Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
В ходе исследования необходимо доказать следующую гипотезу: процесс формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно с помощью системы физкультурных семейных праздников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие "культуры здоровья" в психолого-педагогической литературе;
2. определить особенности формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить условия формирования культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников;
4. теоретически обосновать и экспериментально проверить формирования культуры здоровья дошкольников системе физкультурных семейных праздников.
Введение……………………………………………………………………………...1
1. Теоретические основы проблемы развития культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста…………………………….……………………...8
2. Физкультурные семейные праздники их значение…………………...…….....18
2.1 Классификация физкультурных праздников………………..……………….23
2.2 Требования к организации и проведению физкультурных праздников…………………………………………………………………………..30
3. Опытно-экспериментальное исследование формирования культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста в системе физкультурных семейных праздников……………………………………………..........................................42
Заключение……………………………………………………………………….....49
Список используемой литературы…………………………………………….......52
Приложение 1…………………………………………………………………….....57
Приложение 2…
По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом.
Комбинированный. Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Его преимуществом является возможность привлечения детей 5-7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников - к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах.
На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.). Такой праздник можно организовать в том случае, если дети достаточно хорошо владеют техникой игры и знакомы с ее правилами. Чтобы привлечь к участию в нем всех детей, можно в перерывах между таймами организовать танцевальные выступления девочек и игры для болельщиков. Если уровень двигательной подготовленности детей недостаточно высок, то праздник может принять форму соревнований между командами на скорость и качество выполнения отдельных элементов спортивных игр (вести мяч и забросить его в корзину; дольше продержать теннисный мяч на ракетке; забить волан ракеткой в круг и т.п.). Можно также включить в праздник игры-эстафеты и игры с элементами индивидуальных и коллективных соревнований.
На основе спортивных упражнений. Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).
На основе подвижных игр, аттракционов, забав. Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.
Интегрированные.
В содержание этих праздников наряду
с двигательными заданиями
По методам проведения праздников выделяются следующие их разновидности.
• Игровые (проводятся с детьми всех возрастов).
•
Соревновательные (проводятся с детьми
5-7 лет). Участники двух и более
команд соревнуются между собой,
или все дети вступают в противоборство
с реальным или воображаемым персонажем.
• Сюжетные. Выполнение двигательных заданий осуществляется в соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой и идеей.
• Творческие. Их цель - формирование творческой активности, умения самостоятельно принимать решения, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п.). Проведение таких праздников требует от взрослого высокого профессионализма, так как неожиданные для него решения детей могут изменить ход сценария. Поэтому в сценарий закладывают разные варианты выхода из предлагаемой ситуации, чтобы дети почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.
По месту проведения праздники делятся так:
• на спортивной площадке или стадионе;
• в природных условиях (в лесу, у водоема, в парке);
• в спортивном зале;
• в бассейне.
По составу детей целесообразней всего праздники классифицировать следующим образом.
• Участниками праздника могут быть дети от 4 до 7лет и взрослые. Он, как правило, строится на подвижных играх, аттракционах и забавах, в которых (поочередно или небольшими одновозрастными группами) участвуют все дети, а в массовых играх, хороводах и танцах одновременно принимают участие все желающие.
•
Праздник может быть организован на
основе объединения детей одного возраста
или близких по возрасту. Если он строится
на играх с элементами соревнования или
спортивных играх, то участниками являются
дети 6-7 лет. Если это праздник-развлечение,
в котором преобладают сюжетные игры и
музыкальные сюрпризы, участниками могут
стать дети 4-5 лет.
• Праздник можно провести как веселое соревнование, в котором участвуют родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Определяются общие и отдельные игровые задания и массовые шуточные эстафеты, в которые включаются дети 2-3 лет (задание — проползти между ног своих братьев и сестер) и бабушки (задание -как можно быстрее одеть своего внука).
Классификация праздников по характеру используемого оборудования, инвентаря, пособий весьма условна: если оснащенность детского сада физкультурным, спортивным и игровым инвентарем недостаточна, это не повод, чтобы лишать детей праздника - указанному оборудованию можно найти адекватную замену.
• С применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря.
• С использованием природного материала (осенние листья, цветы, постройки из снега, льдинки, снежки, шишки, камушки, пеньки, бревна и т.п. - в зависимости от сезона и природного окружения).
