Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

В ходе исследования необходимо доказать следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно с помощью системы физкультурных семейных праздников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе;
2. определить особенности формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить условия формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников;
4. теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования культуры здоровья дошкольников системе физкультурных семейных праздников.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………………...8
2. Физкультурные семейные праздники их значение…………………...…….....18
2.1 Классификация физкультурных праздников………………..……………….23
2.2 Требования к организации и проведению физкультурных праздников…………………………………………………………………………..30
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников……………………………………………..........................................42
Заключение……………………………………………………………………….....49
Список используемой литературы…………………………………………….......52
Приложение 1…………………………………………………………………….....57
Приложение 2…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Развитие культуры здоровья (последний вариант).doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     Эксперименты  убедительно доказали, что отношение  ребенка к здоровью напрямую зависит  от сформированности в его  сознании этого понятия. Поскольку это  понятие сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью не могут. Именно поэтому никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.

     В среднем  дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают, как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым, и быть здоровым  они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть. На вопрос, что нужно делать чтобы не болеть, большинство детей отвечает: не простужаться, не есть мороженное, не мочить ноги и т.п. Из этого следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы своему здоровью со стороны внешней среды.

     В старшем дошкольном возрасте благодаря  возрастанию личного опыта отношение  к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят здоровье  с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий  (нельзя есть фрукты грязными), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие здоровье с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья (там кричали, ругались, и у меня заболела голова). Но в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

     При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физической культурой отношение детей к своему здоровью как величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу - становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

     Условия развития у дошкольника потребности  в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья:

     1. гигиенически организованная социальная среда обитания (она должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям, но требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений);

     2. наличие специальной программы развития у дошкольника потребности в здоровом образе жизни и формирования культуры здоровья (средства методы, приемы, формы работы направленные на приобретение детьми знаний, умений, привычек ухода за  собой, своим телом, бережного отношения к другим людям). Например: человек привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя не комфортно если этой возможности нет. Так же и с людьми привыкшими к утреннему бегу. Должен быть учтен   лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле слова должна быть мода  на здоровье среди родителей, детей и сотрудников;

     3.овладение системой понятий о своем организме, здоровье, здоровом образе жизни (знания по ПДД, ОБЖ, ЗОЖ). Эти знания частично могут даваться на каждом занятии не зависимо от его вида.

     Дети  должны сами сформулировать соответствующие выводы: «»…и сказала кроха – буду делать хорошо и не буду плохо». Должны осваивать практику самомониторинга здоровья. Содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно – оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

     Взрослыми должны быть созданы бесчисленные ситуации для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей (тестирование, диагностирование  осознанное ребенком, создание ситуации успеха - все в игровой форме).

     Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целеноправленным развитием его личности в специально созданной гигиенически организованной социальной среде.

     На  протяжении дошкольного возраста при  соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения  ребенка к своему здоровью. Важнейшей предпосылкой формирования  у ребенка  позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, а значит и понятия «культура здоровья».

     Таким образом, культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые, в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни специалиста по физической культуре и спорту в его индивидуальной культуре.

     Исходя  из вышеизложенного, культуру здоровья можно определить как процесс  осознания, объяснения, понимания субъектом  ценности своего здоровья (здорового  образа жизни), выраженный в желании  субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

     Возможности сотрудничества педагогов и родителей  в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников может происходить, в том числе и с помощью физкультурных семейных праздников.

     Сотрудничество - это общение "на равных", где  никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

     Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [23, с.64].

     Перейти к новым формам отношений родителей  и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

     Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения  между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

     Пример  открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном  и пережитом в праздничные  дни, инициируя тем самым у  детей желание участвовать в  беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

     Личной  готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей  на доверительное общение, и они  делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

     "Открытость  детского сада внутрь" - это  вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно  разнообразить жизнь детей в  дошкольном учреждении, внести свой  вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

     Некоторые родители и другие члены семьи  включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную  работу с детьми. Например, ведут  кружки, студии, обучают малышей  некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

     От  участия родителей в работе дошкольного  учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они  узнают что-то новое. Важнее другое - они  учатся с уважением, любовью и  благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

     Родительская  семья - важнейший институт формирования культуры здоровья подрастающих поколений. Воспитательный процесс в семье  не имеет границ, начала или конца, родители для детей - это жизненный "идеал", ничем не защищенный от пристального детского глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, сверстников. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается, и качество которой определяется рядом параметров:

     - социально-культурный - зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

     - социально-экономический - определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

     - технико-гигиенический - зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни;

     - демографический - определяется структурой семьи [6, с.346].

     В семье формируются фундаментальные  ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

     Влияние на формирование культуры здоровья детей  и подростков, общество и государство, могут осуществлять через систему  образования и воспитания, которая  включает в себя большой спектр различных учреждений и организаций (учреждения дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования, лицеи, гимназии, профессиональные училища, вузы, учреждения культуры, спортивные, общественно-политические и клубные организации, оздоровительные, коррекционные и реабилитационные учреждения и т.п.)

     Детский сад является местом активной деятельности дошкольников в наиболее интенсивный  период их развития и должен создавать  условия, гарантирующие охрану и  укрепление здоровья воспитанников. Так как ведущими каналами формирования культуры здоровья, как и всего процесса социализации в дошкольном учреждении, выступает не только ценность, но и деятельность, то одним из основных направлений педагогической поддержки социального становления дошкольников является целенаправленная организация учебно-воспитательной деятельности дошкольников, в которой важно обеспечить ребенку позитивное восприятие себя и деятельности, в которую он включен. Когда дошкольник осознает цели, активно участвует в деятельности, выполняя роли не только исполнителя, но и организатора, умея при этом объективно оценивать результаты этой деятельности, тогда учебно-познавательная и оздоровительная деятельность становится реальным сотрудничеством дошкольников друг с другом и педагогом.

     Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию  педагога на семью, поскольку во главу  угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую  сферу деятельности педагога называли "работа с семьей". Для экономии сил и времени "обучение" велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны знают, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

     Учитывая  множественность факторов и институтов формирования культуры здоровья, было бы неправильным указывать, какой из них важнее. Правомернее было бы говорить об оценке степени эффективности каждого из институтов. Чтобы координировать их усилия, необходимо знать, в чем они принципиально взаимозаменяемы, в чем уникальны. Однако ни один институт в отдельности нельзя считать полностью ответственным за конечный результат социально-педагогического процесса.

Информация о работе Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста