Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исследования необходимо доказать следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно с помощью системы физкультурных семейных праздников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе;
2. определить особенности формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить условия формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников;
4. теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования культуры здоровья дошкольников системе физкультурных семейных праздников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………………...8
2. Физкультурные семейные праздники их значение…………………...…….....18
2.1 Классификация физкультурных праздников………………..……………….23
2.2 Требования к организации и проведению физкультурных праздников…………………………………………………………………………..30
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников……………………………………………..........................................42
Заключение……………………………………………………………………….....49
Список используемой литературы…………………………………………….......52
Приложение 1…………………………………………………………………….....57
Приложение 2…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Развитие культуры здоровья (последний вариант).doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     3. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников 

     Исследование  уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного  возраста проводилось на базе МДОУ №1"Солнышко" п.г.т. Забайкальска.

     В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в  количестве 20 человек, которые были разделены на 2 группы: экспериментальную и контрольную.

     Для того чтобы проследить, как влияет система физкультурных семейных праздников на формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста, необходимо было провести диагностику уровня сформированности культуры здоровья.

     Для решения поставленной задачи были использованы следующие критерии и показатели:

      1. полнота и достаточность знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье);
      2. уровень сформированности эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками);
      3. показатель отношения к своему здоровью (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью);
      4. уровень активности в стрессовых ситуациях (позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации)

     Все участвующие в эксперименте были отнесены в три группы (в зависимости  от заданных критериев и показателей): группа высокого уровня, среднего и  низкого (таблица 1). 

     Таблица 1

     Сводная таблица результатов опытно-экспериментального исследования уровня развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста до внедрения системы физкультурных семейных праздников

№ п/п Название  методики Группы Количество  испытуемых детей Группа  высокого уровня, % Группа  среднего уровня, % Группа  низкого уровня, %
1 "Что  я знаю о своем организме" экспериментальная 10 0 30 70
контрольная 10 0 40 60
2 "Изучение  эмоционального поведения детей  при восприятии литературных  произведений" экспериментальная 10 0 60 40
контрольная 10 0 70 30
3 "Изучение  социальных эмоций" экспериментальная 10 10 30 60
контрольная 10 20 40 30
4 "Кораблекрушение" экспериментальная 10 0 70 30
контрольная 10 0 60 40
 

     Высокий уровень: к этому уровню относятся  дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Ребёнок знает правила ухода за своим телом (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения), бережно относится к своему здоровью. Сформировано положительное представление о самом себе. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения, способен излагать свои знания компактно, умеет развернуть их в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала о физическом, психическом, социальном здоровье, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками, устойчивый интерес к здоровью, активность при решении проблемных ситуаций.

     Средний уровень: к этому уровню относятся  дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Однако ребенок не всегда может развернуть знания в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала, способность к сочувствию, наличие положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, но интерес к физическому, психическому, социальному здоровью не устойчивый.

     Низкий  уровень: к этому уровню относятся  дети, у которых отсутствуют знания о физическом, психическом, социальном (духовном) здоровье. Эмоциональная  реакция на новизну материала, любознательность способность к сочувствию проявляются не всегда. Отсутствует интерес к физическому, психическому, социальному здоровью.

     С целью выявления уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста мы использовали диагностические методики С.Е. Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой и др.

     1. Методика "Что я знаю о своём  организме" (автор С.Е. Шукшина)

     Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного  возраста.

     Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся человеческого организма.

     Если  ребёнок затруднялся, ему задавались наводящие вопросы. Например, какую  роль играет сердце в организме человека? Ты знаешь, что у человека есть сердце? А как ты думаешь, зачем оно нам? и т.п.

     Результаты  проведения констатирующего эксперимента.

     В экспериментальной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%; низкий уровень - 7 детей, что составляет 70%.

     В контрольной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 4 ребенка, что составляет 40%; низкий уровень - 6 детей, что составляет 60%.

     Методика 2. "Изучение эмоционального поведения  детей при восприятии литературных произведений" (автор А.Д. Кошелева).

     При чтении сказки С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" были зафиксированы особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценку событий.

     Количественный  анализ результатов методики позволил сделать вывод:

     В экспериментальной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 6 детей, что составляет 60%; низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%.

     В контрольной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 7 детей, что составляет 70%; низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%.

     Методика 3. "Изучение социальных эмоций" (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

     Цель: выявить уровень воспитанности  толерантности, эмпатии у детей  старшего дошкольного возраста.

     Количественный  анализ результатов методики позволил сделать вывод о том, что:

     В экспериментальной группе: высокий уровень - 1 ребёнок, что составляет 10%; средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%; низкий уровень - 6 детей, что составляет 60%.

     В контрольной группе: высокий уровень - 2 ребёнка, что составляет 20%; средний уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%; низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30% (таблица 3).

     С целью изучения позитивных действий, как в реальной, так и вербальной ситуации использовалась методика "Кораблекрушение".

     Цель: выявление активности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций, способности к определению  задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

     Количественный  анализ результатов методики позволил сделать вывод:

     В экспериментальной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 7 детей, что составляет 70%; низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%.

     В контрольной группе: высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%; средний уровень - 6 детей, что составляет 60%; низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40%.

     Количественный  анализ результатов констатирующего  эксперимента позволил сделать вывод  о том, что в контрольной группе 70% (7 детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 30% (3 ребёнка) имеют средний уровень, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен. В экспериментальной группе 60% (6 детей) имеют низкий уровень сформированности культуры здоровья, 40% (4 ребёнка) со средним уровнем, высокий уровень сформированности культуры здоровья не выявлен.

     Как видно, большая часть испытуемых детей находится на среднем и  низком уровнях сформированности культуры здоровья, что подтверждает необходимость  реализации условий, способствующих повышению уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

     С целью повышения уровня культуры здоровья был поведён формирующий  этап эксперимента. В формирующем  эксперименте приняли участие те же дети, у которых была проведена диагностика.

     В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

     - включение детей и их родителей в участие в семейных физкультурных праздниках;

     - широкое применение методов эмоционального воздействия.

     Семейные  физкультурные праздники были направлены на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье, улучшение общего состояния организма ребенка, как физического, так и психологического (график проведения праздников в приложении 1 и сценарии праздников в приложении 2).

     После проведения долгосрочного опытно-экспериментального исследования, была проведена повторная диагностика детей (таблица 2), которая показала, что у детей произошли заметные изменения в культуре здоровья. Наиболее значительные - отсутствие числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с низким уровнем культуры здоровья, увеличением числа детей со средним уровнем и появлением детей с высоким уровнем культуры здоровья.

     Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2

     Сводная таблица результатов опытно-экспериментального исследования уровня развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста после внедрения системы физкультурных семейных праздников

№ п/п Название  методики Группы Количество  испытуемых детей Группа  высокого уровня, % Группа  среднего уровня, % Группа  низкого уровня, %
1 "Что  я знаю о своем организме" экспериментальная 10 30 40 30
контрольная 10 40 40 20
2 "Изучение  эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений" экспериментальная 10 20 60 20
контрольная 10 30 60 10
3 "Изучение  социальных эмоций" экспериментальная 10 40 30 30
контрольная 10 40 40 20
4 "Кораблекрушение" экспериментальная 10 10 50 40
контрольная 10 20 60 20

Информация о работе Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста