Развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблемы. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Креативность (творческие способности)- это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи нестандартным образом

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения креативности и факторов, оказывающих влияние на становление креативности детей
1. 1. Исследования креативности отечественными и зарубежными авторами………………………………………………………………………….6
1.2. Специфика развития креативности в младшем школьном возрасте….17
1.3. Значение и возможности изодеятельности в развитии креативности младших школьников…………………………………………………………24
Глава 2. Примеры практического изучения креативности младших школьников и рекомендации по проведению занятий с элементами изобразительной деятельности, направленных на развитие креативности
2.1. Примеры практического изучения креативности младших школьников……………………………………………………………………..34
2.2. Рекомендации по проведению занятий с элементами изобразительной деятельности, направленных на развитие креативности…………………….35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

K_razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_na_uroke_i.docx

— 237.96 Кб (Скачать)

1) Беглость. Число придуманных предложений  — n , 1 предложение — 1 балл.

 

Б = n

 

2) Гибкость. Считаем число слов, используемых испытуемым, причем  каждое слово считается только  один раз. Т.е. в каждом последующем  предложении учитываются только  те слова, которые не употреблялись  испытуемым ранее или не повторяют  слова в нашем примере. Однокоренные  слова, относящиеся к разным частям  речи, считаются одинаковыми, например: веселый, весело.

Число слов, используемых один раз — m. 1 слово — 0.1 балла.

 

Г = 0.1 × m

 

Г — показатель гибкости

3) Оригинальность. Считаем число  оригинальных по смысловому содержанию  предложений, т.е. таких предложений, для которых главная выраженная  в них мысль является оригинальной. Оригинальным будет считаться  предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. Одно оригинальное предложение  — 5 баллов.

Ор = 5 × k

где Ор показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

Т3 = n + 0.1 × m + 5 × k

где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для 9—15 лет).

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова — книга. Например — красивая книга — какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость — суммарное число  приведенных определений — n. 1 определение  — 1 балл.

Б = n

Б — показатель беглости.

2) Гибкость — число приведенных  классов — категорий ответов. 1 категория — 3 балла

Г = 3 × m

Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Список категорий (4 субтест)

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная...)

2. Действия с книгой любого  типа (брошеная, забытая, украденная, переданная...)

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная...)

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая...)

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя...)

6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная...)

7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая...)

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная...)

9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная...)

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая...)

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная...)

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная...)

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают — 3 балла. В принципе, максимально-возможный балл - 12×3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться.

3) Оригинальность — число оригинальных  определений — в нашем случае  — k. Оригинальное определение —  приведенное всего 1 раз на выборке  из 30—40 человек. 1 оригинальное определение  — 5 баллов

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Т4 = n + 3 × m + 5 × k

где Т4 — суммарный показатель 4 субтеста

Субтест 5. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция испытуемому: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1 и образец выполнения задания — лампа — рис. 2.

Образец незаполненного тестового бланка приведен на рис. 3.

Время выполнения всех рисунков — 1 = 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 см. (для тестового бланка)

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — Гибкость. В данном показателе учитываются: n1 — число изображенных элементов (деталей), 1 деталь — 0.1 балла; n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d), 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4; n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла

Б = 0.1n1i +n2i − 0.1 × n3i)

i — номер рисунка.

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2) Оригинальность. k1 — число оригинальных  элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов/ (см. рис. 8)

k — оригинальность рисунка 4 (по  теме, по содержанию). (Может встречаться 1 раз на выборку в 30—40 человек), k может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)

 

Ор = 5 × k + × k1i

 

Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4)

Т5 = Б + Ор

Б — беглость, Ор — оригинальность, Т5 — суммарный показатель 5 субтеста.

Изображения (для предварительного предъявления) субтест 5:

 

 

Рис. 1 Стимульный материал к субтесту 5 (Изображения)

 

Рис. 2 Лампа. Пример выполненного рисунка к субтесту5 — Изображения

 

Рис. 3 Образец тестового бланка (субтест 5 — Изображения)

 

Субтест 6. Эскизы

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания — 10 минут.

На рис. 4 изображен неиспользованный тестовый бланк для данного субтеста.

Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине (рис. 4). Размеры квадрата 5x5 см, диаметр каждого круга ~ 1,5 см.

В качестве примера к субтесту предъявляется нарисованный человечек (рис. 5).

Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость — число адекватных  задаче рисунков.

n — число рисунков (изменяется  от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл

Б = n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются — рис. 9 — вверху)

2) Гибкость — число изображенных  классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся  к одной категории, изображения  различных животных также составляют  одну категорию.

m — число категорий, за одну  категорию — 3 балла.

Г = 3 × m

Список категорий (6 субтест)

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы...)

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна...)

3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы...)

5. Игрушки, игры (любые)

6. Космос (ракета, спутник, космонавт...)

7. Лицо (любое человеческое лицо)

8. Люди (человек)

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда

11. Предметы домашнего обихода

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние...)

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы...)

14. Спортивные снаряды

15. Съедобные продукты (еда)

16. Узоры, орнаменты

17. Украшения (бусы, серьги, браслет...)

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность. k — число оригинальных  рисунков; оригинальным считается  рисунок, сюжет которого использован  один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный  рисунок — 5 баллов.

 

Ор = 5 × k

Ор — показатель оригинальности.

Т6 = n + 3 × m + 5 × k

где Т6 — суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись (рис. 8).

 

Рис. 4 Образец тестового бланка (субтест 6 — Эскизы)

 

Субтест 7. Спрятанная форма

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в школе