Активные методы обучения на уроках экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивной может быть совместная деятельность преподавателя и студента.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и осуществления уроков активного обучения. В рамках преподавания экономических дисциплин могут быть использованы, разработанные конспекты уроков.

Оглавление

Введение
1. Сущность активных методов обучения
2. Виды методов активного обучения
2.1 Проблемный метод обучения
2.2 Игровой метод обучения
2.3 Дискуссия как метод активного обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

методика.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.

     Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

     Содержательной  стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

     Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивной может быть совместная деятельность преподавателя и студента.

     Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и осуществления уроков активного обучения. В рамках преподавания экономических дисциплин могут быть использованы, разработанные конспекты уроков.

 

     1. Сущность активных  методов обучения

     Наиболее  устоявшееся современное определение  методов обучения содержится в Педагогической энциклопедии, где сказано: «Методы обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности».

     В литературе можно встретить деление  методов обучения на "активные" и "пассивные", хотя психология не признает такого сочетания: в человеческой деятельности активным или пассивным, может быть сам человек, а не метод.

     Активные  методы обучения- методы обучения, позволяющие  вовлечь учащихся в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.1

     К методам активизации учебного процесса относятся методы проблемного обучения, методы деловой игры и дискуссии. Они предполагают такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит относительно самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

     Являясь одними из наиболее эффективных методов группового взаимодействия, активные методы усиливают развивающие и воспитательные эффекты обучения, создают условия для открытого выражения учащимися своих мыслей, позиций, обладают возможностью воздействия на их взгляды.

     При этом создаются условия, в которых  учащиеся вынуждены оперировать понятиями разного масштаба, включать в решение проблемы информацию разного уровня, знания, относящиеся к разным наукам и дисциплинам. Соединение в сознании человека событий, до того не связанных между собой, требует новых принципов и приемов обучения. Учить пониманию - новая задача и новый приоритет современного образования. Активные методы помогают создать такую образовательную среду, в которой возможно достижение понимания проблемы.

     Выбор активных методов обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  • освоение предметных знаний;
  • умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  • овладение междисциплинарными умениями;
  • коммуникативными умениями;
  • умениями работать с информацией, представленной в различном виде;
  • овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
  • умения сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы.2

     Активная  мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения  эффективности усвоения и практического  освоения изучаемого материала на уроках экономики.

     Специалисты по активным методам по-разному оценивают  их эффективность в усвоении учебного материала. Так, если при лекционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

     Активное  обучение повышает мотивацию и вовлеченность учащихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности учащихся.

     Эффективность обеспечивается за счет более активного  включения обучающихся в процесс  не только получения, но и непосредственного использования знаний. Если формы и методы активного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.

     Отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально  приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, качественно иной установки на обучение в эмоционально насыщенном учебном процессе.

     Непосредственное  вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в  ходе учебного процесса связано с  применением соответствующих приемов  и методов, получивших название активных методов обучения.

     Известно, что познавательный интерес по учебным дисциплинам формируется при условии высокой активности преподавателей постоянного совершенствования ими своим профессиональных знаний, методики преподавания.

     2. Виды методов активного  обучения

     При активном обучении педагог выполняет  функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное  место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

     Активные  методы обучения позволяют интенсифицировать  процесс понимания, усвоения и творческого  применения знаний при решении экономических  задач. В настоящее время в вузах целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют следующие:

     1. Проблемное обучение

     2. Игровые формы обучения

     3. Дискуссия

     2.1 Проблемный метод обучения

     Проблемное  обучение возникло как результат  достижений передовой практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.

     Проблемное  обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая  самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.3

     Можно указать следующие общие функции  проблемного обучения на занятиях по экономическим дисциплинам:

  • усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности,
  • развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,
  • формирование диалектического мышления учащихся,
  • формирование всесторонне развитой личности.

       Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),
  • воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности),
  • формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

     Проблемное  обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные  типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

     Поскольку мышление начинается при столкновении человека с проблемой, основу экспериментальной  деятельности составляет несколько  этапов:

  • возникновение и создание проблемной ситуации
  • осознание сущности затруднения в постановке проблемы
  • нахождение способа решения путём догадки или выдвижение предположений и обоснования гипотез
  • доказательство гипотезы, проверка правильности решения. 4

     Познавательная  деятельность учащихся будет считаться самостоятельной, если в возникающей ситуации они самостоятельно проходят основные этапы мыслительного процесса.

     Однако  возникновение проблемных ситуаций на занятиях по экономическим дисциплинам и поисковой деятельности учащихся возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение и др.

     Поэтому создание преподавателем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.

     Структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.

     На  основании обобщения передового опыта можно указать несколько  основных способов создания проблемных ситуаций.

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.
  2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
  3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на уроках по гуманитарным предметам.
  4. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
  5. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
  6. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. В этом случае, как сравнение выявляет особые свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
  7. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
  8. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.

Информация о работе Активные методы обучения на уроках экономики