихся. В этом плане мне оказывают пользу следующие приемы:
Прием новизны, когда в самом начале урока или беседы заинтересовывает учеников сообщением какой-то новой информации. Причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном, казалось бы, явлении открывается что-то новое. Например: обращаюсь к учащимся:
- Из чего состоят облака?
- Из воды.
- А что тяжелее: воздух или воды?
- Конечно, вода.
- А почему же облака плавают по воздуху и не падают?
Весьма действенным может стать прием персонификации, т. е. использование способности к сопереживанию. Образный эмоциональный рассказ может оживить даже самую нелепую или абстрактную мысль, возбудить интерес к ней.
Иногда хорошую роль может сыграть прием участия. На уроке, раскрывая тему, говорю: «Представьте себе, что вы находитесь …», затем урок продолжается своим чередом.
Самый беспроигрышный вариант – юмор. Несколько юмористических штрихов снижают усталость, активируют внимание и мышление. Однако, смешная история, рассказанная не к месту, явится только помехой и может испортить все.
Очень помогает ребятам глубже понять, лучше усвоить существенные черты изучаемого объекта: сравнение общего и отличного.
Развитию логического мышления служит и выполнение заданий, требующих сравнить новый материал с ранее пройденными темами. Например: сравните конвекцию и диффузию; сопоставить свойства агрегатных состояний вещества; сравните тектоническое строение двух материков и т. д.
При обучении работе с книгой, прежде всего, добиваюсь, чтобы школьники внимательно читали текст, понимали его смысл (а не заучивали дословно) при пересказе. Для этого им предлагаю вспомнить такие, например, задания: найдите в учебнике определение изучаемого понятия; примеры, иллюстрирующие применение изучаемых законов в быту и технике; объяснение изучаемого явления; ответы на вопросы, стоящие в конце параграфа. Осмыслить, прочно усвоить текст учебника помогает также составление плана параграфа, составление по тексту таблиц, схем. Ученики, овладевшие приемами работы с книгой, выполняют более сложные задания: самостоятельно изучают материал по учебнику, пишут сообщения, доклады, рефераты.
Обучая школьников извлекать информацию не только из текста учебника, но из его рисунков, таблиц и графиков, предлагаю ребятам рассказать, что изображено на рисунке; что говорится об этом рисунке в тексте учебника; составить задачу, рассказ по рисунку и т. п.
Для того чтобы развивать логическое мышление школьников, необходимо давать им возможность самостоятельно анализировать и обобщать, делать сравнения, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения, выводы по аналогам.
Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся на уроках географии играет: а) работа с натуральными объектами (гербариями, коллекциями горных пород, муляжами, моделями и т. п.); б) географическими картами; в) географическими картинами; г) проведение опытов.
Работе с картами отвожу очень много времени, так как «без карты нет географии», об этом писал ещё древнегреческий учёный Эратосфен. Карта – источник новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, а так как нет соответствующих учебных пособий, роль карт трудно переоценить. Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.
Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется. И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. И в этом помогают нестандартные типы уроков.
Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, КВН, диспуты, викторины, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, корабль, или зал заседания), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.
Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.
Давно известно, что дети даже в старших классах, хорошему объяснению предпочитают интересные игры или игровые моменты на уроке, где они будут сами познавать мир, взаимообучаться. Они с удовольствием принимают и усваивают информацию, но для этого нужно самому уметь играть. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
В процессе игры срабатывают различные виды памяти: зрительная, ассоциативная, механическая и др. А это значит, что ребёнок усвоит новый материал гораздо легче, чем на обычном, традиционном уроке. Ведь для победы в игре-соревновании необходимо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке и вне его является комплексным носителем информации. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов, позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Я провожу целые уроки-игры, например: Путешествия по материкам», на остров Сокровищ, в подземное царство, и много других. Приложение №1
Форма проведения игр могут быть различными это: аукционы, визитные карточки, исследования, защита проектов и т.д. игровые моменты стараюсь включать практически в каждый урок: «полевая почта», «что такое? кто такой?», «лото», «кто точнее» и многие другие.
Например: при проведении обобщающего урока по Северной Америке (7 класс) провожу игру: «Что такое? Кто такой?»
Задание для этой игры предлагается на небольших листках; задача ребят – ответить, что означает слово
м. Принца Уэльского, Ньюфаундленд, Америго Веспуччи;
или блицтурнир: «Все выше и выше»
~
самая высокая точка С.
~ самые большие по протяженности горы;
(ответы учащихся под номерами, самостоятельно пишутся в тетрадях)
Например: Урок-исследование в виде конкурса «Почемучек». Ребятам всё интересно знать важно не только где? Но и почему? Выявление причинно следственной связи.
Многие ответы на эти «почему?» сопровождаются опытами.
Не только теоретические знания получают учащиеся, отвечая на вопросы, что такое? Но и приобретают практические навыки работы с картой.
Любая игра интересна для всех возрастов, для детей особенно.
Поэтому я перенесла принципы игр «Поле чудес», «Счастливый случай», «Золотая лихорадка», «Своя игра» на уроки географии.
Например: «Своя игра» привлекает учащихся тем, что они сами выбирают себе вопросы, на которые должны ответить. Приложение №2
Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки являются стимулом для привития интереса к науке. Никогда учащихся не наказываю плохой оценкой.
Но если урок-игра, как правило, проводится в конце темы, то элементы игры, элементы занимательной географии стараюсь использовать как можно чаще.
Информация о работе Развитие творческой активности на уроках географии