• С использованием самодельного или приспособленного инвентаря. В ход могут пойти автопокрышки разного размера (из них можно сконструировать самые разные снаряды), лестница, бельевая веревка, предметы быта, детская мебель (стулья, табуреты), даже пластиковые бутылки, наполненные песком, и т.п.
• С сюжетными игрушками и игровыми пособиями для детей младшего возраста (куклы, зверюшки, машины, игрушки-каталки, строительный материал).
Классификация
праздников в зависимости от сезона
традиционна. (Это четыре сезонных праздника.)
2.2
Требования к организации
и проведению физкультурных
праздников
В жизни взрослых людей всегда немаловажную роль играет, в каких условиях они работают, отдыхают и т.п. Для большинства из них очень важны атрибуты, которые их сопровождают. Для детей же, как уже говорилось выше, немаловажную роль играет эмоциональная окраска происходящего, которая в свою очередь очень сильно зависит от того как организован и проведен физкультурный праздник.
Организация семейного физкультурного праздника – это, в первую очередь объединение общих усилий и ребенка, и взрослого (родителя), и воспитателя.
Как показывает практика, основную роль за организацию таких мероприятий берет на себя воспитатель, на родителей больше ложиться роль «исполнителей». Это не должно быть догмой, воспитатель должен попробовать донести до родителей, что проведение семейных физкультурных праздников очень положительно сказывается как на физическом, так и на психологическом развитии ребенка, именно поэтому родитель должен брать активную роль, а не пассивную, как часто происходит, в проведении таких мероприятий.
Для того, чтобы семейный спортивный праздник прошел не только успешно, но и ярко необходимо четко проработать все пункты, такие как:
Физкультурные праздники в д/с организуется в соответствии с программными указаниями. Количество их в течении года в средней, старшей и подготовительной к школе группах - два раза в год. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны при выполнении поручений или ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов, правильно воспринять оценку своих действий, поведения. В начале года планируются физкультурные праздники, намечаются их тематика. Это позволяет предусмотреть наиболее целесообразные их сочетания с праздниками общественной направленности. Более всего приемлемы для детей дошкольного возраста физкультурные праздники, которые организуются для воспитанников одного дошкольного учреждения. Вместе с тем, иногда допускаются объединения двух-трех групп старших дошкольников из двух-трех близлежащих детских садов.
Нужно не забывать о таком немаловажном факторе, как длительность физкультурного семейного праздника, утомление ребенка может дать отрицательный эффект, поэтому длительность таких мероприятий определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
Одним
из важнейших требований к организации
праздников является проведение их в
разные сезоны года. С учетом этого
они могут проходить в
При составлении плана-сценария праздника необходимо:
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
•
предусмотреть чередование игр
и соревнований с высокой физической
нагрузкой и эмоциональным
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
Большую роль в проведении мероприятий такого типа отдается заключительной части – это вручение подарков. Подарки, в современном обществе, как правило покупаются, редко изготавливаются самими родителями или организаторами. Этот подход неоднозначен. Такой семейный физкультурный праздник, в первую очередь направлен на совместное участие детей и родителей, а приз – это лишь приятное дополнение. Поэтому можно попробовать придумать призы, которые приносили бы больше моральное, а не материальное удовлетворение. Например, такими призами могут быть изготовленные собственноручно кубки или медали, это может быть поездка на арендованной лошади, поход в кино, театр и т.д. Нужно учитывать особенности каждого ребенка, чтобы подарок для него оказался действительно ценным. Самое главное, чтобы не один ребенок не остался без внимания, каждый был замечен и награжден.
Особое внимание нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания. Следует продумать музыкальное сопровождение физических упражнений (парад, комплекс ритмической или утренней гимнастики) и музыкальные заставки, фоновую музыку для аттракционов, сюрпризных моментов, награждения и т.д.
Проведение праздника необходимо поручить ведущему, обладающему личностными и профессиональными качествами педагога-организатора. Опыт подсказывает: на 80% успех праздника зависит от подготовки и способностей ведущего. Он должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Желательно, чтобы ведущий был спортивным и мог сам в случае необходимости выполнить то или иное упражнение. Облегчить задачу проведения праздника можно, включив в сценарий двух ведущих, которые способны «подстраховать» друг друга, если возникнет непредвиденная ситуация.
Информация о работе Развитие культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста